На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

История о малоизвестном изобретателе, который, возможно, спас вам жизнь

Хьюберт Уоррен (слева) погиб в одной из первых крупных авиакатастроф Австралии

В пятницу 19 октября 1934 года пассажирский самолет «Мисс Хобарт» упал с неба в море.

На борту находились восемь мужчин, три женщины и маленький мальчик, которые, как считается, утонули в водах Бассова пролива, который располагается между Тасманией и материковой Австралией.

Обломки самолета так и не были найдены.

Одним из тех, кто был на борту, был 33-летний англиканский миссионер, преподобный Хьюберт Уоррен, который летел в свой новый приход в Энфилде, Сидней. Его жена Элли и четверо детей решили последовать за ним на лодке.

Последним подарком преподобного своему восьмилетнему сыну Дэвиду был детекторный радиоприёмник, которым мальчик очень дорожил.

Будучи учеником гимназии для мальчиков в Лонсестоне в Тасмании, Дэвид Уоррен возился с машиной после уроков, изучая, как она функционирует. Он брал с друзей пенни за прослушивание крикетных матчей и через несколько лет начал продавать самодельные копии устройства по пять шиллингов каждая.

Будучи школьником, Дэвид увлёкся электроникой и научился создавать собственные радиоприёмники

Юный Дэвид был харизматичным и прекрасным оратором – мальчиком со звёздными качествами. Его семья, которая была глубоко религиозной, мечтала, что он станет евангельским проповедником.

Но этому не суждено было случиться. Подарок от преподобного Хьюберта, человека Божьего, положил начало любовной связи с наукой.

Это окажет жизненно важное значение.

В двадцать с лишним лет Дэвид Уоррен получил научную степень в Сиднейском университете, диплом об образовании в Мельбурнском университете и докторскую степень по химии в Имперском колледже в Лондоне.

Его специальностью было ракетостроение, и он пошёл работать исследователем в Лаборатории аэронавигационных исследований (ЛАИ), часть Министерства обороны Австралии, которая разрабатывала самолёты.

В 1953 году департамент включил его в состав экспертной группы, которая пыталась решить дорогостоящую и тревожную тайну: почему британский de Havilland Comet, первый в мире коммерческий реактивный авиалайнер и великая надежда нового века, постоянно терпит крушение?

Он подумал, что дело могло быть в топливных баках; но были десятки других возможных причин и ничего, кроме смерти и обломков в качестве доказательства. Группа села, чтобы обсудить то, что они знали.

«Люди болтали о подготовке персонала и ошибках пилотов, об оторванном киле и обо всех тех вещах, о которых я ничего не знал», – вспоминал доктор Уоррен более 50 лет спустя.

«Я мечтал о том, что я видел неделю назад на первой послевоенной ярмарке в Сиднее. Это был первое карманное записывающее устройство, Miniphon. Немецкого происхождения. Раньше я не видел ничего подобного…»

Miniphon позиционировался как диктофон для бизнесменов, которые могли, сидя за своими столами (в поезде или самолёте), записывать письма, чтобы передать их потом для печати секретарям. Дэвид, который любил свинг и играл на кларнете, хотел только одного: сделать запись выступления джазового музыканта Вуди Германа.

Тем не менее, когда один из его коллег-учёных предположил о том, что последний авиалайнер Comet, возможно, был захвачен, в его голове что-то щёлкнуло.

Что, если бы каждый самолёт имел диктофон в кабине? Тогда у следователей появилась бы возможность прослушать запись того, что происходило, вплоть до момента аварии. По крайней мере, они знали бы, что говорили и слышали пилоты.

Эта идея увлекла его, и вернувшись в ЛАИ, он поспешил поделиться ею со своим боссом.

Увы, начальник не поддержал его энтузиазм. По словам доктора Уоррена, ему сказали: «Это не имеет ничего общего с химией или топливом. Вы химик. Расскажите об этом группе, которая занимается разработкой приборов, и продолжайте тестировать топливные баки».

«Если Вы кому-нибудь скажете об этом, мне придётся Вас уволить»

Дэвид знал, что его идея с бортовым самописцем была хорошей. Без официальной поддержки, однако, он мало что мог с этим поделать – но он не мог выбросить это из головы.

Когда его босс получил повышение, Дэвид снова заговорил о своём изобретении. Его новый начальник был заинтригован, как и доктор Лори Кумбс, главный суперинтендант ЛАИ. Они убедили Уоррена продолжать работать над устройством – но осторожно. Поскольку разработка не была одобрена правительством, никто не должен был знать, что на неё тратятся лабораторные средства или время.

 

Доктор Уоррен сказал, что главный суперинтендант предупредил его: «Если Вы кому-нибудь скажете об этом, мне придётся Вас уволить».

Это была отрезвляющая мысль для молодого человека с женой и двумя детьми.

Но поддержка его босса проявилась в тайной покупке одного из новых диктофонов, который пометили как «инструмент, необходимый для лаборатории…».

Дэвид, выступающий перед сотрудниками ЛАИ в 1958 году

Воодушевлённый, доктор Уоррен описал свою идею в отчёте, озаглавленном как «Устройство для содействия расследованию авиационных происшествий», и разослал его по всей отрасли.

Профсоюз пилотов отреагировал яростно, назвав диктофон шпионским устройством, и настаивал на том, что «ни один самолёт в Австралии не взлетит с Большим Братом на борту».

Это был один из его лучших отзывов.

Власти гражданской авиации Австралии заявили, что изобретение «не имеет непосредственного значения», а военно-воздушные силы опасались, что оно «приведёт к большему числу ругательств, нежели объяснений».

У доктора Уоррена возникло желание всё бросить.

Однако его старший сын, Питер, говорит, что отец был упрямым нонконформистом.

«Когда мы ездили кататься на лыжах, – вспоминает Питер, – он брал кухонные перчатки, потому что не хотел платить 30 долларов за пару лыжных перчаток. Он ничуть не испугался. Он не собирался ждать и следовать за стадом».

Однажды доктор Уоррен отправился в свой гараж, где начал возиться с различными радиодеталями. Он решил, что единственный способ преодолеть насмешки и подозрения критиков – построить надёжный прототип.

Он стал первым в истории бортовым самописцем – «чёрным ящиком».

«Посадите этого парня на следующего курьера»

Однажды в 1958 году, когда работа над небольшим бортовым самописцем была завершена, в лабораторию пришёл необычный посетитель. Доктор Куибс, главный суперинтендант, проводил экскурсию для друга из Англии.

«Дэйв! – сказал он. – Расскажи ему о том, что ты делаешь!»

Доктор Уоррен объяснил: его первый в мире прототип использовал стальную проволоку для хранения четырёхчасовой записи пилотных голосов плюс показания приборов. Он автоматически стирал старые записи, поэтому был многоразовым.

За этим последовала небольшая пауза, после которой посетитель сказал: «Старина Кумбс, это чертовски хорошая идея. Посадите этого парня на следующего курьера, и мы представим его изобретение в Лондоне».

 

«Курьером» был транспортный самолёт Hastings, совершавший рейсы в Англию. Нужно было знать кого-то очень влиятельного, чтобы получить место на нём. Доктору Уоррену стало интересно, кем был этот человек, который раздавал билеты тому, кого он никогда не встречал.

Ответ – Роберт Хардингем (далее сэр Роберт), секретарь Британского авиационного регистрационного совета и бывший вице-маршал авиации Королевских ВВС.

По словам Дэвида: «Он был героем. И он был другом Кумбса, и если он предоставлял место, нужно было соглашаться».

Несколько недель спустя доктор Уоррен уже летел самолётом в Англию – со строгими инструкциями не говорить Министерству обороны Австралии, что он там на самом деле собирается делать, потому что «кому-то это не понравится».

По невероятной иронии судьбы, у самолёта отказал двигатель над Средиземным морем.

Доктор Уоррен вспоминал: «Я сказал: "Ребята, кажется, мы потеряли осла – кто-нибудь хочет вернуться?» Но мы вылетели из Туниса, где ночью было около 45 градусов. Мы не хотели возвращаться в эту адскую дыру».

Они решили, что смогут справиться, если будут лететь дальше.

Он записал остаток полёта, думая, что даже если он умрёт в этом транспортном самолёте, по крайней мере, у него будут доказательства, что «ублюдки ошибались!»

«Но, к сожалению, мы не разбились – мы просто благополучно приземлились…»

К 1958 году у Дэвида и его жены Рут родилось четверо детей. Старший, Питер, помнит, как отец улетел в Англию

В Англии доктор Уоррен представил «блок памяти полёта ЛАИ» Королевскому авиационному учреждению и некоторым коммерческим приборостроителям.

Британцы оценили его. BBC запустила теле- и радиопрограммы, изучающие его, а Британское управление гражданской авиации приступило к работе над тем, как сделать устройство обязательным в гражданских самолётах. Фирма из Миддлсекса, S Davall and Sons, обратилась к ЛАИ по поводу прав и начала производство.

И хотя устройства стали называть «чёрными ящиками», первые из них были оранжевыми, поскольку их было легче найти после аварии – и они остаются таковыми сегодня.

Питер Уоррен считает, что название прижилось после интервью в 1958 году, которое его отец дал BBC.

«В самом конце журналист назвал устройство "чёрным ящиком". Это общее название из электроники, которое прижилось».

Так называемый «чёрный ящик» по факты имеет оранжевый цвет

В 1960 году Австралия стала первой страной, сделавшей бортовые самописцы обязательными после необъяснимой авиакатастрофы в Квинсленде, которая погубила жизни 29 человек. Решение было вынесено в результате судебного расследования, и потребовалось ещё три года, чтобы оно стало законом.

Сегодня «чёрные ящики» производят из стали, и они являются огнеупорными и водонепроницаемыми. Они обязательны на каждом коммерческом рейсе.

Невозможно сказать, сколько людей обязаны своей жизнью данным, полученным в предсмертной агонии терпящего крушение самолёта – выявленным недостаткам и последующим инновациям в области безопасности.

«Я счастливый ублюдок»

Дэвид Уоррен проработал в ЛАИ до выхода на пенсию в 1983 году, став главным научным сотрудником. Он умер 19 июля 2010 года в возрасте 85 лет.

Дэвид Уоррен держит в руках Miniphon, который вдохновил его на создание первого комбинированного диктофона и регистратора данных (2002 год)

Более 50 лет его новаторская работа над «чёрным ящиком» оставалась почти непризнанной. Наконец, в 1999 году он был награждён медалью Австралийского института энергетики, а затем в 2002 году был произведён в офицеры Ордена Австралии за заслуги в авиационной промышленности.

На вопрос, почему ему потребовалось так много времени, чтобы его признали, его дочь Дженни ответила так: «Его борьба была инерционной. У него был огромный пытливый ум, и он мог предсказать, как что-либо будет работать – как это будет происходить».

«Он дал интервью в 1958 году, сказав: "Данное устройство сделает это возможным», – добавила она.

Питер Уоррен обвиняет «колониальное мышление 1950-х годов, которое утверждало, что ничего хорошего не может получиться у этой страны, что всё великое изобретается в Великобритании, Германии или Америке».

Историческая тайна, окружающая работу ЛАИ, которая теперь более широко понимается, является ещё одним вероятным фактором.

Доктор Уоррен дожил до того, как компания Qantas назвала Airbus A380 в его честь в 2008 году. Дженни Уоррен говорит, что с тех пор она пытается получить место на нём.

Тем не менее, Уоррен не получил ни гроша от изобретения «чёрного ящика».

Похороны Дэвида Уоррена

Его часто спрашивали, не считает ли он, что его заслуги остались без внимания. По словам Питера, его стандартным ответом была фраза: «Да, правительство присвоило результаты того, что я сделал. Но они не стали взимать с меня плату за сотню других изобретений, которые не удались».

Дети Дэвида унаследовали его чувство юмора.

По настоянию Питера некролог доктора Уоррена включал его любимую фразу – «Я счастливый ублюдок».

По просьбе Дженни его похоронили в гробу с надписью «Изобретатель бортового самописца: не вскрывать».

Думают ли они о своём отце, когда летают?

Его дочь отвечает: «Каждый раз». 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх