Разбойные, лихие люди всегда притягивали к себе внимание. Они становились героями легенд и преданий, о них слагали песни и стихи. В народном сознании разбойник редко был плохим, ведь он грабил богатых и делился с бедными.
Неудивительно, что этой легендой очень интересовался Иван Грозный, поскольку по ней Кудеяр приходился ему старшим братом, а значит мог претендовать на власть. Эта история, скорее всего, народный вымысел. Желание "облагородить разбойника", а также дать себе поверить в нелегетимность власти (а потому возможность её свержения) свойственно русской традиции. У нас, что ни атаман, то законный царь. В отношении Кудеяра существует столько версий его происхождения, что хватило бы на полдюжины атаманов
Налет на дом помещика, что называется, наделал шороху, о нем было доложено самому царю. За пять лет до этого происшествия был пойман другой разбойник, Тришка-Сибиряк. Безопасность помещиков была под угрозой - нужно было принимать меры. И они были приняты. Силаева поймали и сослали в Сибирь, откуда он, впрочем, сбежал с двумя сообщниками.
Однако с арестом и ссылкой Силаева все не так просто. В уголовном деле значится, что "он бежал за шесть лет перед этим", то есть разбойник был в ссылке ещё в 1838 году, потом сбежал и проживал в Ельнинском уезде у "разных крестьян, которые сознания о нем не сделали", то есть не доложили о беглом каторжнике.
В уголовном деле внешность Силаева описана достаточно подробно: "черные глаза, черная борода, зипун, отделанный атласом, всегда с пистолетом в сапоге". Довольно классический образ разбойника, но при этом без идеализации, характерной при описании "лихих людей".
Краевед А.А. Сысоев писал: "В ветлужских лесах гулял со своей шайкой разбойник Ляля - это один из атаманов Степана Разина... который жил в горах у самой реки Ветлуги недалеко от Варнавина. По легенде, Ляля ограбил и сжег Нововоздвиженский монастырь на реке Большой Какше близ деревни Ченебечихи". Это может быть правдой, поскольку в конце 1670 года здесь действительно побывал отряд разинцев.
Ляля со своей ватагой появился в Костромских лесах после подавления разинского восстания. Он выбрал место для разбойничьего стана на высокой горе с тем расчетом, чтобы иметь стратегическое преимущество при грабеже проходящих неподалеку по зимнему тракту обозов. С весны до осени по Ветлуге купцы везли на судах товар, а по дороге часто останавливались в Камешнике.
Основным промыслом ватаги Ляли был сбор выкупа с купцов, местных феодалов и помещиков. Легенды рисуют его, как это водится в фольклоре, строгим, резким и властным, но справедливым. Сохранился и его примерный портрет: "Это был широкоплечий, мускулистый мужик среднего роста; лицо загорелое, грубое; глаза черные под кустистыми нахмуренными бровями; волосы темные".
Шайку Ляли не раз хотели изловить, но отряды, присылаемые для поимки разбойника, постоянно сталкивались со слишком лояльным отношением местных мужиков к Ляле - они относились к нему скорее с уважением, Лялю предупреждали о появлении отрядов, некоторые деревенские мужики даже примкнули к ватаге.
Однако со временем ватага все-таки редела, да и Ляля все больше тяготился своим промыслом. Поэтому решил схоронить свое богатство - утопил в озере (оно до сих пор называется Кладовым) и зарыл в горе. Где они до сих пор и хранятся. Конечно, если верить легенде.
Поимка Тришки была настоящей спецоперацией. Зная об осторожности разбойника, его ловили под видом преследования другого человека. Об истинной цели поисков почти никто не знал - боялись спугнуть.
В итоге, когда арест все же состоялся, в "Смоленских ведомостях" появилось сообщение об этом как о событии чрезвычайно важности. Однако вплоть до 50-х годов XIX века предания о Тришке-Сибиряке продолжали будоражить нервы помещиков, обеспокоенных, что когда-нибудь Тришка встанет на их пути, или проникнет к ним в дом.
Народ же Тришку любил и слагал о нем предания, где разбойник представал защитником обездоленных.
Несколько раз его забирали в Тайный приказ, но каждый раз отпускали, поэтому начали идти слухи, что Ивану Осипову (так звали Каина на самом деле) "катит фарт". Московские воры решили выбрать его своим предводителем. Прошло немного времени, а Ванька уже "командовал" бандой из 300 человек. Так он стал некоронованным королем преступного мира.
Однако 28 декабря 1741 года Иван Осипов оправился в Сыскной приказ и написал "покаянную челобитную", и даже предложил свои услуги в отлове своих же соратников, стал официальным доносителем Сыскного приказа .
Первая же полицейская операция по его наводке накрыла воровскую сходку в доме дьякона – улов 45 человек. Той же ночью 20 членов шайки Якова Зуева взяли в доме протопопа. А в татарских банях Замоскворечья повязали 16 дезертиров и вскрыли подпол с оружием.
Однако не жилось Ваньке Каину спокойно. Он имел склонность к расточительству и шику, а погорел на похищении 15-летней дочери "отставного служивого" Тараса Зевакина, на коррупции и банальном рэкете.
Дело тянулось 6 лет, пока в 1755 году суд не вынес вердикт – высечь, колесовать, обезглавить. Но в феврале 1756 Сенат приговор смягчил. Каину дали плетей, вырвали ноздри, заклеймили словом В.О.Р. и сослали на каторгу – поначалу в балтийский Рогервик, оттуда в Сибирь. Где он и сгинул.
Миниатюра: А. Ножкин.
Алексей Рудевич
Свежие комментарии