Из Польши пришла новость, из которой следует, что в этой стране далеко не все ослеплены русофобией и, в отличие от «шляхетской» элиты, сохраняют чувство большой признательности Красной армии, положившей более 600 тыс. своих солдат и офицеров за очищение польских земель от нацистской оккупации.
Но обо всем по порядку.
Институт национальной памяти Польши затеял недостойную кампанию, цель которой – опровергнуть хорошо известную информацию о том, что Краков – древняя польская столица – обязан Красной армии и своим освобождением, и спасением от варварского разрушения, которое ему уготовили гитлеровцы.Вот мнение историка «новой волны» Петра Садовского: «После изгнания немцев из Кракова коммунистическая пропаганда распространяла информацию, что войска Конева „вызволили“ Краков, поскольку узнали о планируемом немцами подрыве всего города. Естественно (даже так! – В.Р.), это была неправда. В Кракове – так же, как в каждом городе, приготовленном к борьбе, – немцы заминировали некоторые важные объекты, например, железнодорожные пути и мосты, чтобы в случае занятия города ими не мог воспользоваться противник. Однако специальной подготовки к уничтожению города не было».
Непонятно, к чему гнет пан Садовский: лучше было бы, если бы немцы провели эту «самую специальную подготовку» и к чертовой матери унитожили архитектурную жемчужину Польши? Похоже, что так: по крайней мере, ненавистной ему «коммунистической пропаганде» нечего было себе приписывать. Ну и логика у пана! Граничит с помешательством на фоне русофобии.
Трезвомыслящих граждан в стране все же значительно больше. Так, члены общественной организации «Курск» (KURSK), занимающейся восстановлением кладбищ и памятников советским солдатам на территории Польши, во главе с Ежи Тыцем не только не разделяют извращенной логики пана Садовского и его единомышленников, но и готовы противопоставить ей строго научное расследование.
«Ритм Евразии» уже писал о Е. Тыце и благородных делах его организации. И вот новая инициатива общественников. Они объявили о начале исторического расследования, посвящённого спасению Кракова от уничтожения немецко-фашистскими захватчиками.
Е. Тыц подчеркнул, что не сомневается, как и его товарищи по организации, в версии, которую люди в наших странах знают с детства, а именно: советское Верховное командование приказало командующему 1-го Украинского фронта маршалу И.С. Коневу предпринять все меры, чтобы не допустить разрушения одного из красивейших городов Европы, и для этого в самом деле было сделано все возможное. Фронтовые разведчики установили тесный контакт с краковским антифашистским подпольем, выявили планы врага, после чего наступавшие части и подразделения действовали быстро, точечно, обеспечив разминирование важнейших памятников и инфраструктуру Кракова.
Члены «Курска» намерены установить в Кракове памятник, посвящённый подвигу советских сапёров и польских подпольщиков, которые спасли город от тотального разрушения. Уже есть и макет памятника.
Но при этом волонтеры хотят действовать максимально корректно, не навязывая свое мнение, а предложив широкой общественности результаты научного исследования проблемы. «Курск» заручился поддержкой Министерства обороны Российской Федерации в использовании сохранившихся в военных архивах материалов, которые могли бы пролить дополнительный свет на события, связанные с освобождением Кракова.
Затем планируется проведение круглого стола для обсуждения этих материалов и выработки строго научного, опирающегося на анализ архивных документов взгляда. Поучаствовать в круглом столе будут приглашены и российские, и польские историки, в частности профессор Хенрык Станьчик, автор книги «Битва за Краков». И только после этого может последовать обращение к краковским властям с просьбой об установке памятника.
Тем не менее члены «Курска» и сегодня не сомневаются, что дополнительное исследование лишь подтвердит их взгляд. Как нет в этом сомнений и у российской стороны.
Российская историография связывает спасение Кракова с именем Алексея Николаевича Ботяна, командира разведывательно-диверсионной группы 4-го управления НКВД СССР, и его товарищей. Именно этой группе разведчиков удалось загодя, до подхода частей Красной армии, с помощью польских патриотов захватить инженера-картографа Зигмунда Огарека, служившего у немцев. Из изъятых у него карт оборонительных сооружений и из показаний пленного стало известно о планах гитлеровцев при приближении советских войск взорвать город. Разведчики узнали также о том, что взрывчатку, предназначенную для уничтожения памятников культуры, плотины и мостов, оккупанты складируют в Ягелонском замке. А. Ботяну удалось своевременно заслать в замок своего человека, заложившего мину замедленного действия.
18 января 1945 г. взрыв поднял огромный склад с взрывчаткой на воздух, заодно было уничтожено около 400 гитлеровцев. А на следующий день передовые части 1-го Украинского фронта без применения тяжелой артиллерии ворвались в Краков.
Уже в наши дни, 10 мая 2007 г., указом президента Российской Федерации А.Н. Ботяну «за мужество и героизм, проявленные в ходе операции по освобождению польского города Кракова и предотвращению уничтожения его немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было присвоено звание Героя России. Поныне здравствующий ветеран, отметивший 102-й день рождения, способен сказать свое слово в защиту исторической правды.
Возвращаясь к инициативе активистов «Курска», приведем следующие слова Ежи Тыца, сказанные им в интервью одному из российских ресурсов: «Мы хотим создать прецедент урегулирования исторического спора путем экспертного расследования, изучения документов, воспоминаний и т. д. Участие политиков мы считаем излишним. Мы считаем, что может возникнуть ситуация, при которой окончательный вердикт по нашему расследованию будет вынесен польским судом. Если „старая“ версия окажется верной, мы подадим заявку на установку памятника. Если нет, то мы больше не вернёмся к этой теме».
Свежие комментарии