До начала Второй мировой войны в Литве проживало более двухсот тысяч евреев. За три года оккупации было уничтожено примерно 95% еврейского населения — это наибольший процент истребления еврейского населения из всех стран, пострадавших от Холокоста.
Литовский фронт активистов (далее — ЛФА) был создан в Берлине, на квартире литовского посланника в Германии Казиса Шкирпы, всего за полгода до войны.
Один из новых членов ЛФА – молодой юрист Миколас Науйокайтис. Зимой 1940 года он с помощью гестапо перешел границу между Литовской ССР и Германией, намереваясь отправиться к брату в Америку. Не уехал. Получил работу в Берлине, а вскоре и задание ЛФА – снова перейти границу, на этот раз с информационными материалами для Литвы. Миколас должен будет сплотить литовцев – создать отделения ЛФА в Каунасе, Вильнюсе, Паневежисе и Утене. В начале июня Науйокайтиса благодаря стараниям ЛФА в Тилже (ныне Советск — Калининградская область) ждали немцы, подготовив все, чтобы он мог успешно перейти границу:
два пистолета, патроны, а еще – химикаты для изготовления секретных чернил, их он вместе с воззваниями ЛФА должен был передать ожидавшим в Литве людям.
Советский пограничник, который патрулировал свой участок с собакой, заметил Науйокайтиса и двух мужчин, пересекавших границу вместе с ним, выстрелил и ранил связного ЛФА. Убегая, тот потерял портфель со всеми подготовленными руководством ЛФА материалами.
Воззвания поднимали боевой дух литовцев перед будущим антисоветским восстанием:
Всем литовцам
Прочитав, передай другому
ЕВРЕЕВ – ДОЛОЙ
Во времена Гедиминаса Литву наводнили евреи.
В годы гнета польских дворян литовец превратился в крепостного раба, а еврей – в торговца, купца.
Когда Литву заняла царская Россия, еврейство и дальше процветало; литовец, лишенный свободы, утратил еще и печать.
В бурях Великой войны распались железные оковы России, но все еще терзает нас жесточайший паразит нашего народа – еврей…
Оккупировали Литву большевики – евреи все как один с красными тряпками их встретили: евреи радовались, взвалив на нас коммунистско-жидовское иго.
ЛИТОВЕЦ, сегодня твоих близких и друзей убивает свора этих выродков. Вся Литва залита кровью лучших своих сынов.
Другое воззвание обращено к «жидам Литвы» и заканчивается словами:
Обобранная и растерзанная вами ЛИТВА УЖЕ ПРИГОТОВИЛАСЬ ВОССТАТЬ. По вашим трупам придет к нам свобода.
В потерянном Миколасом Науйокайтисом портфеле сотрудники НКВД нашли воззвания:
«Долой евреев» – 69 шт.
«Жидам Литвы» – 93 шт.
«Навсегда освободим Литву» – 35 шт.
Ни в найденных в портфеле, ни в других текстах ЛФА не упоминается о возрождении существовавшего до войны независимого государства или о восстановлении независимости.
В одном из текстов, которые Науйокайтис вез в портфеле в Литву, высказывалось сожаление о том, что «в независимой Литве не обуздали евреев и им подобные элементы, которые ради своего блага эксплуатировали литовцев».
Несколько дней спустя схваченный в пограничной полосе и снова раненный Миколас Науйокайтис на допросе в НКВД рассказал о том, что происходило в Берлине, в штабе ЛФА, назвал фамилии руководителей ФЛА, однако Казиса Шкирпу не упомянул. Он пробыл в заключении полтора месяца, потом началась война, и Науйокайтис вышел на свободу. В 1944 году он ушел с отступавшими немцами. В 1998 году президент Литвы Валдас Адамкус наградил Миколаса Науйокайтиса крестом Командора ордена Креста Витиса.
Свежие комментарии