На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Могли ли немцы «Тигра» до битвы на Курской дуге не рассекретить?

Попробуем представить себе внезапное для Красной Армии появление танков «Тигр» в ходе сражения на Курской дуге. Вряд ли это позволило бы немцам добиться победы, слишком большой «запас прочности» был создан советским командованием. Но, безусловно, эффект от применения этого грозного оружия заметно увеличился бы за счет фактора неожиданности.

Однако, как известно, этого не произошло. В январе 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда незначительно поврежденный «Тигр» оказался в руках советских войск.

Испытания трофея, проводимые в апреле 1943 года на полигоне в Кубинке, дали просто шокирующие результаты. 76-миллиметровый бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34, установленной на танке Т-34, не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 метров! О перспективах же «тридцатьчетверки» пробить бронебойным снарядом самую мощную - лобовую броню «Тигра» и говорить не приходилось. Еще более удручающими выглядели перспективы поразить «Тигр» из 45-миллиметрового противотанкового орудия, которое в 43-м году было основным противотанковым оружием Красной Армии. «Сорокапятки» могли стрелять разве что по гусеницам новых немецких тяжелых машин.

В СССР начались спешные поиски «антитигрина». Очень быстро удалось запустить в серийное производство самоходные орудия Су-152. Эти самоходки, прозванные «тигробоями», могли поражать новые немецкие танки даже на значительном расстоянии. Во время боев на Курской дуге Су-152 постоянно перебрасывали на самые опасные участки как последнее средство остановить «Тигры». Для «тридцатьчетверок» постарались запасти побольше подкалиберных снарядов. Ими с дистанции 300-500 метров можно было поражать «Тигры» хотя бы в борт. Конструктор Ларионов создал кумулятивную авиабомбу...

Меры, спешно предпринятые советским руководством, оказались достаточно результативными. Грозное оружие - «Тигр», не стал полной неожиданностью, с которой совершенно нечем бороться. При этом, безусловно, его применение на Курской дуге стоило Красной Армии тяжелых потерь, прежде всего среди танкистов.

Гейнц Гудериан, как известно, обвинил в рассекречивании «Тигра» лично Адольфа Гитлера. В своих мемуарах он писал: «В сентябре 1942 года танк «Тигр» был впервые применен в бою. Он (Гитлер) возложил на первые танки «Тигр» совершенно второстепенную задачу, а именно: начать небольшую атаку на труднопроходимой местности - в заболоченных лесах под Ленинградом, по которым тяжелые танки могли двигаться в колонну по одному по просекам, натыкаясь, конечно, на стволы противотанковых пушек противника, расставленных на этих проходах. Тяжелые, непоправимые потери и рассекречивание этого боевого средства (в будущем его нельзя уже было использовать внезапно) - таковы последствия такого применения новых танков. Еще больше разочаровывало то, что атака провалилась из-за неблагоприятной местности».

Кажется, что все ясно – бестолковый Гитлер виноват, возложил на «Тигры» второстепенную задачу на труднопроходимой местности, в заболоченных лесах под Ленинградом. И вот вам результат – рассекречивание нового боевого средства.

Была у немецких генералов после войны привычка – валить все неудачные решения, да и поражение в войне в целом, исключительно на Гитлера. Он, неразумный ефрейтор, во всем виноват, мудрых полководцев не слушал. Поневоле вспоминается: «Чуть что — так сразу Косой». Гитлеру в мемуарах его битых сподвижников отведена роль такого Косого.

Вот только возникает вопрос - а где надо было осенью 1942 и зимой 1942-43 годов проводить испытания «Тигра» во фронтовых условиях с гарантией того, что он не станет трофеем Красной Армии? Под Сталинградом, Ржевом, Великими Луками или под Воронежем? Кто в немецких штабах мог точно сказать, где будут, а где не станут наступать советские войска, где не возникнет угроза захвата проверяемого в бою нового тяжелого танка? Кто вообще на войне это заранее знать может?

Может быть, вовсе не Гитлер виноват в том, что «Тигр» в январе 1943 года трофеем красноармейцев стал? Это заслуга тех, кто, прорывая блокаду Ленинграда, наступал в тяжелейших условиях и захватил новый немецкий тяжелый танк. И с большой долей вероятности это могло произойти и на других участках Восточного фронта, если бы «Тигр» там использовали. В условиях перехода стратегической инициативы к Красной Армии рассекречивание «Тигра» было весьма вероятной ценой за его фронтовые испытания.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх