Распространенные девизы
Наверняка самые распространенные надписи, украшавшие фюзеляжи самолетов, броню танков и другую технику, известны каждому. О них упоминается в большинстве источников. Так, Вячеслав Ликсо, автор книги «Танки», пишет, что на корпуса танков наносили лозунги и девизы «За родину!» или «Смерть фашизму!». Такие надписи как: «Вперед!», «Бей фашистов!», «За Отечество!», «За нашу Советскую Родину!», «За Победу!» тоже встречались довольно часто. Но были и более оригинальные экземпляры. Например, по словам Ирины Сахаровой, автора издания «Искусство в боевом строю: воспоминания, дневники, очерки», фигурирует девиз: «За советское искусство!»
Были и более конкретные надписи, касавшиеся тогдашнего лидера страны или, к примеру, названий городов. Так, Кузьма Белоконь упоминает в своей документальной повести «В пылающем небе» надпись на фюзеляже самолета «За Сталина!». Подобные фразы тоже не были редкостью, и чаще всего они соседствовали с девизом «За Родину!». Абрам Буров в книге «Твой герой, Ленинград, 1941-1944» рассказывает о надписи на самолете «За Ленинград!». Стоит отметить, что не забывали советские воины и о своей главной географической цели – Берлине. Поэтому краской выводили на боевых машинах: «Даешь Берлин!» или «Вперед на Берлин!».
Девизы, посвященные родным и товарищам
Некоторые самолеты и танки имели на борту девизы, посвященные погибшим или тяжелораненым родственникам, друзьям или боевым товарищам. В середине Великой Отечественной войны на фронте появились танки с надписями «За Зину Туснолобову!». Как пишут А. П. Криворучко и В. Т. Рощупкин в своей книге «Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства», в 1943 году санинструктор Зинаида Туснолобова, которая спасла жизни 128 солдат, была тяжело ранена и осталась инвалидом. Однажды она приехала на Свердловский завод и попросила рабочих изготавливать как можно больше танков. Те так воодушевились визитом девушки, что стали выпускать по 5 танков сверх плана, на каждом из которых красовалась надпись «За Зину Туснолобову!».
Похожий девиз написал на носовой части фюзеляжа своего самолета и летчик Юрий Немцевич. Вот только с Немцевичем случилась совсем другая история. Дело в том, что самолет, в котором находилась его супруга Серафима Ситник, был подбит гитлеровцами. Немцевич был уверен в том, что жена погибла, поэтому вывел на своей боевой машине «За Симу Ситник!». Однако, как утверждают Тамара Кожевникова и Марина Попович в издании «Жизнь – вечный взлет», Серафима оказалась жива: она просто перешла на сторону немцев.
Названия боевых машин
Известны случаи, когда летчики, танкисты и другие военнослужащие украшали свои боевые машины не девизами, а просто именами погибших товарищей. Например, в издании «Герои огненных лет: очерки о москвичах – героях Советского Союза» приведена история пилота Ивана Грачева. Во время одного из боев Грачев потерял своего ведомого Павла Большакова. Иван Петрович и сам был ранен, но вернулся в строй. После выздоровления он стал летать на Миг-3. В память о друге Грачев написал на фюзеляже самолета его имя: «Павел Степанович Большаков».
В этом же издании упоминается и штурмовик Юрий Зыков. Он лишился друга, командира эскадрильи Василия Филиппова. Юрий был так потрясен и разозлен этой потерей, что вывел на фюзеляже своего самолета слово «Мститель». К сожалению, Зыкову тоже выжить не удалось. Он погиб в феврале 1944 года в Гомельской области. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Свежие комментарии