Глубины этой знаменательной истории «Арктического моря» (именно так переводится с английского название лесовоза «Arctic Sea») до сих пор мутны – даже по истечении 8 лет после случая с захватом судна, когда официально названные виновные в нашумевшей пиратской акции осуждены, остаются вопросы: кому же и зачем на самом деле это понадобилось?
Непонятный абордаж
Это судно построили по заказу Советского Союза в Турции в 1991 году. Полтора года до захвата летом 2009 года «Арктик-Си» перевозил лес из Финляндии в Алжир. Собственно, и принадлежал сухогруз на тот момент финской компании «Солчарт». В СМИ «Арктик-Си» многократно ошибочно называли русским судном. На самом деле русским на лесовозе был только экипаж.
21 июля 2009 года лесовоз, загруженный почти семью тоннами кубометров пиломатериалов, отправился в привычный рейс из финского порта в алжирский, обычный путь преодолевался при благополучных метеоусловиях за две недели.
Спустя 3 дня «Арктик-Си» в нейтральных водах атаковала группа неизвестных. С 30 июля был утерян радиоконтакт с судном. Согласно последним переданным координатам Автоматической идентификационной системы, местонахождением лесовоза была западная часть Бискайского залива.
В первых числах августа начали появляться сообщения о требовании полуторамиллионного (в долларах) выкупа, требуемого захватчиками судна, которое в алжирский порт в обозначенное время не прибыло.
Реакция российской власти
Хозяева компании, владеющей «Арктик-Си», обратились к правительству РФ с просьбой о помощи в розыске судна. Этот вопрос решался на уровне Президента России, давшего соответствующее поручение министру обороны. Когда ближе к середине августа стало ясно, что лесовоз находится в водах Западной Африки у островов Зеленого мыса, российский сторожевик «Ладный» перехватил его там. Российские военнослужащие эвакуировали российский экипаж и тех, кто предположительно захватил судно. Впоследствии из России за ними специально прилетали два самолета, доставившие подозреваемых в Москву. Все детали этой операции на высшем уровне согласовывались с представителями иностранных государств, на чьей территории действовали российские военные.
Есть информация, что расследованием пиратского захвата «Арктик-Си» занимались и иностранные государства, но результаты данной работы так и не обнародованы.
В отношении девяти подозреваемых в захвате «Arctic Sea» российский Следственный комитет возбудил уголовное дело по редчайшей по правоприменению статье УК РФ «Пиратство». Различные сроки по этому делу получили 9 человек – граждане России, Эстонии, Латвии и не имеющие никакого гражданства. Российской стороной захватчиком пиратского захвата был назван бывший высокопоставленный сотрудник эстонских спецслужб, а на тот момент предприниматель Ээрик Кросс, его объявили в международный розыск через Интерпол. Но по обоюдному соглашению Эстония и Россия таких лиц друг другу не выдают, и поэтому Кросс сейчас свободно живет в Эстонии и занимается политикой.
Конспирология захвата
Бытуют различные и ничем не подтвержденные «альтернативные» версии всей этой истории. Западные СМИ активно обсуждают тему не «лесного», а «оружейного» наполнения «Арктик-Си» – именно этим и объясняется столь активное вмешательство российской стороны в процесс освобождение судна. Бывшим командующим Вооруженными силами Эстонии Тармо Кыутсом было заявлено, что на судне располагались крылатые ракеты, следовавшие в Иран. Потом Би-би-си сообщило, что сухогруз перехватили спецслужбы Израиля. Потом якобы премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху во время визита в Москву убеждал Кремль прекратить заниматься поставками такого вооружения.
Были и другие, не менее «сенсационные» гипотезы пиратского захвата «Арктик-Си», не нашедшие документального подтверждения.
По последним данным, лесовоз «Арктик-Си» куплен канадской компанией, занимающейся каботажными перевозками между американскими и канадскими портами.
Свежие комментарии