На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

Черная Болгария(Кара Булгар), Киевская Рус и Династии. Основные законы ТОРЕ(Тенгрианство).

Легенда об основании Киева


Легенда, приведённая в древнейшем общерусском летописном своде - «Повести временных лет», так говорит об основании Киева. Жили в племени полян три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Имена же младших остались в названиях киевских гор Щёковицы и Хоривицы, а имя сестры - в названии реки Лыбедь. От Кия и его братьев пошли первые князья полян. После смерти братьев пришли в Киев хазары и потребовали платить им дань. Поляне вынесли хазарам с каждого двора по мечу. Вернувшись домой, показали хазарские послы своему владыке дань полян, и сказали тогда мудрецы хазарские: «Недоброе сулит нам эта дань. Мы воюем саблями, острыми лишь с одной стороны, а эти мечи с двух сторон остры. Как бы не случилось так, что не мы с них дань брать будем, а они с нас, да и с других народов». Жили в племени полян три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Имена же младших остались в названиях киевских гор Щёковицы и Хоривицы, а имя сестры - в названии реки Лыбедь. От Кия и его братьев пошли первые князья полян.

Источник контента: http://listatel.ru/istoria-rossii-enciklopedia/70-2010-12-25...


Легендарно ли все это на 100% или не совсем?
Нет, не совсем, потомучто мы теперь можем разобраться кто они эти персонажи - три брата Кий, Щек и Хорив? Стало известно и о племени "полян"...

Братья оказались исторические лица:

1. Кий - Шамбат Кий, брат кагана Кубрата, основатель Дулобы : "...Очень много споров вызывало и вызывает сообщение византийских летописцев о том, что один из булгарских князей во время пребывания в Руме принял крещение. Но в 619 году Курбат не был еще князем (правителем) Булгарского бейлика, зато фактическим правителем - князем части бейлика - являлся его дядя Юрган. Поэтому, скорее всего именно Юрган и принял крещение. После этого Византия стала всячески помогать Юргану, и, кроме того, на сторону Телеса перешли валахи (предки современных румын) и сакланы, среди которых успело уже распространиться христианство.

Получив такую мощную поддержку, Юрган и Курбат возвращаются в Булгарский бейлик и в 620 году наносят поражение беям-сепаратистам и аварам. После этой победы единство Булгарского бейлика было восстановлено и Юрган добровольно передал всю полноту власти Курбату. В память об этой победе Курбат велел возвести на месте древней ставки булгарских царей Кан-Булун ("Царский холм"), основанной еще в 375 г. булгарским царем Булюмаром, город Башту (значит то же самое - "Царский холм"). Возвел Башту в 620 г. по приказу Курбата его младший брат Шамбат, носивший также прозвище "Кый", поэтому позднее крепость Башту стали называть "Шамбат", а весь город (крепость с посадами) - Кыем. Так в 620 г. образовался город Кый - современный Киев, ставший главной столицей Курбатовской Булгарии. Кроме Башту-Кыя Курбат построил и многие другие города - Иске Банджа (на месте старой римской Фанагории), Балын (Балин, Балынджер), Шыгэр (Сугров) на Северском Донце, Саркел (Белая Вежа) на Дону и др. Именно с этого времени, как это выявил Х.Тодоров-Бемберский, во всем мире слово "булгар" стало осмысливаться, как "житель города", "горожанин". В свете открытия болгарского ученого становится понятным древнейшее скандинавское название Булгарии - Гардарика ("Страна Городов" по-скандинавски). "Сылка: http://belayaistoriya.ru/blog/43686866569/UKRAYINSKAYA-TROYA...


2. Щек - Булюмар-Шэкэ, Шэк-Алып Будимир, Башимир, Баламир, Баламбер (363-378 гг.). :Вновь объединил весь Идель под своей властью, став первым царем II Хонской династии. По происхождению - хонский военачальник из рода Дуло, нанятый на Булгарскую службу Кама-Батыром. Словом “Булюмар“ Булгары называли иногда Мервский оазис или даже всю современную Туркмению. Женился на дочери Кама-Батыра Туран-бике, которой вначале очень не нравился из-за своей ярко выраженной Монголоидности (основные черты Булгарских царей были европеоидными, а нечасто проявлявшиеся Монголоидные черты были очень умеренными). Эта Туран-бика послужила прообразом сказочной героини - царевны Турандот, а Булюмар вошел в легенды предков русинов под именем “Будимира“.
При нем были такие воинские звания:

сабан - легковооруженный воин, ополченец, наемный воин; бури (“волк“) - гвардеец (позднее гвардейцев стали называть также “уланами“); баганин - средний офицер, могущий командовать десятками воинов; шад баганин (“высочайший баганин“) - старший офицер, могущий командовать сотней и даже сотнями воинов (баганины могли носить шлемы с бычьими рогами); тархан - крупный военачальник, аристократ, могущий возглавлять сотни и тысячи воинов; сабан тархан - командующий легковооруженными, неопытными и наемными воинами, ополченцами; джури тархан - командующий опытными средневооруженными воинами; бури тархан - командующий тяжеловооруженной гвардией; багыл (“большое подразделение“, “большая часть“) - глава района, области, генерал, командующий большим отрядом войска (от 100 до 1000); бахадир, кермек - почетные звания за удальство и храбрость, означающие “храбрец“, “молодец“, “удалец“; ак - “левое крыло отряда, войска“; бури -“правое крыло отряда, войска“; урус сабан - часть войска, начинающая атаку (Булгарское войско было как бы обращено “лицом“ на юг); курэн тархан - глава дворцового хозяйства; капаган - глава военного ведомства и, как правило, правительства.
Булюмар перенес столицу Иделя из Поволжья в Кара-Саклан (Украина) в основанную им ставку Кан-Балын (будущий Киев), где и скончался. Киевский холм, на котором его погребли, получил его прозвище Шэкэ (“Щек“, “Щековица“ по русински)."

Сылка: https://boianimen.blogspot.bg/2017/05/blog-post_6.html

3. Хорив - Курбат Кюнграт или “Кубрат“, Курт, Хор (593-653 гг.). Старший сын Албури. В момент гибели отца был еще совсем юным. До повзросления Курбата Булгарским бейликом правил от его имени родной брат жены Албури - Юрган (Бюрган) Телес. Юргану пришлось заново воссоздавать Булгарский бейлик, распавшийся после смерти Албури “на 60 уделов (тюб)“. Когда Курбат повзрослел, Юрган добровольно передал ему власть над воссозданным им бейликом. Жизнь Юргана вошла в Булгарскую историю, как пример бескорыстного служения родному народу, родной стране. В память о нем и его сестре - своей матери - Курбат назвал себя именем их рода Кюнграт, которое Византийцы переделали в “Кубрат“. После смерти Юргана Телеса Курбату служил сын Юргана - Билиг. В одном из сражений Билиг, спасая Курбата, погиб, а Курбат усыновил двух сыновей Билига - Лачына и Кызыл-Кубара. Родных детей у Курбата было трое: Атряч Катраг, Бат-Боян и Атилле-Аспарух.
При Курбате пост главы “большого совета“ великих буляр-телеса“ - занимали представители рода Кюнграт...Глава правительства назывался капаган или караган...Телес был и главным судьей (“иджик“ или “идик“)... Наиболее знатным родом считался барын, к которому относились все аристократы. Его называли также “бишермэн“...После него наиболее знатными были три рода: Кюнграт, Ширак или Ширин и Хин...Баджанаки(печенеги) считались хинцами...А все население делилось на три группы: багылы (аристократы), баганины (средние) и чирмыши или сабаны (простые люди, низшие)...

Сылка: http://belayaistoriya.ru/blog/43686866569/UKRAYINSKAYA-TROYA...


4. Племя полян - Однако, булгары, а также чеченцы, ингуши, лакцы и другие народы Северного Кавказа оказали завоевателю настолько ожесточенное сопротивление, что Тазбаш-Абдуррахман на время отложил план броска "в 200 фарсангов" (расстояние от Северного Кавказа до Киева) на Великую Булгарию - Балынджар.
Сохранившийся в "Джагфар тарихы" рассказ о вероломном разгроме Сандугача Абдуррахманом позволил нам установить, что Абдуррахман вошел в легенды Великой Булгарии под именем Соловья Разбойника. Более того - булгары и сакланы запомнили даже мусульманское имя Абдуррахмана. В одной из киевских былин Соловей Разбойник назван... Соловьем Рахмановичем, а в легенде волжских булгар Абдуррахманом именуется первый проповедник ислама в Булгарии (Абдуррахман действительно был первым распространителем ислама - правда, силой - в Булгарии и, как пишет ат-Табара, "многие города обратил в ислам").
Но кто же был тогда Ильей Муромцем? А не кто иной, как Бат-Боян! Его титульное имя "Илятбир" народ сократил до размеров "Иля-Илья" (вспомним, как народ сократил название города Балтавар до размеров "Полтава"), а "Муромец" означало "правитель Великой Булгарии". Дело в том, что слово "Муромая (Муравая) было эквивалентом популярного названия Великой Булгарии - "Балынджер" ("Балынджер" значило "Луговая земля" и "Великая Булгария" по-булгарски, а "Муромая"-"Муравая" значило "Луговая земля" и "Великая Булгария" по-саклански). При этом двуязычные сакланы Украины применяли, конечно, и название "Балынджер" в форме "земля Полян" ("Балын" - в "Полян").
Так что знаменитое "племя" полян "Повести временных лет" - это граждане Великой Булгарии - "Полянии" Курбата!
Страшно подумать о том, что было бы, если бы не сохранилась "Джагфар тарихы". Так бы историки до сих пор и писали бы, что в VII в. на территории Украины проживало "племя полян", хотя в то время (по данным "Джагфар тарихы") Украина была высокоразвитым центром самой крупной в мире державы - Великой Булгарии кагана Бараджа-Курбата-Кюнграта-Кубрата-Шахрияра-Хакима-Хорива-Буляра!

Сылка: http://belayaistoriya.ru/blog/43686866569/UKRAYINSKAYA-TROYA...



Черная Болгария


Булгарское государство эпохи Булгарского царства (7 - 16 вв.) имело феодальный характер. На верху сословной лестницы стояли правители (кан - царь, балтавар - вождь, правитель, эмир), ниже - крупные светские феодалы - беки (служилые князья) и бии - беи (племенные князья), еще ниже - служилые феодалы цари (эльбиры или алпары) и отдельных крупных феодалов (джуры - дружинники). Важную роль в Булгарии играли духовные лица - жрецы, а с принятием ислама - сеиды (религиозные главы мусульман) и муллы всех рангов. Все они входили в господствующий класс феодалов (рыцарей).
В Булгарии в класс феодалов включались также и самостоятельные купцы и ремесленники.
До 10 в. ниже феодалов стоял класс крестьян (игенчеев), плативших налоги царю и отдельным феодалам, а также служивших купцам приказчиков и ремесленникам - подмастерьев. Эксплуатировались также рабы, но их вклад в экономику был небольшим. С 10 в., когда ислам был объявлен государственной религией Булгарии, булгарские игенчеи-мусульмане (субаши и ак-чирмыши) стали пользоваться правами рыцарей, а рабы - освобождаться в случае принятия ими ислама или после шестилетней работы на хозяина.
По той причине, что Булгарское государство в 7 - середине 9 в. называли Кара Булгаром, а политически господствовавших в нем украинских булгар - кара булгарами, мы будем называть период 7 - середины 9 в. истории нашего края Кара Булгарским.


В 658 г. Шамбат был разбит франками (они называли Шамбата 'Само') и аварами и вернулся на службу Курбату. Курбат опять дал ему титул губернатора (улугбека) области Башту, но велел в наказание за былое непослушание именоваться только Кыем. Поэтому город Шамбата - Башту - получает его имя Кый, которое ныне звучит в форме 'Киев'. За крепостью же Киева - Башту, которую Шамбат выстроил еще до Аварского похода, до конца 10 в. закрепилось его имя 'Шамбат'. Киев стоял на холмах ('горах'), которые назывались булгарами Куян или Кук-Куянтау ('Горами духа Куяна или Кук-Куяна'), поэтому Киев назывался также и Кук-Куян.

Территория Старой Великой Булгарии при старшего сына Атиллы, которой каган Кубрат объединил в последнияй раз под булгарской властью.

В 660 г. Курбат, принявший в 630 г. титул кана или кагана (царя, императора), умирает, и на булгарский трон поднимают его старшего сына Бат-Бояна.

Но через три года Шамбат при поддержке младшего сына Курбата Аспаруха Маджара (бывшего наместником Барс-иле или Волго-Урала и Эсегеля или Сибири) выступил против Бат-Бояна с целью завладения троном. Аспарух ушел из Барсиле и захватил Северокавказскую область Булгара, которую называли Бурджан. Вместе с северокавказскими булгарами - бурджанами (предками кумыков, карачаевцев и балкарцев) Аспарух развернул наступление на удел (личное владение) Бат-Бояна в Причерноморье с востока, а Шамбат - с севера, с Киева. В этих условиях Бат-Боян заключил союз с Хазарской ордой (Орда -союз нескольких кочевых племён) по которому хазары получали часть южнобулгарских земель (Азак, Северный Кавказ и Нижнее Поволжье с булгарскими городами Итиль или Атиль, Самандар - Семендер и др.) и за это должны были помочь булгарскому царю разбить его родственников - мятежников. Хазары помогли Бат-Бояну и разбили Аспаруха. Аспарух бежал с частью своих булгар к дяде в Киев, а после смерти Шамбата в 672 г. ушел вначале в Кашан (Молдова), а затем - в Придунавье.

В булгарском Придунавье он в 681 г. провозглашает свое собственное Булгарское государство, название которого пишется (для отличия от основного Булгарского государства) в форме 'Болгария' или 'Дунайская Болгария'. Булгар Аспаруха также называют в науке 'болгарами' - для отличия от основной массы булгар.

Трезубец как царский знак рода Дуло в Болгарии. На монетах и в царском дворце - Тырново. Трезубец на деревках болгарских стягов, 803 г. кан Крум, победа болгар у крепости Версеникия, Византия.

Болгарский царь Барыс (Борис) в 9 в. принял православное христианство и ввел в Болгарии вместо тюрко-булгарского языка язык подвластного болгарам местного славянского населения, так как болгарские славяне уже давно были православными христианами и помогли Барысу в его борьбе с родственниками - соперниками.

Хазары

Хазары же прекрасно устроились на полученных от Булгара землях, так как во главе хазар стояли среднеазиатские булгары, а хазарские каганы также избирались из старинного булгарского царского рода Син или Афшин (то есть 'род Волка'). Центром своей орды хазары сделали булгарский город Итиль и вначале жили весьма дружно с Булгарским государством. Булгарские цари платили хазарам дань за то, что хазары защищали от набегов врагов южные и восточные границы Булгара. Но нередко булгары помогали хазарам в их войнах, и в такие годы хазарские каганы дань с Булгара не брали. Фактически обоюдовыгодный союз Булгара с Хазарской ордой просуществовал до середины 8 в. Вместе с хазарами булгары разбили армию арабов, пытавшуюся завоевать Северный Кавказ.
Но в 732 г.хазарский каган был наголову разбит арабами. По условиям хазаро-арабского договора, каган разрешил всем желавшим принять ислам, и масса булгар-бурджан приняла мусульманство. С этого 737 г. ислам начинает распространяться в среде булгар.


В середине 8 в. один настроенный антиарабски хазарский каган попытался заставить бурджан-мусульман отказаться от ислама и вернуться к древнейшему булгарскому доисламскому верованию - к тенгрианству. Бурджане отказались подчиниться кагану и с разрешения булгарского царя переселились в Барс иле, где основали город Болгар и Болгарский бейлик (вначале г Болгар назывался Мардуканом, а бейлик - Мардуканским, в честь алпа Карги).

г. Болгар

Хазарский каган потребовал от булгарского царя изгнать бурджан из пределов Булгарии, но тот отказался. Тогда кагану хазар пришлось отступить и примириться с поселением бурджан-мусульман в Булгарии ради сохранения важного для Итиля булгаро-хазарского союза. Более того, через некоторое время Итиль дает мусульманским купцам и ремесленникам ряд льгот, и некоторые бурджане возвращаются в Хазарскую орду.

Булгария в правление царя Айдара


Но в начале 9 в. хазарский каган Обадия с частью подвластной ему огузской и кыргызской знати принимает иудаизм иранского толка и начинает новое преследование мусульман. Для этой цели он нанимает часть угров, изгнанную из Казахстана Баджанакским союзом огузских и кыргызских племен. Бурджане-мусульмане, главным городом которых был Самандар ('Семендер') поднимают восстание против хазарского кагана, но оно терпит неудачу, и тысячи повстанцев-мусульман бегут в 820 г. в Булгарию. Булгарский царь Айдар (815 - 855), которого звали также и Урус-Айдар (так как его династия называлась 'урусской', то есть 'великой, могучей') радушно принимает новых беглецов и поселяет их на Украине. В том же 820 г. Айдар вместе с частью черных булгар принимает ислам и на требование Обадии о выдаче беглецов отвечает отказом.
В ответ Обадия разорвал жизненно необходимый Хазарской орде союз с Булгарией и двинулся на нее войной вместе с наемными казахстанскими уграми. Однако угры, получившие от кагана за подавление Самандарского восстания Приазовье (по-булгарски 'Маджар') и поэтому прозвавшиеся маджарами (мадьярами), изменили Обадие и в решающей битве с войском Айдара у булгарского балика (небольшой крепости) Харька (современный Харьков) перешли на сторону булгар. Благодаря этому Айдар наголову разгромил хазарское войско.

После этого булгарский царь заключает союз с баджанаками ('печенегами') и женится на печенежской бике (княжне). Их сыном был Джилки, также принявший ислам и мусульманское имя Габдулла.
Тенгрианская знать Хазарской орды, видя гибельность политики Обадии, убила кагана-иудея и поставила на его место кагана-тенгрианца. Новый каган спешно заключил союз с огузской Гузской ордой (кочевала южнее баджанаков, в юго-западном Казахстане). Это помогло Хазарской орде избежать одновременного удара булгар и баджанаков по Итилю, готовившегося Айдаром, так как из страха перед гузами баджанаки не решились начать войну против хазар.
Тогда Айдар решил подорвать Хазарскую орду экономически. Он запретил булгарским и всем европейским купцам ездить из Булгарии к хазарам и основал новый торговый путь из Европы в Азию в обход хазарских владений. Этот водный путь шел из Скандинавии в столицу Булгара Киев через Прибалтику и Болгарский бейлик, а из Киева шел по Бури-чаю (Днепру) и Черному морю в Малую Азию и Заавказье. Не случайно поэтому Айдар принял на булгарскую службу большое количество скандинавов (датчан, норвежцев и шведов) и прибалтов (славян-колбягов из Колобжега, пруссов, финнов и др.) и дал скандинавским и прибалтийским купцам большие льготы.

Черная Болгария и водный путь Айдара назван : "Из варягов к грекам".


Для развития нового водного пути Айдар образовал из части игенчеев Украины, Белоруссии (включая Шамлын - Смоленск) и Галиджа (будущая Новгородская земля) особый разряд государственных игенчеев и поручил им вместо уплаты дани феодалам строить для булгарского государства торговые и военные суда. Так как селения этих игенчеев располагались в верховьях крупных рек, по которым они плыли на сделанных ими кораблях в центр Булгара Башту-Киев, то их называли субашами (от булгарского 'субаш' - 'верховье реки'). Так в Булгарии появилась новая категория игенчеев - государственные игенчеи.
Благодаря новому торговому пути расцвел и стал большим городом Киев (булгары именовали его официально 'Башту'). При Айдаре Булгарское государство Кара-Булгарского периода достигло наивысшего расцвета.



Перенос столицы Булгарии из Киева в город Болгар


После смерти Айдара в 855 г. на булгарский трон был поднят Габдулла Джилки, опиравшийся главным образом на мусульманскую знать. Это вызвало недовольство тенгрианской части булгарской знати, вынужденно уступившей при Айдаре значительную часть своей власти булгарской мусульманской знати. Младший брат Джилки - Лачын (анчийцы звали его Рюрик), мечтавший занять булгарский трон, возглавил недовольных тенгрианцев и начал с ними борьбу против Габдуллы. Неожиданно Византия, бывшая союзницей Айдара. а также Хазарская орда поддержали тенгрианца Лачына из страха перед усилением Булгарии в качестве торгового конкурента и очага ислама. В Булгаре вспыхнула гражданская война (так называется война между различными группировками внутри одной страны).
Вначале Габдулла разбил Лачына и его хазарских союзников.

В 860 г. по приказу Джилки булгарский флот, состоявший из кораблей анчийцев и скандинавских наемников (их называли 'варягами') разгромил посады столицы Византии Ыстамбула ('Константинополь'), За это командующие флотом Джир (голова анчийцев) и Аскольд (голова варягов) были щедро награждены царем.
Но в 864 г., когда Габдулла отдыхал в своей летней ставке (батавыл) Хорысдан (ныне - Путивль), Лачын внезапно напал на него со своими союзниками. Джилки захотел укрыться в столице Булгара Башту, но киевляне во главе с Аскольдом связали верного царю Джира и заявили Габдулле: 'Мы не впустим тебя, царь, в столицу, пока ты не решишь в поле своего спора о престолонаследии со своим братом Лачыном'.
Габдулла Джилки отбил нападение Лачына и выгнал Аскольда из Башту, но был настолько рассержен поступком Киевлян что в 865 г. перенес столицу Булгарского государства из Киева в Болгар и переехал туда с частью черных булгар - мусульман. Украина была разделена царем на два удельных (автономных) бейлика - Киевский (правобережная часть Украины) и Кара-Булгарский (левобережная часть Украины). Во главе Киевского бейлика был поставлен бек Джир, а во главе Кара-Булгарского бейлика - старший сын Габдуллы бек Алмыш Джафар.

Кара-Булгарский период Булгарского государства закончился.
.................


История Булгарского государства после Кара-Булгарского периода условно делится на три периода - периоды эмиратов. Ведь во все эти периоды булгарские цари титуловали себя эмирами и. вместе с тем, каждый из этих периодов имел свои специфические черты.


В период 1 эмирата Булгар достиг уровня сверхдержавы (крупнейшей державы мира), господствующей в Восточной Европе и Северной Азии и временами стремившейся к установлению своего господства над всем миром.

В период 2 эмирата политика Булгарского государства формировалась под сильным давлением джучидских ханов Дешт-и Кьшчака, которым Булгар вынужденно платил дань.

В период 3 эмирата Булгар вновь стал державой и избавился от сильного давления джучидских ханов, но так и не достиг уровня сверхдержавы: этому помешало возвысившееся Московско-Русское государство, соперничество с которым оказало решающее влияние на политику и судьбу Булгарии.
Но во все эти периоды Булгар оставался феодальным государством. Верховным распорядителем земли являлся царь (кан, эмир), который раздавал ее своим наемным служащим - служилым феодалам - за военную, чиновную и иную службу. Если служилый феодал - алпар - уходил со службы, его земля отбиралась и передавалась другому алпару. Алпар сам не обрабатывал полученных земель - на них работали игенчеи, отдававшие ему по указу эмира часть своих доходов в форме платы за службу. Игенчеи делились на свободных государственных (чирмыши) и бийских. Первые платили налоги алпарам или в государственную казну, а вторые - своим биям. Бии же отдавали часть своих доходов в виде дани с бейликов в государственную казну.
Ремесленники и купцы также платили налоги в государственную казну. Часть этих налогов шла на содержание царской семьи и двора, часть - на ведение войн, строительство городов, крепостей, дорог и т. д.

Борьба Булгарии и Хазарской орды за гегемонию в Восточной Европе

Внешнюю политику Булгарии в 9 - середине 10 в. определяло соперничество с Хазарской ордой, которая стремилась отнять у Булгара Украину. В 870г. Аскольд подступил к Киеву с наемной варяжской дружиной. Киевляне предпочли принять его в качестве соправителя главы Киевского бейлика Джира и ликвидировать пост наместника булгарского царя при правителях этого бейлика. Наместник - великий булгарский поэт Микаиль Башту выехал в Болгар, где стал везиром (главой царского правительства) Булгара. Джилки пришлось признать решение киевлян и тем самым подтвердить автономию Киевского бейлика в составе Булгарии - ради того, чтобы киевляне не переметнулись на сторону хазар.
Но при этом Киев платил Болгару дань, а сыновья Аскольда находились в Болгаре в качестве заложников. Когда зимой 872 - 873 гг. Аскольд опрометчиво отказался выступить по приказу Габдуллы в поход на Полоцк (отторгнутый от Булгара датчанами), то царь немедленно казнил одного его сына и заставил Аскольда подчиниться ради спасения жизни остальных сыновей.

В 875 г. Аскольд поднял в Киеве антибулгарский мятеж и убил верного Болгару бия Джира. Бий Кара-Булгарского бейлика Алмыш не смог подавить этот мятеж даже при помощи присланного Джилки баджанакского(печенежского) отряда, так как Аскольда поддержали хазары.
Тогда Джилки стал готовить большой походу на Киев. К участию в этом походе были привлечены баджанаки(печенеги), булгары Марданского удельного бейлика Булгарии (располагался между Симбирском и Саратовом) и варяжский отряд служившего Булгару скандинавского бека Салахби (Слагви, Вещий Олег).

Вещий Олег( Слагви, Салахби). При содействии болгарского царя Симеона, после отъезда Г.Джилки в Болгар, ввел кириллицу в Киеве.

В 881 г. Салахби выбил из булгарского города Яна Галидж (Новгорода) отряд датских завоевателей, что позволяло Джилки рассчитывать на взятие Киева посредством одновременных ударов по городу с севера (Новгорода) и с востока (Кара-Булгарский бейлик).
В 882 г. Габдулла скоропостижно скончался и приказ начать запланированный им поход на Киев дал уже новый булгарский царь - младший сын Джилки Бат-Угыр Мумин (882 - 895). Салахби с отрядом варягов с севера и Алмыш с карабулгарцами, марданцами, и баджанаками одновременно подошли к Киеву. Мятежник Аскольд был схвачен и казнен, а киевляне без всякого сопротивления приняли Салахби. назначенного Бат-Угыром новым булгарским бием Киевского бейлика. Анчийцы прозвали Салахби Вещим Олегом, так как он мог гадать и предугадал победу в ряде войн.
Бат-Угыр не прочь был развернуть после киевского успеха наступление и на враждебную Булгару Хазарскую орду, но его соперник - бий Марданского бейлика, средний сын Джилки Мардан - сорвал планируемый поход на Итиль. Испуганные этими приготовлениями хазары пошли на заключение мира с Булгаром и даже отказались от булгарской дани, но втайне готовили нападение на Булгарию.

В 890 г. хазары помогли старшему сыну Алмыша - тенгрианцу Арбату свергнуть его отца-мусульманина и захватить власть в Кара-Булгарском бейлике. Арбату помогли не только булгары-тенгианцы, но и угры, так как его матерью была мадьярская княжна. Джафар бежал в Киев, где стал соправителем бия Киевского бейлика Салахби.
В свою очередь Арбат с уграми принял участие в хазарских походах на Баджанакскую орду в 891 - 893 гг. В 894 г. Арбат с частью кара-булгар и угров пошел войной на Болгарию по просьбе своего союзника - византийского императора. В то же время гузы и казахстанские угры - башкорты - по просьбе хазарского кагана - напали на Баджанакскую орду и разгромили ее. Одна часть разбитых баджанаков укрылась в Булгаре, а другая бежала на запад через хазарские владения и заняла приглянувшиеся им еще в 875 г. угорские земли в Приазовье. Арбат, узнав об этом, попытался вернуться назад, но был отбит баджанаками и ушел со своими кара-булгарскими и мадьярскими воинами в Аварию.

Здесь к нему присоединились местные аварские угры, и он смог создать свое собственное Венгерское государство (Венгрия). Потомки Арбата (мадьяры звали его "Арпадом") были венгерекими королями до 1301 г. Булгарские приближенные Арбата заняли ключевые посты в его Венгерском государстве, и некоторые из них при этом сохраняли свою исламскую веру (даже до 14 в.) и поддерживали активную связь с Булгарией до конца 10 в. История этих связей не была забыта. В 12 в. булгарские послы посещают Венгрию (вместе с испанским путешественником аль-Гарнати), а в 13 в. уже венгерские послы прибывают в Булгарию, При этом государственным языком Венгрии становится угорский язык - язык большинства населения этого государства.


Возцарение и политика Алмыша Джафара


Часть кара-булгар испугалась, что баджанаки погромят и их владения, и стала упрашивать Алмыша увести их в Волго-Уральскую часть Булгарии - подальше от опасности (ведь Алмыш был булгарским принцем и перемещение под его водительством не сочли бы за самовольное и наказуемое переселение). Алмышу (Киевляне звали его "Ольмой") жалко было бросать спокойный Киев в центре которого располагался его самый большой в городе дворец (этот дворец - "Ольмин Двор" и в 12 в, был главной достопримечательностью Киева), но все же он решился возглавить переселенцев с целью получить возможность для занятия заветного царского трона. Он прибыл в булгарский город Сульча на реке Сульче в тот момент, когда гузы прорвали булгарскую границу и марданский гарнизон города покинул его: Гузы, не обращая никакого внимания на Сульчу, шли на Болгар. От столицы их отбили, но у Сульчи гузский хан заключил союз с Алмышем.

Испуганная нашествием гузов булгарская знать в 895 г. свергла враждебного гузским завоевателям Бат-Угыра и подняла на булгарский трон Алмыша (895 - 925), обещавшего оградить Булгарию от набегов гузов.
Вначале Алмыш продолжал политику предыдущих булгарских царей - нападал не на главного врага Булгара - Хазарскую орду, а на ее союзников, пытаясь заставить их разорвать связи с хазарами, Делалось это для того, чтобы не давать хазарским каганам повода для закрытия важных для Булгара торговых путей в Азию через их территорию.

В 907 г. Салахби по приказу Алмыша совершил успёшный набег на столицы Византии и заставил ее отказаться от поддержки Хазарской орды. Но тогда хазарский каган поспешил признать свою орду удельным бейликом среднеазиатского исламского Саманидского государства. Саманидские эмиры велели подвластным им среднеазиатским огузам - тюркменам сокрушить Булгар. В ответ на нападения саманидских тюркмен Алмыш в 910 г. приказал булгарским варягам совершить нападение на прикаспийские владения Саманидов. Хазары, желая еще больше настроить Саманидов против Булгара, нарочно пропустили булгарский флот в Каспийское море, и он погромил саманидские прикаспийские области. Тогда в 911 г. огромное войско хазар и тюркмен совместно напали на Булгар. Алмыш отбил это нашествие - но с огромным трудом. Стало ясно, что тот Булгар, который достался Алмышу по наследству, весьма непрочен и может при еще одном серьезном столкновении развалиться.


И тогда Алмыш Джафар решил превратить Булгарское государство в сверхдержаву, для чего, по его мнению,"требовалось укре-пить единство страны (посредством объединения всех племен Булгара единой идеологией и уничтожения удельных бейликов, которые могли легко выйти из состава Булгарии и развалить государство) и захватить чрезвычайно прибыльный контроль над главными торговыми путями из Европы в Азию, проходившими через Хазарскую орду (посредством ликвидации этой орды и присоединения ее владений к Булгару).
Царь определил что только ислам может стать единой идеологоей большинства племен Булгарии(исповедывавшего различные языческие верования) и одновременно поможет уничтожить институт языческих удельных бейликов и станет знаменем победоносной священной войны против немусульманской Хазарской орды. Алмыш и раньше всемерно способствовал распространению ислама. Так он помог Микаилю Башту развернуть в Булгарии мощную сеть исламских школ.
Но для того, чтобы утвердить ислам в Булгарии, необходимо было объявить его государственной религией, а это было возможно только с одобрения религиозного главы мусульман всего мира - халифа арабского Багдадского халифата (то есть государства с главой - халифом). Подобное одобрение обычно выражалось в письмах халифа, которые доставлялись полномочными ("Великими") посольствами.


Прибытие Великого посольства


На пути реализации планов Алмыша встало среднеазиатское исламское Саманидское государство. Используя тот факт, что булгарский флот разгромил в 910 г. прикаспийские области исламского Саманидского государства, саманидская пропаганда представила Булгар враждебным исламу государством, и посылка халифом писем и Великого посольства в Болгар несколько раз по этой причине срывалась.
Но в 921 г. выдающийся булгарский дипломат, сын Микаиля Башту Абдаллах ибн Башту, смог, наконец, добиться от багдадского халифа одобрения плана разгрома Хазарской орды в обмен на твердое обещание Алмыша объявить ислам государственной религией Булгарии. Намаловажную роль в этом деле сыграло то, что Абдаллах показал важность посылки Великого посольства для повышения авторитета самого Багдада и смог представить Хазарскую орду враждебным исламу "иудейским бейликом" (хотя в действительности подавляющее большинство хазарских каганов были тенгрианцами и после гибели Обадии со всей его семьей иудаизм никогда больше не играл в Хазарской орде сколько-нибудь заметной роли). Вдохновило халифа и сообщение Абдаллаха о том, что Алмыш наметил на 922 г. решающий поход на Итиль и что булгарские войска выступят сразу же после получения письма халифа с одобрением этого джихада (священной войны). Халиф тяготился некоторой зависимостью от Саманидов и не прочь был умерить - при помощи Булгара - мощь этих правителей.


В том же 921 г. из Багдада в Болгар отправилось долгожданное халифское посольство Сусана ар-Раси для помощи в деле введения исламских законодательных норм во все государственные структуры Булгара и для передачи Алмышу письма халифа с одобрением джихада против Хазарской орды. В огромном посольском караване насчитывалось 3 тыс. человек и 3 тыс. лошадей (не считая верблюдов). Секретарем этого посольства, которое булгарские источники по праву называют Великим, был крупный багдадский аристократ Ахмед ибн Фадлам. Вел посольство через владения Саманидов (неоднократно пытавшихся помешать проезду посольства, но в конце концов решивших расправиться с послами руками огузов) сам Абдаллах ибн Башту. Посулы и взятки Абдаллаха позволили ему заручиться поддержкой наиболее влиятельных огузских биев и благополучно провести посольский караван к булгарской границе.

Часть булгарских биев-язычников, возглавлявших удельные бейлики, прослышала о переговорах в Багдаде и решила не допустить утверждения ислама в качестве государственной религии ради спасения своей власти и бейликов. Для этого бии составили заговор с целью свержения Алмыша и предложили среднему сыну Алмыша Микаилю-Ялкау занять отцовский трон. Ялкау согласился участвовать в перевороте. Тогда заговорщики съехались в Буляр, будто бы для празднования сабантуя, и подняли здесь восстание против Алмыша. Простой люд поддержал своих биев, так как Алмыш усилил феодальную эксплуатацию народа: увеличил налоги (под предлогом необходимости платить повышенную дань огузам и хазарам. хотя дань эта не превышала прежней дани хазарам и баджанакам), ввел законы, унижающие язычников (в частности, закон, по которому язычники должны были снимать шапки перед мусульманами, хотя у булгар публичное снятие шапки мужчиной считалось невероятным позором) и др.
Мятежные бии надеялись, что Ялкау немедленно прибудет к ним и они смогут под его знаменем развернуть наступление на Болгар. Но Ялкау испугался и не приехал в Буляр. Срыв первоначального плана вызвал растерянность в рядах повстанцев. Не зная, что делать дальше без Ялкау, они укрепились в Буляре и ограничили свои действия лишь отдельными вылазками. В этот момент - 12 мая 922 г. - Великое посольство, чудом избежавшее встречи с разъездами повстанцев, въехала в Болгар.

16 мая 922 г. состоялась торжественная церемония провозглашения ислама государсвенной религией Булгара, что предусматривало назначение на государственные посты только мусульман. Это было выдающейся победой булгарской дипломатии, возглавляемой Абдаллахом ибн Башту.
Затем было подавлено и восстание биев, получившее в народе название Сабанской войны или Войны биев. Произошло это так. Вначале Алмыш предложил одному из вождей повстанцев Кермеку Аскалу жениться на царской дочери и таким образом породниться с ним. Кермек, польщенный этим, покинул Буляр и вместе с частью своих повстанцев перешел на сторону царя. Ахмед ибн Фадлан, вскоре по прибытии в Болгар перешедший на булгарскую службу, предложил Алмышу жестоко покарать мятежников. Сын Алмыша Газан (Казан) Хасан поддержал Ибн Фадлана. Царское войско окружило Буляр. Вот-вот могла пролиться кровь. В этот момент гуманный и дальновидный политик Абдаллах ибн Башту, используя силу своего авторитета, убедил царя даровать повстанцам амнистию, а вождя мятежников Бырака - сдаться. Получив заверение царя, Бырак и его повстанцы прекратили сопротивление.
Бескровное завершение конфликта способствовало дальнейшему росту влияния ислама и превращению его в основу идеологии булгарского народа. В благодарность за поддержку Алмыш назначил Ахмеда ибн Фадлана сеидом (сеид - религиозный глава мусульман города, области, страны) Булгара.


Однако жесткий и решительный, но при этом и очень расчетливый Алмыш пощадил повстанцев не столько из гуманных побуждений, сколько за военной необходимостью: вести войну с хазарами без ополчений мятежных биев, составлявших основу булгарского войска, было невозможно. С джихадом против хазар Алмыш медлить не собирался. Уже в мае в Болгар прибыл из Яна Галиджа (Новгорода) - для участия в войне против хазар - флот Салахби.


Киевская Русь


Зимой 922 г. Салахби был изгнан сыном Лачына Угыром из Киева. Алмыш дал Салахби пост булгарского наместника Яна Галиджа, а Угыр (русские летописцы звали его Игорем Рюриковичем) провозгласил Киевский бейлик независимым от Булгарии Русским княжеством (так как династия Урус-Айдара, к которой относился и Угыр, называлась "урусской" - "русской" по-славянски, и потому, что большинство киевских булгар называло себя с гуннских времен "урус-булгарами") с центром в Киеве. Так в западной части булгарских земель возникло третье (после Болгарского и Венгерского) государство, условно называемое в науке Древнерусским или Киевской Русью.

Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги, внук Рюрика. Родился в 942 г., погиб в 972 г. Де-юре считался правителем Древнерусского государства, но де-факто княжила его мать Ольга сначала из-за юного возраста Святослава, затем из-за постоянных военных походов сына. В 965 году разгромил войско Хазарского каганата, захватил их крепость Саркел и переименовал в Белую Вежу. Нам в наследство остались медные вислые печати Святослава с изображением двузубца. Владимир Святославич, сын Святослава, правнук Рюрика, жил с 960 по 1015 год. 11 июня 978 года стал единовластным правителем Древнерусского государства. Окончательно разгромил Хазарский каганат. К моменту крещения Руси величался Владимир князем киевским и булгарским титулом каган.

Сребреник Владимира с родовым знаком Рюриковичей - трезубцем - знак царского рода Дуло

Сребреник Ярослава Мудрого. Св. Георгий и трезубец Рюриковичей - знак царского рода Дуло

В Болгаре, за несколько дней до похода на Итиль, Салахби умирает при загадочных обстоятельствах. Смерть его, выгодная для Угыра и хазаро-саманидского лагеря, расстроила готовившийся поход. Флот Салахби отплыл обратно в Яна Галидж (так как пришла весть о движении Угыра к Новгороду), а без него атаковать хазар только силами конницы было рискованно. Угыр действительно двинулся к Яна Галиджу и овладел этим городом. В этих условиях Алмыш решил отложить войну с хазарами.


При Алмыше в Булгаре началось активное строительство крепостей и городов. Их число достигло к 13 в. около 200. Основным строительным материалом при этом были дерево, белый камень (известняк) и кирпич (русское слово "кирпич" происходит от булгарского "курпэщ", так как булгары первыми стали использовать его).
Также при Алмыше началась чеканка булгарской металлической монеты. Она заменила кожаные деньги, бывшие в обращении с эпохи Идельского царства. Серебряные монеты булгары называли "данга". 0т этого термина произошло русское слово "деньга" ("деньги"), так как булгарские монеты ходили в качестве денег на территории Киевской Руси, а также в Швеции, Норвегии, Дании, Германии. Польше, Прибалтике, Финляндии, Молдове, Средней Азии и в др. странах.
(...)

Карта Булгарии 13 - 16 вв.( Амстердаме,

Gerardi et Leonardi Valk, 1705 г.



ДТ, т.2, изд. БИ, 1994 г. стр.23-29



ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ТОРЕзаписанные по воле Кансюбиги Урус-Югур Айдар Тебиром Шамсом в городе Башту (по данным Кул Гали и Гази-Бабы)

2. Тех мужчин и женщин, которых уличили в ругании Торе, прелюбодеянии, воровстве казенного и общественного имущества, воинских и стреноженных лошадей, насилии и разбое [грабительское нападение], пусть привязывают к сарманам, разрубают на части, а части развешивают на березе (осине)...
120

3. Чужеземца, хулящего Торе, пусть привязывают к лошади и гоняют ее до тех пор, пока хулитель не издохнет, а чужеземца, совратившего Булгара в почитание чужих духов, пусть лишат носа, ушей, подвергнут битью и изгонят из державы...

4. Если какой-нибудь властитель или боян тайно примут другую веру, то они казнятся. Если простой Булгар примет другую веру и скроет это, то он лишается всего имущества, носа, ушей, подвергается битью и изгоняется из рода. Если любой Булгар открыто примет другую веру, то он лишается всех званий, всего имущества и перестает быть членом рода, но не изгоняется и не наказывается, как бесчестный человек..

6. Юрганов (бюрганов) или кам-боянов, утерявших свою силу и уличенных в обмане народа, пусть вешают на деревьях...

8. ...За измену [государству] казнится не только виновный, но и его ближайшие родственники...

10. Каган кан-сюбиги [император] , капаган [или караган - глава правительства], багыл-тархан [или инал - предводитель знати] и эщергу багыл, исполняющий обязанности иджика [или идика - верховного судьи], избираются на великих кинешах...

Перед великими кинешами все роды пусть примыкают по своему желанию к четырем великим родам - Барынджар [Барын], Ширак [Ширин], Кюнглы-Aргын [Хонские и Сербийские роды] и Маджар-Эсегел - возглавляемым избранными ими турунг (или туджунг) - абыями [или абызами - приписка на полях]...

11. Число багылов и баганынов - участников великих кинешев -пусть не превышает 500, и пусть все они получают звание буляр.

...Пусть число дворцовых буляр будет ограничено 30, а число внутренних или палатных буляр - 12, и пусть они носят звания мэн багылов [великих багылов]...

13. ...Сыновья Каганов или кан-сюбиги от наложниц не принадлежат царскому роду, а принадлежат родам своих матерей...

15. Податное население платит казне налог в размере двадцатой части всего имущества.

16. Кан имеет право взимать десятину с купцов, десятую долю праздничных подношений (абар) десятину за свое судейство, налог в размере двадцатой части всего имущества с людей своего юртлука ).

19. ...Кулбии (или улугбеки - наместники кана) следят только за сбором курэнчеями канской доли (ак данга) а куштаны (уполномоченные капагана) следят только за сбором билемчеями государственной доли (кара данга) причем все они ездят по определенным дорогам и берут приготовленные данга на чункасах. Если данга не приготовлены в уКазанный срок, тогда они имеют право сворачивать с дороги и брать положенные данга силой в присутствии турунгов...

21. За пределами ангыла судебные тяжбы разбирает иджик...

25. В любом случае должно вносить выкуп за невесту, даже если она увезена силой... Если при попытке похищения невесты был убит похититель или кто-то из его дружков, то за это никто не несет ответственности...

30. Положено перед битвой совершить моление Тангре, Биргюну-Карабагу и Кубару о даровании ими победы... возле установленных царском бунчуке и полковых билигах... и с принесением в жертву людей, коней, баранов... Все клянутся храбро биться ради победы... и погибнуть от меча в случае бегства с поля боя... Потом бунчук, билиги и все воины окропляются Кельбиром водой, дабы Тангра и его духи даровали войску силу победить...

После победоносной битвы положено совершить благодарственное моление и жертвоприношения...

32. Воин, проявивший неуважение к своему оружию.., лишается его...

33. Воины, прибывшие на сбор не в полном вооружении, не выполнившие приказа... или побежавшие с поля боя, казнятся военачальником...

35. О добыче... Дом считается добычей того воина, который первым вонзил в его стену свое оружие - копье или другое...

36. Тела погибших великих воинов врага нельзя класть в землю, т.к. их души останутся на нашей земле и будут мстить. Их тела надо либо сжигать - тогда они никогда не возродятся, либо вешать на деревьях, а из их черепов делать чаши и пить - тогда Тангра возродит их уже на нашей земле и вольет их силу и отвагу в мышцы и души пьющих...

37. Пленные не подлежат убийству... Но если враг совершил преступления...- то за это могут быть наКазаны военнопленные... А если среди военнопленных обнаруживаются простолюдины, то таких надо отделять от остальных [военнопленных] и сажать на кол или сваривать в котлах... Также надо поступать и с вожаками разбойников и разбойничающими воинами врага.

38. ...Убийца выдается родственникам убитого, и те сами решают, убить его или позволить ему выкупить свою жизнь...

Если родственники убитого простят его и разрешат ему выкупить свою жизнь, то убийца-мужчина выкупает ее или за 1,000 овец, или за 100 верблюдов или за 300 лошадей, а женщина - за вдвое меньшее количество скота...

Точно также за членовредительство... членовредитель либо лишается такой же части тела, либо выкупает ее с согласия пострадавшего...

39. ...Если кто-то умер от отравления или порчи, то с отравителем и напустителем порчи пусть разбираются, как с убийцами... Если отравление или порча не привели к смерти, то виновные должны заплатить ур [дань, выкуп, штраф, налог] пострадавшему сообразно его положению...

Если ур не выплачивается, то взыскивается с родственников виновного и уничтожаются средства отравления и порчи... Если они были произведены посредством вина, то уничтожается виноградник, если... посредством мяса, то уничтожается скот...
122

41. ...Убийцы своих родителей, ближайших родственников, властителей и баянов, не прощенные родственниками убитых, привязываются к перекладине ворот и расстреливаются стрелами, после чего кладутся в ящики и опускаются на дно вод, дабы грех подобных убийств был смыт священной водой...

42. Юрганов, чужеземцев, безродных рабов, самоубийц и тех, на кого, по воле Тангры, указал Кубар, должно хоронить вне кладбищ... Тела нечаянно погибших юргаиов надо вешать на деревьях и подвешивать к ветвям птичьи крылья, с которыми их души полетят на небо...

Для умерших юрганов и для тех, на кого указал трезубец Кубара... вне кладбища надо сделать на деревьях ег-кэпэ (помост из досок) и на этот ег~кэпэ положить ящик с телом и запасом пищи и питья... Если деревьев нет, то ящик кладут на столбы... Рядом надо также вешать на деревьях и столбах крылья и изображения птиц...

44. Укравший возмещает украденное в десятикратном размере. Если он не в состоянии возместить это, то плата берется с его ближайших родственников...

45. Если вор попадется с поличным в первый раз и поклянется больше не воровать, то взять с него установленную плату. Если вор попадется во второй раз, то взять с него установленную плату, а кроме того лишить его носа, ушей и подвергнуть битью.., как бесчестного человека. Если вор попадется в третий раз, то взять с него установленную плату и сломать ему обе ноги.

46. ...Если нанесен ущерб купцам или людям управления, а виновные скрылись, то ответственность за преступление несут багылы и народ той местности, где совершено преступление...

48. Если кого-либо уличат в наговоре, то пусть он будет наКазан за то преступление, в котором пытался обвинить невиновного...

50. Если умирает хозяин, не имеющий взрослых детей, то его малолетние дети и имущество передаются его отцу - до их повзросления...

Если его отца нет в живых, то они передаются брату умершего, а жены умершего становятся женами его брата...

51. ...Беременная женщина избавляется от наКазания... Женщина, имеющая детей, при разделе имущества получает не только свою часть, но и часть на детей... Отцы у детей могут быть разными, а мать одна. Пусть дети не забывают этого и кланяются матери прежде, чем поприветствуют отца...

52. Если какой-либо чужеземный правитель не выдает державе Булгар ее подданных, скот и имущество,., то Кан имеет право забрать это силой в набеге сразу после получения отказа в выдаче...

53. Если кто-либо убежал из державы в другую страну, то за это казнятся охранники того участка границы, через который бежали преступники...

54. Если кто-то пытается скрыть преступника и преступление, то пусть подвергнут его пыткам: битью... укалыванию... подвешиванию за ребро, опусканию рук и ног в кипящую воду... а потом взыщут с него положенную за преступление плату...

55. Если кто-либо попытается избегнуть присужденного наКазания, то он казнится...

56. О клятвенных договорах...

Должно знать: что клятва, сопровождающаяся выливанием всей воды из какого-либо сосуда, означает клятву своей жизнью; что... связыванием трех кож или сбором в кучу стеблей (веток) означает клятву жизнью всей семьи и детей...; что ...обрызгиванием чего-либо означает клятву обрызганным имуществом, которое, в случае нарушения клятвы, будет уничтожено по воле Тангры - Биргюном и Кубаром; что... взятием в руку горсти земли, означает клятву благополучием своей земли; что... убийством собаки, означает клятву жизнью всего рода, который, в случае нарушения клятвы, будет уничтожен злыми духами... . Должно также знать, что... мочеиспускание [в таких-то случаях]..., изображение других людей и существ в плохом виде... приводит к порче... Собака, убитая и закопанная на месте будущего поселения, будет охранять это поселение, почему... [обрыв записи].

57. Если договор, скрепленный клятвой при свидетелях, не был выполнен одним из договаривавшихся, то другой вправе обратиться к судье и, по решению суда, завладеть тем, чем клялся нарушитель - мирно или силой...

59. О правилах поведения на общественных сборах...

Все обязаны почитать Тангру, духов и их звезды, для чего проводить семь обязательных общественных сборов... Во время молений женщины всегда находятся отдельно от мужчин... На великие моления кам-бояны не допускаются...

Пускай в Чумар - на севере, и в Нардуган - на юге Хоны (воины) объединяются по 40 [человек] в джураши (военные союзы) и уходят из сел и городов в лесные Аудан-Дуло, степные Татыраны и горные Буртасы (места временного жительства джурашцев), где дают клятву Биргюну отомстить за смерть алпа Нардугана и живут осенью до воинских сборов (в ноябре, до Каз омэсе) и зимой до Сюрэна (в марте) - но не менее 40 дней... Пусть им в их тюбе выплачивается требуемая ими дань, а если она не выплачивается - то они имеют право взять ее силой... Пусть это будет считаться данью Ашны Биргюну за то, что не уберегла мужа... Пусть хоны-джурашцы (хон-турчи) носят маски и одежду кукеров (небожителей) - ведь они защищают тюбы от злых духов, которые могут отомстить, если увидят настоящее лицо... Пусть старые воины уподобляются волкам и будут одеты в волчьи, барсовые (тигриные) и медвежьи шкуры и буреки (“волчьи шапки“), а молодые - в овечьи (козьи) и бычьи, и пусть старые учат молодых, а молодые учатся у старых до получения молодежью буреков (одежды и прав старых)...

Во время осенних (Чумар) и зимних (Нардуган) трапез и возлияний - ашняк (на которых особо чтятся Биргюн Аудан и Сабан-Джимеш или Аудан) запрещается женщинам нарушать уединение мужчин, а мужчинам - уединение женщин. Однако, несколько мужчин, с согласия и по выбору женщин, могут охранять в отдалении общество женщин, но они должны при этом либо изображать “сестер“ и носить женские имена, либо изображать каких-либо животных...

В это время разрешаются боевые схватка и тайные угоны скота с пастбищ небольшими силами, но без ненужного кровопролития, а за смерть в схватке никто не отвечает...

Но все это не касается купцов, жизнь и товар которых всегда неприкосновенны...

Если ашняк происходил осенью, то зимой, в Нардуган, проводится только однодневный сбор дани джурэшцами...

Не обращать внимания на то, что в одном месте Биргюна называют Бай Тереком, в другом - Карабагом, в третьем - Джамом, в четвертом - Кыш-Тарханом, в пятом - Кермесом, в шестом - Ауданом, в седьмом - Маром, в восьмом - Рыштау [Рустамом - приписка на полях], в девятом... , и на то, что в разных местах других алпов также называют по разному. Но все (во время сборов) должны молиться одинаково...

Городские караматы (карамаджи) должны быть... одинаковы и иметь стены в семь пролетов, трое ворот - восточных, северных и южных - в соответствующих пролетах, а на месте южных ворот должно быть соединение пролетов... . Возле уба надо возводить высокую башню - Истанбулган (Истамбулган) или Искель (“Башня Свято-Царского Города“)... На стенах караматов... изображать знаки

Тангры image , image , image,
первого алпа Биргюна image ,
алпа Сабана Субаша Мардукана (Нардугана) Х,
алпа Кубара image,
семиконечной звезды - тамги Иделя image

[обрыв записи].



ПРИЛОЖЕНИЕ



КАРА-БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ ВЕТВЬ БАТ-БОЯНА


1) Бат-Боян или Халиб Илятбир. Старший сын Курбата Кюнграта (“Кубрата“). Родился в 617 г. В 643 г. Бат-Боян принял Ислам, совершил хадж и побывал у халифа Омара, имя которого взял себе. С этого времени народ стал называть его Бат-Умаром или Камыр-Батыром (Умар, Камыр - формы имени “Омар“). После нападения Арабов на Булгарию в 654 г. отказывается от Ислама. В том же году разбивает войско Арабского полководца (Абдуррахмана) у Шаркела (Саркела) и получает прозвище “Халиб“ (“Победитель“). В 682 г. принял Христианство. В 674 г. его дядя Шамбат-Кый на 3 года отнял у него власть (Шамбат умер в 677 г.). Умер Бат-Боян в 683 г. и был погребен в Киеве. Позднее его останки были положены в Киево-Печерскую Лавру. Бат-Боян вошел в Киевские былины под именами “Будимир“ и “Илья Муромец“.


2) Джураш Бат-Умар, Сын Бат-Бояна.Сулаби. Сын Джураша. Был женат на Чакчак - дочери Дунайско-Булгарского царевича Айяра (Авара).


3) Айяр (Авар). Сын Сулаби и Чакчак.


4) Тат-Угек. Сын Айяра (Авара). Из его потомков известны его сын Тамьян и сын Тамьяна Ильяс (был Каган-беком Хазарии).


5) Тат-Утяк. Сын Айяра (Авара). Был женат на Канбике - дочери Урус-Буги и Зухры (Дунайско-Булгарская царевна).


6) Кан-Караджар. Сын Тат-Утяка и Канбики. Был женат на Арья-Услан - дочери Азан-Тукты.


7) Урус Угыр Айдар. Сын Кан-Караджара и Арья-Услан.


8) Лачын. Сын Угыр Айдара. Царь Черной Булгарии. Родоначальник династии правителей Руси. Вошел в легенды Руси под именем “Рюрика“, а его сын Угыр Лачыни - под именем “Игоря Рюриковича“, почему его ветвь Булгарских правителей получила название “династии Рюриковичей“.


9) Габдулла Джилки. Сын Угыр Айдара. Царь Черной и Великой Булгарии. Родоначальник ветви Волжско-Булгарских царей, получившей название “Сакланской“.


10) Алмыш Джафар. Старший сын Габдуллы Джилки, царь Черной и Волжской Булгарии.

.......................

.............


Список Волжко Булгарских царей


1) Урус Угър Айдар (815-855)

2) Габдула Джилки, сын Уруса-Айдара (865-882)

3) Бат-Угор Мумин, сын Джилки (882-895)


Первый эмират


4) Алмъш Джафар, сын Джилки (895-925)

5) Хасан Газан(Казан,Азан) Мумин, сын Алмъша (925-930)

6) Микаил Ялкау Балтавар, сын Алмъша (930-943)

7) Мохаммед, сын Ялкау(943-976)

8) Талиб Мумин, сын Хасан (976-981, правил как везирь с 960 г.)

9) Тимар Мумин Баджанак, сын Мохаммеда (981-1004)

10) Масгут, сын Мохаммеда (1004-1006)

11) Ибрахим, сын Мохаммеда (1006-1025)

12) Азгар, сын Масгута (1025-1028,1061)

13) Ашраф(Шараф) - кан Балук, сын Тимара (1025,1028-1061)

14) Ахад Мосха, сын Азгара (1061-1076)

15) Адам, сын Балука (1076-1118)

16) Шамгун Шам-Саин, сын Адама (1118-1135)

17) Хисам Анбал, внук на Ахад, сын Колына (1135-1164)

18) Улуг-Мохамед Отяк Джанги, сын Шамгуна (1164-1178)

19) Габдула Чельбир, сын Отяка (1178-1225)

20) Мир-Гази, сын Отяка (1178-1225)

21) Джелал-ед-Дин Альтынбек Алан, сын Отяка(1229,1230-1236)


Второй эмират


22) Гази-Барадж Бурундай, правнук Шамгуна, внук Арбата, син на Азана (1229-1230, 1236-1242)

23) Хисам, сын Гази-Бараджа (1242-1262)

24) Тухчи-Исмаил, внук Чельбира, син Ильяс Ялкау (1262-1267)

25) Галимбек, сын Гази-Бараджа (1262-1267)

26) Мохамед-Алам, сын Тухчи-Исмаила (1293-1307)

27) Касим Булак, сын Галимбека (1307-1323)

28) Булуюм-Орду Мугаллим, внук Мохамед-Алама, сын на Исмаил-Галима (1323-1340)

29) Мир-Махмут, син на Булак(1340-1359)

30) Азан Хасан, сын Мир-Махмута (1359-1380)

31) Бий-Омар, сын Азан Хасана (1380-1422)

32) Галибей, сын Бий-Омара (1422-1437)

33) Ябък-Мохамед, правнук Булюм-Орду, внук Чаллы-Мохамеда, сын Хусаин Ашрафа (1437-1469)


Третий эмират


34) Габдел-Мумин, сын на Ябък-Мохамеда (1469-1480)

35) Бураш-Барадж, старший сын на Габдел-Мумина (1480-1502)

36) Ал-Мохамед Саин-Юсуф Балин-худжа, сын на Габдел Мумина (1502-1521)

37) Мансур, сын Бураш-Бараджа (1521-1524)

38) Ядкар Артан Кул-Ашраф, сын Ал-Мохамеда, родился в 1507 г.(1524-1531,1535-1546, 1546-1551, 1551-1552)

39) Мамед, сын Мансура (1531-1535,1546,1551)

40) Хусаин Байрам Гази, сын Кул Ашрафа (1552-1569)41) Шейх-Гали Каргалъ, сын Хусаина (1569-1584)

Двузубец - тамга г. Казань

Волжская Булгария - 15-16 вв. Западноевропейская карта 1706 г., как и сказано в ДТ, в этой "Тартарии"- Две Булгарии:

(Duche de Bulgar) и (Roy de Casan)

Картина дня

наверх