Первые намётки: пока без срока
О том, что следующей крупной операцией германских вооружённых сил будет война с Советским Союзом, Гитлер заявил генералитету сразу после окончания битвы за Францию, в начале июля 1940 года. Тогда же он дал указание начальникам соответствующих штабов продумать эту операцию. 21 июля 1940 года на совещании у Гитлера ему были доложены основные соображения Главного штаба вооружённых сил (Oberkommando der Wehrmacht; OKW; начальник — генерал-фельдмаршал Кейтель).
Они заключались в следующем. Целью войны должен стать разгром советских сухопутных сил, позволяющий немецким войскам «захватить в свои руки такое русское пространство, какое необходимо, чтобы не допустить вражеских воздушных налётов на Берлин и Силезский промышленный район». Отмечалось, что при этом «желательно продвинуться так далеко, чтобы люфтваффе смогли разбомбить важнейшие области России».
Политическими целями назывались захват Украины, Прибалтики и Белоруссии. Предполагаемый срок операции – осень 1940 года.
В этих намётках ещё не шла речь об оккупации большей части европейской территории СССР, о захвате Москвы, о нанесении Советскому Союзу окончательного поражения.
Июль 1940 г.: пять месяцев
Спустя 10 дней, 31 июля 1940 года в Бергхофе состоялось очередное совещание Гитлера с высшим командованием, в ходе которого фюрер конкретизировал задачи предстоящей войны на Востоке. Там впервые были названы сроки её ведения.
Желательное начало войны Гитлер определил в мае 1941 года. Срок проведения операции – 5 месяцев.
Поэтому Гитлер, указывая на желательность начала войны с СССР ещё в 1940 году, был вынужден признать, что её тогда будет невозможно завершить за одну кампанию.
Целью войны Гитлер определил «уничтожение жизненной силы России». Из оперативных целей он назвал захват Украины, Прибалтики, удар «в направлении Москвы», частную операцию «по захвату нефтяного района Баку».
В духе этих общих установок Гитлера уже 5 августа 1940 года начальник штаба 18-й армии генерал-майор Эрих Маркс представил первый план войны против СССР – план «Ост». Главный удар предполагалось нанести севернее Припятских болот с конечной целью — захватить Москву. На Украине должны были наступать «более слабые силы».
Конечным рубежом продвижения германских войск по России определялась линия Ростов—Горький—Архангельск. В кампании следовало задействовать не менее 147 дивизий, в том числе 24 танковые и 12 моторизованных. Общий срок проведения операции в документе не был назван.
План «скоротечной кампании»
Дальнейшие оперативные разработки немецких штабов вылились в план «Барбаросса», который своей директивой № 21 от 18 декабря 1940 года утвердил Гитлер. Задачи плана: уничтожить «основные силы русских сухопутных войск... посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев» и «путём быстрого преследования» достигнуть рубежа, с которого советская авиация была бы «не в состоянии совершать налёты на имперскую территорию Германии». Особо оговаривалась необходимость предотвратить отход боеспособных сил Красной Армии «на широкие просторы русской территории».
«Конечной целью операции» определялось «создание заградительного барьера против азиатской России по общей линии Волга—Архангельск». При этом говорилось, что «последний индустриальный район, остающийся у России на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации»
Приготовления к войне против СССР требовалось закончить к 15 мая 1941 года. Точное время проведения операции не называлось. Имелось лишь общее указание: «разбить Советскую Россию в ходе скоротечной кампании».
Перед нападением: до конца осени 1941 г.
Кампания на Балканах отодвинула реальный срок нападения на СССР. 30 апреля 1941 года на совещании оперативного руководства вермахта Гитлер решил: начало операции по плану «Барбаросса» – 22 июня. При этом «ожесточённые приграничные сражения» ожидались в продолжение примерно 4 недель после начала войны. Срок окончания военных действий не устанавливался.
11 июня 1941 года фюрер подписал директиву No 32 об операциях после завершения «Барбароссы». «Исходя из обстановки, которая должна сложиться в результате победоносного завершения похода на Восток», она ставила вермахту стратегические задачи «на конец осени 1941 г. и зиму 1941/42 г.». В ней же приблизительное количество войск, необходимых для «выполнения дальнейших задач на Востоке» определялось в 60 дивизий. Однако оговаривалось, что «какие силы потребуются для несения охраны на русской территории, точно определить можно лишь позднее».
Ни в одном документе до нападения на СССР срок завершения войны, обозначенный Гитлером ещё в июле 1940 г., ревизии не подвергался. Все формулируемые задачи в него укладывались. Таким образом, до лета 1941 года время разгрома СССР ориентировочно определялось Гитлером и его штабами в пять месяцев. Отсчитывая с 22 июня, это было 22 ноября 1941 года, то есть как раз конец осени.
Август-сентябрь 1941 г.: перенос окончания войны на лето 1942 года
Того, на что рассчитывал Гитлер, не произошло. Уничтожить главные силы РККА в приграничных сражениях не удалось . Неожиданно упорное сопротивление советских войск внесло коррективы в планы нацистского командования.
21 августа 1941 года Гитлер подписал директиву, обозначавшую отказ от планов завершить войну с СССР до конца года. «Важнейшей целью, которая должна быть достигнута ещё до наступления зимы, – говорилось в ней, – является не захват Москвы, а: на юге – захват Крыма, ... Донецкого бассейна и нарушение подвоза русскими нефти с Кавказа; на севере – захват Ленинграда и соединение с финнами».
13 сентября 1941 года начальник Главного штаба сухопутных сил генерал-полковник Гальдер записал, что фюрер одобрил доклад OKW о стратегическом положении. Из него следовало, что, хотя разгром России и остаётся «ближайшей и решающей целью войны», но в 1941 году она уже не может быть осуществлена. Поэтому «на первом месте стоит продолжение Восточной кампании в 1942 году».
Следовательно, начиная наступление на Москву осенью 1941 года, германское командование уже осознавало, что даже в случае успеха, оно не завершит кампанию на Востоке, и готовилось к продолжению войны с СССР в следующем году.
Таким образом, первоначальный минимальный срок разгрома СССР – пять месяцев – был уже в августе 1941 года признан Гитлером невозможным. Конец войны был отодвинут на 1942 год.
Свежие комментарии