На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

“Джек”: последний из живущих

В 2013 в Калининграде появился первый в России памятник советским разведчикам-диверсантам. Скульптура посвящена подвигу всех разведчиков, готовивших Восточно-прусскую операцию.

источник: фотоальбом Калининград Фото Игоря Шилова, Игоря Бизюка.

На мемориальных плитах высечены названия сотен разведгрупп, действовавших в тылу врага. Среди них есть и легендарная, признанная самой результативной группа "Джек". Ее командир Павел Крылатых и радистка Анна Морозова стали прототипами разведчиков, отлитых в бронзе...

Самое логово

Разведчика-диверсанта, который сумел выжить в Восточной Пруссии месяц, считали долгожителем. А группа «Джек» результативно действовала в течение пяти месяцев. Вернулись с задания только трое из группы, хотя по всем канонам того жестокого времени должны были погибнуть и они.

Эту провинцию Германии называли адом для разведчиков. Под прусским Растенбургом (ныне – польский Кентшин) располагалась штаб-квартира Гитлера. Регион находился под личным контролем Гиммлера. Режим был строжайшим. К слову, за неделю до заброски «Джека» в «Вольфшанце» было совершено покушение на фюрера. Так что режим в этих краях стал еще жестче. Ни один самолет не мог залететь незамеченным. А на земле парашютистов ждали специальные команды с собаками, полиция, полевая жандармерия, фольксштурмовцы, гитлерюгенд, по проселочным дорогам круглосуточно разъезжали радиопеленгаторы, которые засекали сигналы от радиостанций.

источник: фотоальбом Калининград Фото Игоря Шилова, Игоря Бизюка.

Наконец, прусский ландшафт был крайне не подходящим для нелегала. Леса по большей части походили на парки, без подлеска, чуть ли не метлой выметенные, поделенные просеками на участки. А открытые пространства пересекает множество рек, ручьев, каналов, дорожек. Мосты же, как правило, круглосуточно охранялись. Немецкому гражданскому населению категорически предписывалось незамедлительно сообщать о незнакомых людях. Кроме того, даже к удаленным хуторам-фольваркам зачастую вела телефонная связь. Так что уже через час самый глухой район мог быть оцеплен.

Мы не люди, а тени

Группу забросили глубокой ночью 27 июля 1944 года. По самолету били вражеские зенитки. В итоге разведчики приземлились на 26 километров дальше пункта назначения. Прыгали наудачу, угодили в болото. Самолет уйти не сумел, его сбили, приземлились кучно, но вот и первая проблема – несколько парашютов крепко зацепились за кроны мачтовых сосен, что явно будет демаскировать высадку. Пришлось повозиться, чтобы вызволить зависших на деревьях бойцов. Не удалось отыскать контейнерные тюки с дополнительными продуктами, боеприпасами и запасными батареями для рации. 

Группа вскоре после заброски осталась без командира. Павел Крылатых был убит из засады, умер мгновенно – пуля попала в сердце. Позже выяснилось, что район посёлка Ляукнен крайне опасен. Здесь располагался концлагерь Хохенбрух, который не был нанесён ни на одну советскую карту. Именно охрана лагеря смерти и убила Джека. Укрывшись в лесу, наломали еловых лап, чтобы прикрыть тело. Шпаков снял с Крылатых пиджак и, проверив карманы, отдал Юшкевичу: «Носи. Пуля дважды в одно место не попадает. Закон баллистики. Ты самый молодой из нас, тебе обязательно надо выжить».

По правилам псевдоним командира давал название группе. Раз Джека нет, значит, группа должна стать «Ежом» – в соответствии с псевдонимом Шпакова. Однако, посовещавшись, решили остаться «Джеком».

Капитан Крылатых Павел Андреевич «Джек». Дата смерти: 30 июня 1944 года 

За август и начало сентября 1944 года разведчики провели рейды в районе Инстербурга (Черняховск) и Голдапа (Голдап). У захваченного «языка» джековцы узнали о секретном военном районе «Ильменхорст» в Инстербурге и засекреченном аэродроме. 

“Режим дня был таким: собрали сведения, передали в Центр, затем – облава, многочасовой уход от погони”. И снова: сбор сведений, радиосеанс, облава… Постоянное напряжение, смертельная опасность. Вскоре кончились продукты. Порой по трое суток голодали, пить часто приходилось из луж. Потом пришла осень, начались дожди, стало холодно. Спали на земле. И одежда все та же – летняя, перепревшая, со вшами. А в группе были две девушки-радистки…

За время пребывания всей группы в Восточной Пруссии разведчики передали 67 важных разведывательных донесений.

Никто не хотел умирать

Во время очередной стычки погиб боец группы Иосиф Зварика. «Джековцы» нашли его потом повешенным на дереве вниз головой. И – табличка с надписью по-немецки: «Так будет с каждым из вас». Он был самым «старым» из них. 29 лет… Несколько раз группа «Джек» соединялась с другими разведгруппами «Максим» и «Орион», чтобы дать отпор врагу.

Затем в ходе другого столкновения группа осталась без командира Шпакова, а переводчик Наполеон Ридевский (Заяц) так повредил левое колено, что передвигаться мог лишь ползком. В спецгруппах есть негласный закон: если боец не может больше двигаться, он принимает последний бой, до конца оставаясь верным воинскому долгу. И все-таки «джековцы» выбрали неординарный вариант. С Ридевским согласился остаться самый юный – Гена Юшкевич. 

Иллюстрации из книги Овидия Горчакова"Лебединая песня"

В одной из радиограмм в Центр сообщалось: «Все члены группы — это не люди, а тени. За последние недели они настолько изголодались, промёрзли и продрогли в своей летней экипировке, что у них нет сил держать автоматы. Все сильно простужены. Одежда перепрела. Патронов осталось по 30 штук. Просим сбросить груз, разрешить выход в Польшу. Иначе все погибнем». Получить продовольствие от местных немецких жителей разведчики не могли. Из-за нелетной погоды продовольствие, обмундирование и боеприпасы им не доставили. Группе разрешили уйти в Польшу, чтобы сохранить людей.

Иллюстрации из книги Овидия Горчакова"Лебединая песня"

Уходили они с тяжелым чувством. Ведь оставляли раненого и мальчишку. К тому же где – в замерзающем осеннем лесу, без связи, еды, возле боевых позиций врага…

По пути джековцы 14 раз подвергались облавам, но всё же прорвались к польским партизанам и продолжали передавать данные о переброске немецких войск.

В ноябре 1944-го из Центра в группу прислали Анатолия Моржина (Гладиатор) , который был лучше подготовлен для роли командира, чем Мельников. 19 ноября в стычке с патрулём погиб Иван Овчаров. Дни этой части «Джека» оказались сочтены. В конце декабря 1944 разведгруппа вела разведку фортификационных сооружений Млавского укрепрайона. Землянка, в которой находились разведчики, была обнаружена и окружена карателями. Вырвалась из западни только радистка сержант Анна Морозова (Лебедь). Она присоединилась к группе разведчиков капитана Черных.  

Радистка Анна Морозова позывной «Лебедь». Фото: Телеканал «Звезда

Одна из последних радиограмм Ани, теперь радиста спецгруппы капитана Черных:

Радиограмма «Центру» от Лебедя: «… В Млаве 15 тяжелых и 67 средних танков на рембазе. Бронетанковая часть в составе ста машин из 1-й парашютно-танковой дивизии «Герман Геринг» отправляется на платформах на Пшасныш. В Хожеле стоит часть из танкового корпуса «Великая Германия» » в составе двух батальонов…» …

31 декабря Анна получила тяжёлое ранение. Польские партизаны помогли ей спрятаться, но немцы ее обнаружили. Морозова успела уничтожить секретные радиокоды, после чего, взорвала себя и подступившего врага гранатой. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза. 

Выжил только боец Иван Целиков. Однажды в пургу, когда группа уходила от очередной облавы немцев еще на территории Пруссии, он отстал от остальных. И каким-то чудом дотянул, укрываясь в зимнем лесу, до прихода Красной армии. Об этом он написал так: «Я выжил, пройдя неимоверные трудности. Около месяца жил, как дикобраз, питался дубовой корой. В лесу дождался наших…»

***

В октябре 1944 года в Минхенвальде (ныне Зеленово) пригнали русских военнопленных — они должны были помогать в вырубке сухих деревьев. С двоими из них сдружился местный немецкий антифашист Август Шиллат. Иван и Алексей сидели в нацистских лагерях почти два года и немного говорили по-немецки. Через Августа пленные узнавали последние новости и распространяли их среди своих в лагере.

Гена Юшкевич и Наполеон Ридевский. Фото:tvzvezda.ru

В ноябре 1944 года Алексей и Иван, как обычно после работы, заглянули к Шиллату.

— Мы в лесу видели людей, — осторожно начал Иван. — Они не местные…

Больше 70 километров Гена нес раненого товарища на себе. И в тот момент, когда, казалось, исчезла надежда на спасение, произошло чудо. В тылу врага, в угодьях Геринга, у фольварка Минхенвальде, наши разведчики познакомились с немецкими антифашистами Эрнстом Райтшуком, Августом Шиллятом и его сыном Отто. Те стали снабжать советских разведчиков не только едой, одеждой и рацией, но и ценными разведданными. Когда ударили морозы и стали слишком заметны следы на снегу, Август спрятал Гену и Наполеона в своем доме на сеновале. 

Рассказывает Геннадий Юшкевич:

- Они помогали нам с риском для жизни. Их, в случае провала, как и нас, ждал расстрел. Благодаря этим отважным людям мы смогли продержаться до встречи с нашими красноармейцами.

Разведчики Геннадий Юшкевич и Наполеон Ридевский продержались в тылу врага 179 дней.

“Джек”: последний из живущих

На открытие памятника в 2013 приехал из Белоруссии и Геннадий Юшкевич — последний из оставшихся в живых участников разведгруппы "Джек".

Геннадий Юшкевич встречается с калининградской молодёжью ежегодно. © Фото: Михаил Урсул, архив "Русского Запада"

Геннадий Владимирович Юшкевич родился 1 января 1928 года в Минске. Вскоре после начала войны лишился матери: в сентябре 1941 года, Елизавету Константиновну - участницу минского подполья, схватили гестаповцы и уже 26 октября того же года, казнили в стенах Минской тюрьмы. Осенью-зимой 1941 года, воспитывался в Минском детском доме № 4, откуда с помощью воспитательницы бежал. 

С декабря 1942 по декабрь 1943 года, юноша являлся проводником и курьером, а в декабре 1943 года, четырнадцатилетний боец-партизан вошел в состав специальной диверсионно-разведывательной группы «Чайка» капитана Михаила Ильича Минакова, действовавшей под Минском.

«24 июля 1944 года Верховный главнокомандующий дал указание командирам фронтов, начальникам штабов и всем, кого это касается, создавать специальные разведдиверсионные группы для заброски в глубокий тыл противника до 500 километров», - рассказывает Юшкевич.

Юшкевича не захотели отправлять на новое задание из-за возраста. Но Павел Крылатых взял его в состав диверсионно-разведывательной группы «Джек».

«Была взбучка этому Павлу Крылатому, зачем меня притащили. А потом он сказал, что парень хваткий, хорошая память, владеет оружием, знает язык, проверен на деле уже в лесах Беларуси, короче говоря, дал мне самую лестную характеристику»

Гена Юшкевич, был официально с разрешения начальника Разведывательного управления фронта зачислен в состав специальной диверсионно-разведывательной группы «Джек» в/ч «Полевая почта 83462» 3-го (диверсионного) отдела Разведывательного управления 3-го Белорусского фронта, которой предстояло действовать в тылу Восточно-Прусской группировки войск. С этого момента –красноармеец, диверсант-разведчик по воинской специальности. Оперативный псевдоним, выбранный им самим, - «Орёл».

Трое выживших. Юшкевич, Целиков и Ридевский возле Музея янтаря (Калининград). 1985 год.Фото: Архив автора

***

10 мая 1945 года, Геннадий Юшкевич – уже боец одной из стрелковых частей 3-го Белорусского фронта в ходе операции по зачистке города Гумбиннена, подорвался на мине-ловушке, оставленной немцами в господской усадьбе, в пианино. До войны Гена Юшкевич учился в музыкальной школе, решил сыграть. Как только коснулся клавишей, прогремел взрыв: осколки впились в голову, повредили глаз…

Жизнь юному бойцу спасло мастерство военного хирурга Пучковской, которая успешно провела несколько сложнейших для военно-полевых условий операций на черепе. 

В 1946-1967 гг. – на службе в органах внутренних дел. Юшкевич неплохо владел разговорным немецким и в том же 1967 году получил приглашение на работу в Минское отделение Общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами. В последующие годы неоднократно представлял за рубежом СССР и родную для себя Белоруссию.

На фото Август Шиллят : из архива Г.В.Юшкевича

В 1973 году в ходе командировки в Берлин случайно отыскал одного из своих спасителей - Шиллята-младшего – Отто. Через год, пригласив О. Шиллята в Минск на празднование 30-летия Великой Победы, на своём автомобиле сумел привезти того нелегально (под видом немого)) в закрытую для иностранцев Калининградскую область - на то место, где некогда стоял хутор семьи Шиллятов.

Сегодня Юшкевичу уже за девяносто лет, Геннадий Владимирович  -  автор книг воспоминаний о разведгруппе «Джек», кавалер большого количества государственных и иностранных наград, но самой дорогой наградой, которую он получил, ветеран считает жизнь...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх