На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Загадка рейса IH870: кто виновен в крушении итальянского авиалайнера?

40 лет назад над Тирренским морем произошла авиакатастрофа, унёсшая жизни 81 человека. Три расследования, длившиеся несколько лет, так и не дали ответов на все вопросы

Загадка рейса IH870: кто виновен в крушении итальянского авиалайнера?

Италия, лето 1980: время авиакатастроф

Двадцать седьмого июня 1980 года самолёт итальянской авиакомпании «Итавиа» Douglas DC-9 с заметным опозданием совершал внутренний рейс IH870 по маршруту Болонья — Палермо.

В воздухе он провёл один час и 53 минуты. За четырнадцать минут до посадки самолёт исчез с экрана радара. Не долетев до Сицилии, он рухнул в Тирренское море возле острова Устика. Погибли все находившиеся на его борту пассажиры и члены экипажа (81 человек).

А 18 июля 1980 года на юге Италии, в Калабрии, был обнаружен разбившийся ливийский истребитель МиГ-23. И рядом — останки лётчика в катапультном кресле. Возник вопрос — что там делал МиГ? Лётчик заблудился? Или пытался сбежать из Джамахирии?

Ливийские власти не стали поднимать большого скандала. Пилота опознали как капитана Эззедина Халила. Как выяснилось, он в составе двойки военных самолётов совершал тренировочный полёт и, видимо, потерял сознание и нечаянно улетел в Италию. А когда закончилось топливо, МиГ упал. Ну, бывает.

Пилот погиб при неудачном катапультировании на малой высоте.

Правда, после вскрытия судмедэксперты пришли к заключению, что пилот был мёртв уже как минимум две недели. Нет, вряд ли за штурвалом МиГа сидел зомби. Скорее всего, тело арабского пилота какое-то время провело в холодильнике. Но зачем в Италию подбросили замороженный труп? Какая-то провокация? Где «прохлаждался» ливийский капитан?

Что это за дьявольская головоломка?

Но история с ливийским МиГом отошла в тень. Её заслонила трагедия «Дугласа».

Расследование

По названию островка, где пассажирский самолёт рухнул в море, катастрофа получила мрачное название Strage di Ustica (Strage — бойня, итал.).

Расследование топталось на месте. Данные гражданского радара показали, что какой-то объект мелькал западнее авиалайнера. Но может быть, это были всего лишь помехи?

Записи с трёх итальянских военных радаров, которые могли прояснить ситуацию, были стёрты. А четвёртый как раз в этот момент отключили для загрузки программы-симулятора. Были ещё радары американского авианосца «Саратога», который стоял на рейде в Неаполе. Но они, как назло, тоже оказались выключены — на профилактику.

Военные радары НАТО в этот день преследовал какой-то злой рок.

Где-то над Тирренским морем кружил разведчик с комплексом АВАКС. Он-то наверняка видел и знает всё! Но выяснить, что это за самолёт, и получить какую-либо информацию следователям не удалось. Потому что это очень секретный самолёт.

Итальянское военное руководство заявило, что в момент катастрофы никаких военных самолётов или кораблей в этом районе не находилось.

Что послужило причиной крушения, было неясно. После изучения обнаруженных обломков остались две рабочие версии — взрыв бомбы и попадание ракеты.

В бомбе ничего невероятного не было. В Италии на дворе стояла эпоха, вошедшая в историю, как «свинцовые годы». Все — левые, правые, косившие под радикалов спецслужбы, мафия — взрывали и стреляли. Так, 2 августа того же 1980 года взорвали вокзал в Болонье: погибли 85 человек, свыше двухсот получили ранения.

Жизнь человека в Италии тогда не стоила и тысячи лир.

Нашлись даже желающие взять на себя (по телефону) ответственность за гибель «Дугласа».

Прошло несколько лет. Под давлением родственников погибших в авиакатастрофе в 1987 году было проведено повторное расследование. Для поиска обломков наняли французскую фирму, но у них что-то не клевало. Тогда подключили британцев.

Вскоре на дне моря водолазы обнаружили бортовой самописец. Этот «чёрный ящик» запечатлел последние слова командира корабля: «Guarda!!!» («Смотри!!!»).

Он что-то увидел? Неужели пуск ракеты?

Нашли также восемь фрагментов внешнего топливного бака истребителя НАТО. Хотя там сохранился серийный номер, установить, какой военный борт его нёс, почему-то не удалось.

Выяснили также, что где-то там итальянские истребители всё же летали. Но допросить пилотов не успели — по стечению обстоятельств в августе 1988 года они погибли в печально известном столкновении над авиабазой Раммштайн в ФРГ.

Был найден и обломок самолёта с вогнутыми внутрь краями, что говорило о внешнем взрыве — то есть в пользу ракеты. И комиссия, которая вела расследование катастрофы, пришла именно к такому заключению. Но затем следователи внезапно поменяли своё мнение.

Итальянцы натолкнулись на резиновую стену («un muro di gomma»). Добиться внятного ответа от властей было невозможно.

За вторым расследованием пришло время и третьего. Вновь искали и находили обломки. Установили, что взрыв произошёл в районе туалета. Похоже, что это всё-таки была бомба?

Официальный отчёт почему-то публиковать не стали. В общем, всё это было как-то странно.

Разгадка близка?

До сих пор точно не известно, что же там произошло. И роль итальянских военных в этом инциденте неясна, но рыльце у них явно в пушку. Высказывалось мнение, что лайнер сбили итальянские пилоты. Те, кто позже погиб над Раммштайном.

Так или иначе, генералы добросовестно, как Штирлиц гестапо, водили следователей за нос.

В 2008 году сеньор Франческо Коссига, который в 1980 году в момент катастрофы был председателем Совета министров Италии, заявил, что авиалайнер сбила ракета, выпущенная французским истребителем. Получается, власти Итальянской республики об этом знали, но все годы скрывали!

Надо отдать должное и выдержке президентов Франции. За это время сменилось несколько глав Пятой республики, но все они соблюдали омерту.

Что же случилось в этот день? Есть несколько версий. По одной из них, там должен был лететь Муамар Каддафи — с визитом в европейскую страну. Но итальянские спецслужбы предупредили его, что французы, взлетев с аэродрома в Корсике, собираются перехватить самолёт над Тирренским морем.

Лидер Джамахирии передумал лететь — и послал вместо себя МиГи. Сюрприз!

По другой версии, ливийские истребители использовали аэродромы на юге «сапога». Разумеется, не бесплатно и с ведома властей Италии. Так они совершали перелёты в Югославию, где проходили техническое обслуживание. Но это же непорядок! И в НАТО решили положить конец этому беспределу!

Ливийцы были косвенно замешаны в инциденте.

Истребители альянса атаковали МиГ над Тирренским морем. В ходе схватки истребитель НАТО нечаянно сбил лайнер. После чего у военных проснулась скромность — они стали делать вид, что тут ни при чём. Итальянские власти им в этом помогали.

Во всём виновата ракета «воздух-воздух». Она же сама выбирает мишень!

Ливийский МиГ получил повреждения и разбился при аварийной посадке. Тело пилота военные нашли и положили в рефрижератор, до лучших времён. А спустя три недели достали и повторно «обнаружили», чтобы разнести эти два инцидента по времени.

В 2011 году после падения Триполи стали доступны ливийские документы. Согласно им, МиГ атаковали два французских истребителя. Имена «героев» до сих пор неизвестны.

В 2013 году Верховный суд Италии постановил, что государство (то есть власти Италии) должно выплатить сто миллионов евро семьям погибших.

Эта история остаётся грустным напоминаем того, как жизни простых людей приносятся в жертву большой политике. И как нелегко потом найти правду — даже когда спрятанные в воду концы уже извлечены.

Михаил Поликарпов, Warhead

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх