На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Врёшь нагло.Слишком  много стало убийств  учёных и изобретвателей  агентами Гитлера.Как Берия останов...
  • Владимир Алтайцев
    Паскуда, 380  тысяч  не  так и много? Ты  подонок.Как Берия останов...
  • Виктор Фомин
    А почему за фотографии, якобы, голодных "жертв царизма" вы выдаёте фото голода в Поволжье 1921 года? Фото безпризорни...„Процветание” Рос...

СТАНДАРТЕН-ШТИРЛИЦ И ДРУГИЕ (I)

 17 мгновений  фантазии

 Конечно же, всем нам нравится элегантный интеллектуальный Тихонов в роли Штирлица. И фильм, конечно, замечательный… Одно плохо – он претендует на роль почти документального повествования о сложной работе советских разведчиков в тылу врага во II мировой войне. Между тем, этот фильм можно назвать историческим едва ли в большей степени, чем признать знаменитую эпопею про Неуловимых Мстителей историческим фильмом про Гражданскую войну.

Он создает красивый, но ложный образ о том, как работали реальные разведчики в тылу врага. Прежде чем дать краткий очерк их работы, хотелось бы для начала отметить некоторые ляпы лакированной эпопеи про Штирлица. Что же там не так, в этом фильме? …

1. Начнем для разминки с мелочей. Папаша Мюллер, такой знаете ли добряк… Вот реальное фото. Конечно, портретное сходство не обязательно. Но арийская внешность для шефа гестапо все-таки желательна…

Мюллер-гестапо

И этот знак V на рукаве… Должно быть, консультанты полагали, что это как бы атрибут эсэсовской формы. В действительности, этот знак означает «ветеран партии». И Мюллер, который вступил в НСДАП накануне войны, уже будучи шефом гестапо, имел право на этот знак не больше, чем Э.Тельман. Вступление Мюллера в партию вообще прошло со скрипом. Ветераны не могли простить ему гонений на нацистов, чем Мюллер грешил в свою бытность баварским полицейским. Протекцию Мюллеру составил сам Борман. Да и Мюллер оказывал Борману ответные услуги. Так, после бегства Гесса в Англию  Мюллер основательно зачистил партийную канцелярию, дав дорогу людям Бормана. Так что для общения с Борманом в 1945 году Мюллеру совсем не требовался посредник в лице какого-то штандартенфюрера.

Мюллер и Борман еще до войны хорошо закорешались, и фраза Бормана «Что это Мюллер все время порывается оказывать мне услуги?» просто нелепа…

2. Вообще, с этой арийской внешностью в фильме были проблемы. Когда снимали кадры в главном управлении имперской безопасности, консультант прошелся по зданию и пришел в ужас. Помреж набрал эсэсовцев из своих родственников и знакомых, отнюдь не нордического типа, скажем так. Всех эсэсовцев разогнали, и набрали новых, из курсантов военных училищ родом из Прибалтики… Вообще, скромное обаяние черной формы СС сыграло отнюдь не последнюю роль в романтизации нацистов. А между прочим, в черном ходили лишь функционеры территориальных органов СС, а прочие эсэсовцы еще до войны перешли на серую форму. Сотрудники же центрального аппарата РСХА и вовсе предпочитали гражданское… Сам Мюллер носил штатский костюм.

 3. Гитлер в фильме показан этаким огурчиком. Конечно, Фриц Диц – великий артист, и Гитлера уже и представить себе невозможно другим. Но к началу 1945 года фюрер был уже дряхлой развалиной, с трудом волочившей ноги…

 4. Как доверительно сообщает нам Ефим Копелян, руководители рейха имели среднее образование. Прямо какие-то тупые недоучки… А между тем Геббельс еще в 1922 защитил диссертацию на степень доктора философии Гейдельбергского университета.

Геринг окончил военную академию. Его IQ составлял 139. Он не «считался», а был летчиком-асом, сбившим лично 22 самолета противника.

 Гиммлер окончил сельскохозяйственный факультет Технического института в Мюнхене (1922 год), откуда и набрался идей по поводу биологической селекции. Борман окончил курсы специалистов по сельскому хозяйству.

 Кальтенбруннер учился в университете, сначала на химическом факультете, затем на юридическом. В 1926 году получил степень доктора юриспруденции.

Шелленберг окончил университет.

5. Шелленберг в фильме показан неплохо. Родственники были в восторге… Но эти кадры, где он встречает Карла Вольфа на аэродроме… И в бункере фюрера… На его форме петлицы старого образца! Еще в 1942 году знаки отличия генералов СС были изменены. Так, бригадефюрер стал носить петлицы с тремя прямыми веточками (а не с двумя изогнутыми с шишечкой, как раньше).

6. Интрига начинается с того, что «шеф восточного управления гестапо» обер­группенфюрер СС (!) Ф. Крюгер объясняет, почему он решил (не имея на то ни разрешения, ни руководящих указаний) поставить в известность какого-то полковника СД о проводимой операции по уничтожению Кракова. Это вопиющее нарушение служебной субординации и общих правил проведения секретных операций, особенно имея в виду отношение между гестапо и СД. Да и какое отношение имеет политическая разведка к карательным операциям?

7. Встревоженный за свою радистку (Катю Козлову из Рязани), штандартенфюрер СД Штирлиц просит у шефа СД Шелленберга санкцию на ее арест… И получает ее! Это нелепо! Дело в том, что СД – это политическая разведка. Офицеры СД вообще не имели право на оперативную работу в пределах рейха. Они не могли арестовывать кого-то, и уж конечно никто бы не дал офицеру СД официальной санкции на арест и допрос, это дело гестапо. Между прочим, уж Мюллер-то был асом радиоигры, создав на месте Красной капеллы Коричневую… (Об этом позже).

Отметим, что за границу вообще обычно забрасывались немцы-антифашисты, которых не нужно было учить немецкой жизни. Таких у советской разведки было достаточно. И уж во всяком случае, полковник Исаев не мог знать имени и места рождения своих радистов – только клички… А чтобы он еще и отпечатки пальцев свои оставил на рации без необходимости… Он вообще любил оставлять отпечатки пальцев где попало (у Мюллера в кабинете, в пункте правительственной связи…). Прямо как звезда автографы раздает. И после этого нам пытаются внушить, что он толковый разведчик???

8. Феноменальный Штирлиц сам оформляет на Катю Козлову (и на себя) загран­паспорт в канцелярии Шелленберга. Допустим… Но откуда же он взял ее фотографию? В своем бумажнике ее носил, что ли? Или в гестапо одолжил? Или, может, у него под рукой был «Поляроид»?

9. В фильме этот Штирлиц разъезжает по всему рейху (и даже за его пределами) на великолепной машине («Мерседес», по сценарию «Хорьх») с правительственными номерами. И это никого не интересует… Это выглядит так, как если бы во время битвы за Москву какой-то полковник НКВД гонял по Москве на «Чайке» с правительственной мигалкой, да еще и в Финляндию заскакивал, и никто бы не обратил на это внимания…

10. Вообще, в рейхе полковник Исаев ведет себя как неуловимый Джо. В 1945 он без тени смущения и опаски запросто болтает со своими радистами у них дома. Обсуж­дает перспективы родов. Ничего себе конспирация…

Между делом он пристреливает своего агента провокатора Клауса. Хотя прекрасно знает, что ищейки Мюллера сидят у него на хвосте. Но ведь агенты его все равно не засек­ли. Хотя сам Мюллер приказал им «вести» Штирлица вплоть до сортира…

11. Кстати о радистах. В конце фильма Штирлица направляют к новому радисту, «законсервированному» еще давно. Звучит веско, но порождает лишь горькую улыбку… В рейхе вообще не осталось никаких радистов. Их и так было очень мало, а в 1942 году, в связи с непомерным объемом работы, немцы их всех засекли и переловили. Даже на оккупированной территории связь с Москвой можно было установить разве что через французскую компартию.

12. В фильме Штирлиц показан каким-то импотентом. Отказывается от интимных услуг горничной, отвергает неотразимую Светлану Светличную… И даже со своей женой видится только издали, в кафе… Хотя мог бы и поговорить. Дело ведь было еще до войны, кто там следил за ним... Вот с радистами болтать на квартире в 1945, так это запросто…

Оно конечно, «руссо шпионо – облико морале»… Но ведь Штирлиц не мог не знать, что в рейхе каждый офицер СС должен был к 30 годам жениться, как древний спартанец, чтобы плодить детей! Это была официальная директива; кандидатуры жен утверждалась руководством СС (Рейхсфюрер Гиммлер самолично просматривал невест на предмет расовой чистоты). Исключение делалось только для вдовцов. Конечно, приказы по СС полковник Исаев мог считать недопустимым вторжением в свою личную жизнь. Но нельзя же навлекать подозрения… Или он боялся, что во время секса станет кричать по-русски, как Катя Козлова при родах?

(Между прочим, дело не шуточное. Один английский разведчик однажды на курор­те так расколол шпионку. Она кричала по-немецки во время секса… Правда, англичанин оказался джентльменом. Он сказал ей: «Я – офицер английской контрразведки. Сейчас я пойду за сигаретами, а когда вернусь, арестую тебя как немецкую шпионку». Он надеялся, что это все же недоразумение, и она его подождет. Но увы, он оказался прав в своих подозрениях, она сбежала… См. книгу О. Пинто «Охотник за шпионами»).

Кстати, эта дежурная фраза: «примерный семьянин»… Моральный облик офицеров СС был отнюдь не самый высокий. Сам Гиммлер фактически бросил свою жену и прижил ребенка от любовницы. Имел любовницу на стороне и Мюллер. Гейдриха и вовсе турнули из флота за внебрачную связь (соблазнил женщину, и не женился, а у нее влиятельные родственники). Геббельс вообще был ходок еще тот («бабельсбергский бычок»), перетра­хал кучу актрис, а на одной из них (чешка Лида Баарова) чуть было не женился, но Гитлер не разрешил ему развод с Магдой, а Лиде Бааровой пришлось покинуть рейх...

13. Да и вообще, откуда он взялся, этот Штирлиц, советский полковник Исаев? Родословную офицеров СС проверяли в рейхе до середины XVIII века, с того момента, как в Германии установились гражданские архивы. И проникнуть в НСДАП на заре ее становления было совершенно недостаточно, чтобы сделать карьеру в СС. Нужна была еще надежная родословная…

Конечно, свои люди в СС были. Самый известный из них – гауптштурмфюрер гестапо Вилли Леман («Брайтенбах»). Его потеряли после начала войны, в связи с потерей советского посольства в Берлине. На последней встрече 19 июня он с ужасом сообщил о приказе фюрера напасть на СССР ночью 22 июня. В 1942 его решили найти… и тут же провалили, нелепо и глупо… Но это были чистопородные немецкие офицеры, перевербованные, а не засланные… Не считать же немецким офицером Пауля Зиберта (Кузнецов), который бегал по Ровно с фальшивыми документами.

Вилли Леман

14. Шеф гестапо Мюллер запросто арестовывает личного шофера Бормана, в порядке шпионажа за самим Борманом, а Ю. Визбор после этого лишь меланхолически замечает, что не может больше верить своему шоферу. А самому Мюллеру он почему-то верит… Реальный Борман (второй человек в рейхе!) сразу бы поставил вопрос о том, что молодые выскочки типа Мюллера устроили наезд на ветеранов партии. После этого Мюллер занял бы камеру по соседству с шофером и вынужден был бы объяснять, кто поручил ему шпионить за Борманом… Отметим для примера, что свояк Гитлера Фегеляйн (обергруппенфюрер СС!) был арестован и расстрелян с подачи Бормана в апреле 45 года.

Когда усатый Штирлиц садится в машину Бормана, тот поднимает стекло, чтобы шофер не мог слышать разговор. И после этого Борман подвозит Штирлица прямо к дому, как девушку… Но шофер об этом не сказал на допросе… Какая-то нелепая ерунда…

 

Партайгеноссе Борман

15. В завязке фильма (начало 1945 года) Москва поручает Штирлицу выяснить, кто может вести с Западом сепаратные переговоры о капитуляции. Такие переговоры велись еще с 1943 года, а к концу войны эти переговоры вели все, кому не лень: и Гиммлер, и Кальтенбруннер, и Геринг, Риббентроп… В общем, если бы Штирлиц получил указание из Москвы выяснить, кто еще НЕ ведет пере­говоров о сепаратном мире, это было бы гораздо более осмысленной задачей…

Еще в январе 1945 фюрер получил форменный ультиматум от военных и промышленных кругов (Гудериан, Шпеер). Суть требований проста: война проиграна, необходимо перемирие на западном фронте, чтобы перебросить все силы на восточный фронт. Об этом же Гудериан говорил Риббентроппу. И фюрер постоянно давал понять Шпееру, что он ведет переговоры о сепаратном мире на Западе… Гитлер лично диктовал министру иностранных дел Риббентроппу мирные предложения Западу («меморандум Риббентроппа»).

16. Реальные переговоры с Западом Гиммлер и Шелленберг вели не столько в Швейцарии, сколько в Швеции. Переговоры в Швейцарии велись еще в январе 1945 года, и в контексте этих переговоров Шелленберг начал эвакуировать (за деньги) евреев в Швейцарию. А на Западе стали готовить общественное мнение к тому, что дескать рейхсфюрер Гиммлер – не такой уж плохой человек, с ним можно иметь дело. Однако Мюллер прознал про эти переговоры и доложил Кальтенбруннеру, а тот – Гитлеру и Риббентроппу. Последний оскорбился, что такие переговоры идут мимо него, а Гитлер издал указ о наказании тех, кто помогает евреям бежать. После этого Шелленберг переключился на шведские каналы.

 

Гиммлер

17. Историю же сепаратных переговоров Карла Вольфа в Швейцарии  Ю.Семенов изложил неверно. На самом деле было так. Промышленники Северной Италии, обеспокоенные вторжением союзников, хотели сдать им свою территорию без боя, чтобы избежать разрушения своих предприятий. В обмен на это американцы и англичане позволили бы немецким войскам спокойно уйти за Альпы, чтобы усилить Восточный фронт. Итальянцы вступили в контакт с представителем американской разведки А. Даллесом и обратились к уполномоченному СС в Италии обергруппенфюреру К. Вольфу. Тот пошел им навстречу, но решил заручиться поддержкой свыше. Вольф доложил этот план фюреру и получил вялое одобрение. Так что полномочия на ведение переговоров Карл Вольф имел от самого Гитлера. 8 марта состоялась первая встреча Вольфа с Даллесом. Переговоры вышли за рамки итальянского плана. Американцы стали требовать капитуляцию группы армий «С», а Вольф повел свою игру о сепаратном мире, в котором не было бы места ни Гитлеру, ни Гиммлеру.

Мюллер прознал об этих переговорах и доложил Кальтенбруннеру, который не дал ход делу, предупредив Вольфа о гестаповской слежке. 19 марта состоялась вторая встреча Даллеса и Вольфа. Обеспокоенный Мюллер доложил дело Гиммлеру. Тот немедленно вызвал Вольфа в Берлин и устроил ему форменную выволочку… не за предательство, нет, а за действия в обход начальства (Гиммлер) и компетентных специалистов (Шелленберг). Вольф предложил Гиммлеру поехать с ним к фюреру. Гиммлер отказался (фюрер был не в духе), но запретил Вольфу поездки а Швейцарию. Однако Вольф переговоры продолжил.

Карл Вольф

Но неугомонный Мюллер все же сумел доказать Кальтенбруннеру, что Вольф ведет свою собственную игру у него за спиной. Тут уж Кальтенбруннер разозлился и велел снова вызвать Вольфа в Берлин чтобы арестовать. Мюллер уже послал на аэродром своих мордоворотов. Однако Вольф слишком много знал, и Гиммлер боялся отдавать его в лапы гестапо. Поэтому он послал встречать Вольфа своего доверенного врача группен­фюрера СС К. Гебхарда (а отнюдь не Шелленберга), и тот перехватил Вольфа под носом у гестаповцев. Гиммлер устроил Вольфу очередной нагоняй, но все же решил отмазать его перед Гитлером. 18 апреля он устроил Вольфу прием у Гитлера (сам опять-таки ехать отказался, ибо был не в фаворе у фюрера из-за своих неудач на Восточном Фронте). Ход переговоров был признан успешным, под шумок разговоров о сепаратной капитуляции союзники притормозили военные действия в Италии, что позволило немцам перебросить несколько дивизий на восточный фронт. Гитлер поручил Вольфу и дальше тянуть резину, не подписывая никаких документов. В общем, Вольф спра­влялся со своей миссией вполне успешно. Дескать, командующий в Италии Кессельринг переведен, а с новым командую­щим (Фитингоф) еще надо установить контакт. А Кальтенбруннер, дескать, только и ждет, чтобы арестовать Вольфа, и жену его держит заложницей… Вольфа даже повысили в последние дни войны (присвоив звание оберстгруппенфюрера)…

Однако эти переговоры были ограничены не усилиями разведки, а успехами Красной Армии. Немцы хвалились, что перемирие на Западе позволит им отбросить русских за Дунай. Это прибавило бы им цену. Но когда русские в конце марта отбили все атаки немцев и вышли к Одеру, на Западе поняли, что договариваться надо со Сталиным, а не с Гитлером, а то еще эти русские дойдут до Ла-Манша… На последнем этапе переговоров Вольфа с союзниками присутствовал и советский представитель (генерал А.П. Кисленко), причем речь шла не о сепаратном мире, а лишь об условиях капитуляции группы армий «С»…

Это уж не говоря о всяких мелочах. Типа, что и Плэйшнер, и Шлаг писали свои донесения в Швейцарии на русском языке, на советских бланках «международная телеграмма»…

И последнее. Дело не в том, что мне так хочется опорочить Ю.Семенова и замечательный фильм Т. Лиозновой. Дело в другом. Сколько у нас было великолепных разведчиков. Треппер, Зорге, Радо, Альта, Кент, Филби, тот же Леман… Была даже целая организация – «Красная капелла»… Так неужели же надо было придумывать лощеного интеллигентного Штирлица в черной форме СС и блестящих сапогах, чтобы было чем гордиться? Это все равно как снимать фильм про войну, где солдаты бегут в атаку в парадной наутюженной форме, начищенных до блеска сапогах, с лакированными винтовками и с таким вдохновенным самолюбова­нием на лице, с которым Юлиан и Басков поют на сцене… Вот про войну научились снимать относительно правдиво (например, «Освобождение»), а про разведку – еще нет. После «Подвига раз­ведчика» и «Щита и меча» наш кинематограф повернул (в этом плане) не в ту сторону…

Почему? Об этом в следующем обзоре, если этот будет принят…

наверх