21 декабря 1610 года близ Калуги был убит Лжедмитрий II, один из претендентов на российский трон в эпоху Смутного времени. Он был одним из виновников междоусобия, и он же стал на время единственным, кто воспротивился намерению предателей отдать Россию под власть поляков.
Смута, начавшаяся в России с появлением в 1604 году самозванца Лжедмитрия I, который объявил себя сыном Ивана Грозного, продолжала терзать Московское царство многие годы.
Боярская верхушка и авантюристы всех мастей почувствовали вкус власти.6 июня 1605 года был убит сын умершего царя Бориса Годунова Федор. В мае 1606 года надевшего царскую корону Лжедмитрия I убили в Кремле сторонники боярина Василия Шуйского, сменившего самозванца на троне. Неспособность Шуйского править страной привела к мятежам и отказам признавать власть нового царя. Народ, исстрадавшийся от крепостнического гнета и последствий голода при Годунове, лелеял мечту о «добром царе» – сыне Ивана Грозного, царевиче Дмитрии. И вскоре после убийства первого Лжедмитрия людьми овладели слухи, что «истинному царю чудом удалось спастись – осталось лишь его дождаться.
На этом фоне весной 1607 года взошла звезда нового «царевича Дмитрия», вошедшего в историю под прозвищем Лжедмитрия II, или Тушинского вора.
Точное происхождение второго Лжедмитрия неизвестно. Есть мнение, что самозванец влачил существование бедного учителя в Речи Посполитой, пока не был замечен поляками как подходящий кандидат для новых авантюр на Руси. С таким царем, как Шуйский, и стоявшей за ним боярской камарильей запрос на самозванцев был велик.
Вот только краткий список «сыновей Феодора Иоанновича» (младшего сына Ивана Грозного, правившего после его смерти и до воцарения Бориса Годунова): «царевичи» Симеон, Савелий, Василий, Клементий, Ерошка, Гаврилка, Мартынка… И это лишь самые известные претенденты на престол – и только из числа казаков.
***
Взять Москву самозванцу не удалось, но и без этого ослабевавший Василий Шуйский к концу 1609 года из крупных городов контролировал лишь Смоленск, Великий Новгород, Переславль-Рязанский, Нижний Новгород и Казань.
Вскоре в России имелось два царя – Василий Шуйский и «Дмитрий Иоаннович». Первый реально властвовал лишь над Москвой, а «Тушинский вор» контролировал значительно большую территорию. При обоих властителях имелись и Боярские думы, и приказы, и патриархи. В Тушине патриархом был Филарет Романов – отец будущего первого царя новой династии Михаила. Он исправно руководил всем духовенством земель под управлением тушинцев, регулярно поминая на службе «благоверного царя Димитрия».
А в Думе у Тушинского вора заседали князь Дмитрий Трубецкой, боярин Михаил Салтыков, князья Троекуров, Сицкий, Черкасский, Шаховской, Рубец-Мосальский с родственниками, дворянин Михаил Молчанов, дьяки Иван Грамотин и Петр Третьяков. Немало высшей знати перебегало из Москвы в Тушино (реже – обратно).
Лжедмитрий II оставил след в истории и Указом, повелевавшим освобождать крепостных крестьян из имений бояр и помещиков, поддерживавших власть Шуйского. Немало крепостных получило тогда волю.
***
В интригу вмешалась Варшава. Доселе поляки, являвшиеся основной военной силой тушинцев, считались наемниками Лжедмитрия. Однако осенью 1609 года польский король Сигизмунд III возжелал «помочь» русским. Он писал москвичам: «От давнего часу многая смута, замешанье и разлитие крови христианской деется. Мы, сжалившись, пришли сюда сами лично не для того, чтобы ещё больше смута и христианское кровопролитие в государстве расширились, но чтобы с помощью всесильного Бога… то великое государство успокоить, смуту и упадок от него отдалить, разлитие крови христианской унять, а людям христианским покой и тишину учинить».
Это обращение было написано тогда, когда польская армия уже осадила Смоленск. А номинальные подчиненные Лжедмитрия II вспомнили, что являются польскими подданными, и их «царь» угодил к ним в плен, из которого ему удалось бежать в Калугу. С беглецом какое-то время не удалось справиться ни царю Московскому, ни «тушинцам», перешедшим под контроль Сигизмунда. И с января 1610 года в контролируемых поляками землях население начали приводить к присяге … польскому королю! Патриарх (по версии самозванца) Филарет писал послам Варшавы: «На преславном Московском господарстве и на всех великих господарствах Российского царствия его королевское величество и его потомство милостивым господарем видети хотим!»
***
Эти планы разрушила героическая оборона Смоленска, сковавшего силы интервентов. Удача улыбнулась Василию Шуйскому – его племянник, князь Михаил Скопин-Шуйский одержал несколько важных побед над «тушинцами», но завистливые московские бояре отравили молодого полководца на пиру в апреле 1610 года. После этого участь московского царя была предрешена – в июле того же года его отстранили от власти и постригли в монахи.
«Патриотического порыва» боярской камарильи, выразившегося в желании избрать нового царя из числа соотечественников, хватило всего на несколько дней. После чего Семибоярщина, объявившая себя Земским собором, призвала на царство польского королевича Владислава. Филарет Романов писал в те дни: «Лучше служить королевичу, чем быть побитыми от своих холопов и в вечном рабстве у них мучаться!».
Закончились изменнические интриги тем, что в сентябре Москва перешла под полный контроль польских войск. Иноземцам была выдана царская казна. 18 тысяч московских стрельцов были высланы в разные города. Народ позволил уничтожить запиравшие московские улицы решётки и спокойно выслушал запрещение россиянам носить оружие. А Сигизмунд к тому времени уже решил, что он будет для Руси лучшим царем, чем его сын…
На тот момент ополчения Минина и Пожарского, выбившего поляков из захваченного ими Кремля в 1612 году, ещё не существовало. И единственной силой, выступившей против польской оккупации Руси осенью 1610 года, стал как это ни удивительно, мнимый «царь Дмитрий Иоаннович». К нему в Калугу стали собираться русские люди из числа земцев, казаков, дворян, которые не хотели видеть свою землю под польско-католическим гнетом.
Лжедмитрий II пал жертвой и не мятежа столичных жителей, как Федор Годунов, не боярского заговора, как Лжедмитрий, ни того и другого вместе, как Василий Шуйский. Его убил 21 декабря 1610 года на охоте, заманив в ловушку, начальник его же охраны из обрусевших татар. После убийства его исполнители бежали в Крым: возмущенные жители Калуги устроили погром всех заподозренных в измене «царю Дмитрию Иоанновичу».
Захватившие Москву поляки вместе с призвавшими их боярами-изменниками получили на время отсрочку... А личность Лжедмитрия II осталась предметом исторических догадок и рассуждений в стиле «что было бы, если бы…»
Свежие комментарии