На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...
  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...

Мечта каждого советского мальчишки

О чем мечтал каждый мальчишка в детстве? Правильно, чтобы быстрее купили велосипед. Счастье от первого «железного коня» было безмерным, но недолгим. Так уж устроен человек-все время хочется большего и лучшего. Вот следующим в цепочке «хотелок» был велосипед с мотором, а по простому мопед.

От автора: Хоть и мотор у него был слабенький, зато компактный размер, экономный расход топлива и неприхотливость в эксплуатации компенсировали этот недостаток.

Впрочем даже этот мотор способен был разогнать мопед до 40 км/ч. Счастливый обладатель мопеда сразу становился «уважаемым человеком» среди сверстников. Даже оправдание «бензин кончился» не спасало его от желающих покататься-тут же притаскивали бензин кто в чем: в бутылках, стеклянных банках и даже в бидонах, но только не в канистрах. По себе помню.



В СССР мопеды появились достаточно поздно-после Великой Отечественной Войны. Сначала попытались сделать мотор в виде универсального приспособления к существующим велосипедам. Пробовали делать привод от мотора к переднему колесу, разместив двигатель перед рулем, разместить на заднем багажнике. Так же выпускался вариант размещения двигателя под педальной кареткой, вращение передавалось прижимом резинового барабана к шине заднего колеса.



Однако варианты «мотор-приставка к велосипеду» имели слишком много недостатков и распространения не получили.
В середине 50х годов, на Харьковском велосипедном заводе, начинают разрабатывать специальный велосипед под маломощный бензиновый двигатель. Основой нового двигателя Д-4 послужил не какой то иностранный прототип, а разработка сельского конструктора-самоучки Филиппа Александровича Прибылого. Двигатель Д-4 начали выпускать в 1956 году.



Конструкция двигателя оказалась очень удачной и выпускалась более 40 лет, перетерпев не один десяток модернизаций. Говорят, китайцы до сих пор выпускают двигатели, созданные на основе советских «дэшек». Мне не пришлось столкнуться с этим двигателем, но модификацию Д-6 разбирал и собирал несметное число раз.
В 1958 году начался выпуск первых мопедов на Харьковском велосипедном заводе- «В-901» с мотором Д-4



От «безмоторных» братьев мотовелосипед отличался усиленной рамой и увеличенными шинами. Вскоре производство мотовелосипедов передали на Львовский мотовелосипедный завод (ЛМЗ), где начали выпускать новую модель «В-902».



В 1963 году завод перешел на выпуск мотовелосипеда полностью собственной разработки МВ-042 «Львовянка». Модель перетерпела пять модификаций и выпускалась до 1970 года, когда начали выпускать серию «Верховина»



Серия «Верховина» отличалась смелым дизайном и пользовалась заслуженным спросом. За 11 лет выпуска перетерпела семь модернизаций, не считая специальных моделей «Спорт» и «Турист». Пожалуй самым лучшим рекламистом этих мопедов стал Сережа Сыроежкин



С 1981 года Львовский мотозавод перешел на выпуск мопедов серии «Карпаты»



Становление мопедов «Рига» была гораздо труднее. Их производство началось в 1958 году на заводе «Саркана Звайгзне» («Красная Звезда» г. Рига). Модель называлась «Спиридитис» (Spiriditis). Двигатель использовался «Ява» с объемом 60 куб.см. Вскоре производство пришлось свернуть из-за множества нареканий. В 1960 году начали выпуск новой модели «Рига-1» с двигателем 50 куб.см, что требовало получение водительских прав. Срочно пришлось разрабатывать вариант с двигателем Д-4, который начали выпускать под названием «Гауя».
Рижане очень любят это название: в те годы выпускали еще и радиоприемник «Гауя» -предшественник модели «Селга».



Так и выпускали в Риге два класса мопедов: требующие получения водительских прав (Рига 1, 3, 4) и не требующие получения водительских прав (Рига 2 (Гауя), 5, 7, 11,12,13 и т.д).
Объемы производства мопедов на этих двух заводах СССР постоянно росли и к началу 70х достигло отметки 500 тысяч штук в год. Хотя Автоэкспорт активно рекламировал мопеды СССР за рубежом, но объемы экспорта были маленькие, менее 10% в лучшие годы. Вот рекламные проспекты мопедов





Судьба обоих заводов сложилась одинаково грустно: с обретением независимости республик, предприятия потеряли рынок сбыта и поставщиков. В короткий срок оба предприятия обанкротились и распродали оборудование.

Ну и личный опыт владения мопедом:
В один из прекрасных дней, брат купил у знакомого остатки мопеда «Рига-7»: рама, мотор и переднее колесо. Как говорится «кости целы, мясо нарастет». Наш мопед, благодаря друзьям и знакомым, потихоньку укомплектовался всем необходимым, включая фары и задний фонарь. Только тросик сцепления был короткий и ручку пришлось перенести на раму.


Стрелка показывает где стояла ручка сцепления

Под ручкой сцепления аккурат стоит свеча и естественно без крышки… вот угадайте сколько людей близко познакомились с напряжением зажигания свечи.
Мопед оставил только самые приятные воспоминания: Заводился легко и вытягивал двоих по всем нашим оврагам.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх