В один из солнечных августовских дней местные жители из прибрежного казахского поселения у озера Балхаш наблюдали странную картину: в небе появилась чуть заметная точка, которая быстро превратилась в самолет. Мгновение — и летающая лодка (а это был именно гидросамолет) с черными крестами на бортах села на чистую озерную гладь.
А через некоторое время уже снова взлетела и продолжила полет. Подобную картину местные видели уже неоднократно и каждый раз сообщали, куда следует…Март 1945 года. В 9-ю воздушную армию США был доставлен пленный немецкий пилот Вольф Баумгарт, который во время допроса показал, что несколько месяцев (с августа 1943 по апрель 1944 года) служил в подразделении Люфтваффе, специально созданном для сверхдальних перелетов на Дальний Восток. Он утверждал, что сам лично участвовал в таких секретных полетах. Путь его «Юнкерса» пролегал через Юг СССР: пилот летел над Алтаем, Казахстаном, озером Байкал и Монголией, приземляясь в Маньчжоу-Го, созданном на территории оккупированного Китая японцами. Один из последних таких перелетов Баумгарт совершил с аэродрома под Одессой. А на обратном пути с Дальнего Востока, когда Одессу уже взяли наши войска, он приземлился на польском аэродроме Позен (Познань).
Для чего же нужны были эти столь сверхдальние перелеты? После 1941 года, когда Страна Восходящего Солнца ввязалась во Вторую мировую войну, японцам позарез требовались новые технологии и собственно сама передовая техника с патентами и документацией на нее. В свою очередь, когда случился перелом в Великой Отечественной войне, немецкая промышленность почувствовала острую нехватку стратегического сырья. А надо заметить, что на территории оккупированного Китая находились большие запасы редкоземельных металлов и прочих полезных ископаемых, так необходимых, например, для высоколегированной и оружейной стали.
Вот и перевозили самолеты Люфтваффе в Японию документы на технологические новинки, образцы новейших материалов, а обратно — сырье. Причем, к 1942 году немецкие генералы, ведущие войну на востоке, уже сообразили, что СССР как воздух нуждается в нейтралитете с Японией. А значит, русские ни в коем случае не станут ни сбивать эти самолеты, ни преследовать, опасаясь ответных демаршей со стороны восточного соседа. Тем более, что войны на два фронта никто из соседей не хотел.
Сначала даже хотели осуществить эти перевозки посредством подводных лодок. Известно, что среди более 1000 подлодок Кригсмарине были и грузовые, но они снабжали «волчьи стаи» в Атлантике топливом и вооружением. А обычная подводная лодка не могла взять достаточно груза. Кроме того, она должна была быть в строю — на боевом дежурстве. Словом, решили остановиться на самолетах. И даже громадное расстояние н остановило фашистов, тем более, что с началом Второй мировой расстояния между востоком и западом сократились серьезно.
Например, можно было стартовать на одном из аэродромов союзнической с Германией Финляндии (скажем, с Кеми) и приземлиться на Южном Сахалине, который, как известно, до конца войны был японским. Расстояние при таком маршруте составляло 6350 км. Были еще норвежский Киркинес и финский же Петсами, с которых можно было долететь до Маньчжоу-Го — разница в километраже была всего на 100 км больше.
Падение Украины позволяло сократить путь значительно больше (до 6125 км), если взлететь, например, в Кировограде и приземлиться в Ханькоу в оккупированном японцами Китае. Впрочем, были и другие маршруты. Скажем, после захвата гитлеровцами Крыма самолеты летели к Бенгальскому заливу, попадая в Бирму, где к тому времени уже обосновались японцы. Это был, пожалуй, более длинный путь — 7000 км.
Но немецкие авиаторы старались не экспериментировать и летать все же строго с запада на восток. Так осенью 1941 года флюг-капитан Вальтер Майр, стартовавший на своем FW-200 из Киркинеса, долетел прямо до Токио. Кроме того, зачастую пилоты Люфтваффе использовали для дозаправки и свои базы на крайнем севере, функционирующие под носом советских полярников. Тем более, что в эскадрильях немцев были менее дальние гидросамолеты: например, Do-24, Do-26 и Bv-138. Причем, фашистские асы могли в этом случае не беспокоиться, что их заметят с советской стороны, так как северные маршруты пролегали по глухим и пустынным территориям.
Вообще, восточный маршрут был разведан немцами еще до войны. Так, глубокой осенью 1938-го капитан Хенке преодолел расстояние в 13.844 км от Берлина до Токио всего с одной дозаправкой. Словом, опыт у фашистов был, и они свободно летали над СССР. Но ни японский каучук, ни вольфрам, ни редкоземельные металлы и легированные сплавы не могли помочь Третьему рейху. Потому что Великая Отечественная война была войной ресурсов, которая не давала ни единого шанса воинственной Германии. Впрочем, так оно, в конце концов, и произошло.
Виталий Карюков
Свежие комментарии