Александр Федорович Мясников был одним из многих защитников ленинградского неба, погибших в годы Великой Отечественной войны. Те, кто его знал, считали Мясникова и незаурядной личностью, и незаурядным летчиком.
Первая награда
Александр Федорович родился в 1909 году в деревне Овинец ныне Мошенского района Новгородской области.
Окончив пехотную школу имени Склянского, Мясников поступил в Борисоглебское военное авиаучилище. По его окончании молодой лейтенант получил назначение на должность командира звена третьей эскадрильи 13-го истребительного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота.Разразившаяся Советско-финская война застала летчика на должности командира четвертой эскадрильи того же полка, в звании капитана.
Истребительная авиация КБФ почти не принимала участия в воздушных боях с финнами. Основные ее задачи на тот период – штурмовки батарей береговой обороны или зенитных батарей на островах Выборгского залива. Летчикам приходилось действовать в крайне тяжелых метеоусловиях. Во время одного из вылетов четыре пилота самолетов И-15 совершили вынужденную посадку на лед Финского залива. В их числе был и капитан Мясников.
В течение финской кампании Мясников совершил 35 боевых вылетов и сбил один самолет противника.
На этой войне Александр Федорович получил свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. А еще Мясникову от командования ВВС были вручены именные часы.
А вскоре он получил назначение в 13-ю отдельную истребительную эскадрилью.
На штурм
По прибытии к новому месту службы Мясников включается в боевую работу.
15 июля на самолете Як-1 он сбивает два Ю-88 над аэродромом Керстово.Из представления на орден Ленина старшего лейтенанта Мясникова А.Ф.:
«19.08.1941 – вылет на уничтожение корректировщика в воздушном бою в районе Хунгенбург. Сбит Не-126.
25.08.1941 – сопровождение дальнего бомбардировщика в Таллин. В районе острова Гогланд в воздушном бою в паре сбили один Ю-88. Подтверждено экипажем бомбардировщика».
Но, конечно, главным заданием на тот момент в условиях быстрого продвижения немецких колонн к Ленинграду были штурмовые удары. В отсутствие штурмовиков вся тяжесть атак немецких колонн на марше, прикрытых хорошо организованным зенитным огнем, выпадала на незащищенные истребители И-153.
«18.08.1941 – штурмовка войск противника по дороге Нарва-Алексеевка. Выполнил пять полетов.
19.08.1941 – штурмовка войск противника в районе Ополье-Молосковицы-Алексеевка-Кингисепп-Нарва. Выполнил три полета.
20.08.1941 – штурмовка войск противника по дорогам Нарва-Кингисепп-деревня Пулково.
21.08.1941 – штурмовка артиллерии противника в районе деревни Пулково.
22.08.1941 – разведка транспорта противника в портах Ловиса-Котка-Хамина.
Штурмовка войск противника по дорогам деревня Пулково-Нарва-деревня Алексеевка».
Вылеты на штурмовки не прекращались и всю первую половину сентября. Зачастую летчики делали по три-семь вылетов в день.
Наградной лист на орден Ленина командованием ВВС флота почему-то утвержден не был. Мясникова награждают орденом Красного Знамени – уже вторым.
9 сентября старший лейтенант Мясников переведен в пятый истребительный авиаполк командиром звена второй эскадрильи, которая очень скоро становится лучшей в полку.
Это про мясниковцев Николай Чуковский написал книгу «Балтийское небо», по которой впоследствии был снят великолепный фильм. Гениальный актер Михаил Ульянов играет там майора Рассохина – образ, явно списанный с Мясникова.
Ведем бой
Из наградного листа на уже капитана Мясникова:
«16.09.1941 в районе Красное Село парой вели воздушный бой с Ме-109. Сбит один Ме-109. Подтверждено наземными войсками.
21.09.1941 – охрана транспортов в районе Ленинград-Кронштадт. В воздушном бою с самолетами противника парой сбили один Ме-110. Подтверждено постами ВНОС.
23.09.1941 – охрана Главной военно-морской базы. В районе Ораниенбаума вели воздушный бой с самолетами противника. В результате звеном сбили один Ю-88.
26.11.1941 – в районе Шлиссельбург-Липки вели воздушный бой с двумя Ме-109. Парой сбили один. Подтверждено наземными войсками.
03.12.1941 – в районе острова Гогланд вели воздушный бой с двумя ФД-21. В результате звеном сбили оба ФД-21. Подтверждено флотом.
01.02.1942 в районе аэродрома Выстав вели бой с Ме-109. В результате боя сбил один Ме-109. Подтверждено штабом восьмой армии.
22.02.1942 в районе Турышкино вели бой с группой самолетов противника. В результате боя сбит один Ю-87.
12.03.1942 в районе Моруя вели бой с Ме-109, в результате парой сбили один Ме-109.
Всего самолетовылетов 220. Воздушных боев – 62. Индивидуально и в группе сбито 11 самолетов противника…
За девять месяцев Великой Отечественной войны эскадрилья капитана Мясникова произвела 675 успешных боевых вылетов, провела 27 воздушных боев и сбила 64 самолета противника…»
В июне 1942 года гвардии капитану Мясникову присвоено воинское звание – гвардии майор. Он назначен заместителем командира 3-го гвардейского истребительного авиаполка и награжден высшей наградой Родины – орденом Ленина.
Роковые «Харрикейны»
И погибнет Александр Федорович почти так же, как и его экранное воплощение. Только произойдет это намного позже, чем в фильме, – в сентябре 1942 года.
В те дни 3-й гвардейский истребительный авиаполк переживал не лучшие времена. Выведенные с фронта на переобучение летчики получили самолеты «Харрикейн» английского производства и с ними 14 августа вновь вернулись на фронт. С той поры полк стали преследовать неудачи. Опытные авиаторы, встретившие начало войны на самолетах И-153 и И-16, а то и на И-15бис, совершившие сотни боевых вылетов и участвовавшие в нескольких десятках воздушных боев, имеющие боевые награды, на новых машинах стали гибнуть.
14 августа в бою с «Брюстерами» 24-й эскадрильи ВВС Финляндии погиб гвардии капитан Чепелкин – летчик, которого газеты тех времен называли учеником Мясникова. 30 августа гибнет старший политрук Рыбин. 1 сентября сбит и выпрыгнул с парашютом заместитель командира второй эскадрильи гвардии капитан Кравцов.
3 сентября пропал без вести гвардии старший лейтенант Евграфов. 5 сентября сбиты и погибли гвардии капитан Теплов и старший политрук Косоруков.
Невский пятачок
В те дни наши войска завязали ожесточенные бои на подступах к Ленинграду. Со стороны Волховского фронта, на знаменитых Синявинских высотах, наступали вторая ударная и восьмая армии, навстречу им в районе Ивановских порогов высаживалась 136-я стрелковая дивизия. Спустя две недели наши части предпримут новую высадку на потерянный в апреле этого года участок левого берега Невы, который позднее назовут Невским пятачком.
11 сентября 1942 года заместитель командира 3-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС КБФ гвардии майор Мясников совершил свой последний – 315-й боевой вылет. В составе шестерки «Харрикейнов» он сопровождал бомбардировщики Пе-2 в район деревни Мустолово.
Вот как описывают этот бой архивные документы: «В районе цели сковывающая группа атакована Ме-109 и отстала. Группа непосредственного прикрытия пошла на свою территорию, но на отходе была атакована четырьмя Ме-109. Ведущий – гвардии майор Мясников, резким разворотом вышел в атаку, но ведомые этот маневр повторить не смогли, и потеряли командира. Ведя бой один, самолет Мясникова был подбит». Самолет Александра Федоровича с его останками был найден поисковиками Ленинградской области в 2003 году в шести километрах от деревни Невская Дубровка. До аэродрома Манушкино гвардии майор не долетел всего 2 километра.
Остается добавить, что к моменту гибели летчик Мясников сбил 18 самолетов противника – лично и в группе, – не считая самолета, сбитого в финскую кампанию. Результат, достойный присвоения звания Героя Советского Союза. И это всего за год боевых действий!
В январе 2004 года на улице Новой в поселке Невская Дубровка была открыта мемориальная доска в память выдающего летчика-истребителя Александра Федоровича Мясникова.
Свежие комментарии