На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...
  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...

Образцово-показательный враг

Его лицо украшало плакаты времен Первой мировой войны, призывающие записывать в добровольцы

«Твоя страна нуждается в тебе!» - указывал перстом строгий усатый дядька с плаката, играющего для британцев некое подобие советского "Родина - мать зовёт!"

 Горацио Герберт Китченер был тем человеком, про которого американцы сказали бы “self-made” - сделавший себя сам.

У него не было богатых и влиятельных родственников, да и вообще с покровителями было откровенно туго. Скажем честно - его никто не любил, но при этом все отдавали должное его характеру и настойчивости. Высоты, покорявшиеся его более изощренным коллегам медленно, с тщательным согласованием каждого шага у вышестоящего начальства, Китченер брал нахрапом, стремительно, не считаясь ни с возможными последствиями, ни с мнением окружающих.

“Победителей не судят!”, “Пан или пропал” - оба эти девиза можно было с полным основанием поместить на гербе этого баловня судьбы. Ещё на старте своей военной карьеры Горацио усвоил - “кто не рискует - тот не пьет шампанское” и действовал всю свою жизнь соответственно.

Служа в Египте, Китченер на свой страх и риск затеял суданскую авантюру. Необходимость включения Судана в корону Британской империи не была очевидной ни для английского командования в Египте, ни для лондонских правительственных кругов. Но Китченер рискнул, понимая, что победы во славу Британии и присоединение новых колоний - это его единственный шанс шагнуть в высшее общество, и не прогадал. Его военная карьера в тот период сделала стремительный качественный скачок. С позиции младшего офицера королевских инженерных войск он в 38 лет продвинулся до генерал-адъютанта египетской колониальной армии и был представлен королеве. Монаршье благоволение, интерес и восхищение английской прессы показали Китченеру, что он всё делает правильно. У его образа действий находится множество сторонников на родине, а значит - больше наглости и решительности. Долой условности и моральные барьеры, препятствующие достижению цели! С таким настроением Горацио прибыл в 1899 году в Трансвааль и в 1900 был назначен главнокомандующим британскими войсками в англо-бурской войне.

Газета «Новое время», официоз российского МИДа, обвиняла английских генералов во главе с Китченером в том, что их методы ведения войны были сродни псовой охоте на несчастных буров. Английские газеты, наоборот, требовали предоставить своему любимцу полную свободу, вплоть до самых жестоких мер. “Неистовый Горацио” не обманул ожидания соотечественников. В результате его бешеной активности появились печально известные концлагеря для жен и детей буров, карательные отряды мобильного реагирования. Их участники сами признавались: «воюя по-китченеровски, невозможно иметь свидетелей». Карательная практика некоторыми британскими политиками признавалась нерациональной даже с точки зрения прагматических задач, не говоря уже о моральной стороне вопроса. Но в целом новая тактика, агрессивная и безжалостная, позволила Китченеру сломать сопротивление буров и его авторитет в метрополии взлетел на недосягаемую высоту.

Триумф в Судане и на юге Африки, помимо лавров завоевателя, принес генералу сомнительную международную славу палача мирного населения. Обстоятельства его победы над Омдурманом, массовые убийства раненых, осквернение гробницы Махди даже стали поводом для парламентских разбирательств. Уинстон Черчилль, в ту пору корреспондент «The Morning Post», писал, что Китченер утратил право называться джентльменом. В системе ценностей англичанина это был весьма чувствительный упрек, но только не для Горацио. Он искренне считал, что если что-то сделал “не по правилам”, но Бог его не наказал, значит Всевышнему угодно именно такое поведение, а раз так - плевать на этих столичных чистоплюев.

После победы над бурами Китченер, получивший звание генерал-лейтенанта и титул виконта, пользовался бешеной популярностью. В Британии его авторитет казался непоколебимым. Новое официальное назначение на должность главнокомандующего всеми войсками в Британской Индии и неофициальное - спасителя главного бриллианта в английской короне от нашествия ”варваров”, вполне соответствовали его амбициям. С "русскими варварами" Горацио повоевать не пришлось - японцы справились сами.

Но именно русские оказались косвенной причиной безвременной кончины "всебританского батьки". 

5 июня 1916 года отплыл с визитом в Россию на крейсере «Хэмпшир». Корабль подорвался на мине, установленной, как выяснилось, германской подводной лодкой U-75 в ночь на 6 июня. Погибли почти все находившиеся на борту крейсера, в том числе Китченер (спаслось 12 человек).

В Англии все были потрясены: поездка Китченера держалась в секрете. О гибели «Хэмпшира» Лондон сообщил только на следующий день. Задержка породила массу домыслов. Ходили слухи, что кайзеровская разведка узнала маршрут крейсера, и либо диверсанты установили бомбу с часовым механизмом в артиллерийском погребе, либо была выслана подводная лодка, которая торпедировала корабль.

После войны некоторые обвиняли членов английского правительства, в том числе будущего премьер-министра Уинстона Черчилля, в передаче информации противнику с целью избавиться от Китченера. Также фигурировала версия, что виновницей гибели была императрица Александра Фёдоровна, которая сообщила кайзеру Вильгельму о поездке военного министра Великобритании в Россию.

Виновница катастрофы, подлодка U-75,  кстати, тоже подорвалась 14 декабря 1917 года на английской мине в Северном море и затонула со всем экипажем...

А что бы было, если бы такой человек, как Китченер, оказался не в числе союзников, а как и положено - в числе врагов Российской империи? На Квантуне в 1904-1905 монетка стояла на ребре и, в случае разгрома японских войск, Британия просто обязана была бы вмешаться, чтобы сохранить свои немаленькие инвестиции в Страну Восходящего Солнца...

Если вам интересны умозрительные конструкции на тему, а чтоб было бы если... Предлагаю свой вариант альтернативной истории:

Стальная империя

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх