На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Как прототип Штирлица выкрал перед войной план Гитлера «Барбаросса»

Общеизвестно, что верховное руководство СССР благодаря внешней разведке было осведомлено о планах нападения Гитлера на Советский Союз. Однако роль наших агентов, внедренных в высшие эшелоны власти Германии, до сих пор в значительной степени мифологизирована.

Биография одного из самых выдающихся советских разведчиков Яна Черняка яркое тому подтверждение: и сегодня при упоминании об его отношении к определенным разведоперациям Великой Отечественной употребляются такие осторожные формулировки, как «возможно», «вероятнее всего», «предположительно».

Полиглот на службе СССР

Публицист Максим Жмакин в своей книге «Смерш vs Абвер. Секретные операции и легендарные разведчики» пишет, что Ян Черняк, выходец из семьи чешско-венгерских евреев, был завербован советской разведкой в 21 год. До этого он успел получить приличное техническое образование в Праге и Берлине и вступить в Компартию в Германии. К моменту вербовки Черняк владел семью иностранными языками, к которым позже добавился и русский.

На СССР Ян Черняк начал работать в 1930 году. Информация о том, кто именно его завербовал, до сих пор не обнародована – отдельные авторы публикаций о разведчике ссылаются на некоего Матиаса, работника Разведуправления РККА. Первые важные донесения от Черняка начали поступать в Советский Союз, когда агент служил  штабным делопроизводителем в румынской армии. Он получил доступ к военно-техническим данным немецких войск и союзников Германии.

К середине 1930-х годов Ян Черняк уже создал разветвленную агентурную сеть. Но в 1935 году разведчик был отозван в Москву, поскольку находился под угрозой провала – одного из информаторов Черняка арестовали. В СССР агент прошел обучение в разведшколе, его инструктировали руководители военной разведки РККА. Через год под прикрытием - в статусе иностранного собкора ТАСС - Ян Черняк, имевший оперативный псевдоним Джен, выехал в Швейцарию. До начала Великой Отечественной жил в Париже и Лондоне. Резидент-нелегал неоднократно ездил в Германию, организовал широкую сеть информаторов советской разведки в нескольких зарубежных странах. Группа его агентов «Крона» имела доступ к важнейшим секретным документам, касающихся деятельности высшего военного командования Третьего рейха.

Директива № 21: ее никто не крал?

В заслугу Яну Черняку его биографы, в частности, ставят добычу  директивы № 21, подписанной Адольфом Гитлером 18 декабря 1940 года. Документ более известен как план «Барбаросса» – руководство по нападению Германии на Советский Союз. Сам Черняк факта передачи копии директивы никогда не признавал. Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин (Черняк проработал в агентстве переводчиком почти 19 лет) обращал внимание на то, что его коллега в автобиографии сообщал о своей деятельности во время войны в весьма общих чертах: «активно работал в тылу врага, выполнял особые задания советского командования». И все, больше никаких подробностей.

В последнее время не менее популярна версия о том, что Ян Черняк или его разведагентура вообще плана «Барбаросса» в СССР не передавали. И никто из числа других нелегалов этого тоже не делал. Российский историк Владимир Лота в своей книге «Альта» против «Барбароссы» со ссылкой на рассказы ветеранов советской разведки и бывших разведчиков-нелегалов, работавших с антифашисткой Ильзой Штёбе (псевдоним Альта), утверждает, что именно она первой (через 7 дней после подписания) передала сведения о директиве № 21 военному атташе в Германии генерал-майору Василию Тупикову. Об этом же пишет в книге «История катастрофических провалов военной разведки» и западный историк Джон Хьюз-Уилсон. 

Российский публицист, изучающий, в частности, деятельность отечественных спецслужб, Игорь Пыхалов в книге «Великая оболганная война» приводит ряд цитат из официальных источников, которые также свидетельствуют о том, что ни Ян Черняк, ни другие советские разведчики-нелегалы плана «Барбаросса» не выкрадывали. К примеру, генерал армии Петр Ивашутин, почти четверть века возглавлявший ГРУ, в 1990 году в статье в «Военно-историческом журнале» подчеркивал, что советская разведка накануне войны имела данные, но не копию директивы о планируемом Гитлером нападении на СССР. Пыхалов также цитирует фрагмент донесения начальнику ГРУ РККА Филиппу Голикову, где упоминается сообщение Альты о том, что Гитлер отдал приказ о начале наступательной операции.

Публикуемая разными авторами информация о первенстве в передаче советскому руководству плана «Барбаросса» является не только противоречивой, но подчас явно недостоверной. К примеру, в статье нью-йоркского журналиста Владимира Левина «Штирлица звали Янкель», на которую ссылается «Википедия», датой сообщения командованию Советского Союза о директиве № 21 называется 12 июня 1941 года.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх