На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Колхида и золото Трои- 2 часть

Поиски вожделенной страны Эа
 

 

Умерший мужчина, погребенный на горе Тквисболо, был украшен этими предметами из золота, сердолика и гагата (верхний снимок). Тело его было положено на четырехколесную повозку: внизу — одна из немногих уцелевших повозок подобного типа; ныне она хранится в тбилисском музее.  
Умерший мужчина, погребенный на горе Тквисболо, был украшен этими предметами из золота, сердолика и гагата (верхний снимок). Тело его было положено на четырехколесную повозку: внизу — одна из немногих уцелевших повозок подобного типа; ныне она хранится в тбилисском музее.
 
 
   

Отар Лордкипанидзе, один из крупнейших грузинских археологов, вот уже несколько десятилетий увлеченно занимается историей Колхиды. «Племена колхов прибыли из центральной и западной части Малого Кавказа.

Их государство, основанное примерно в IХ в. до н. э., раскинулось в долине Риони и вдоль побережья Черного моря. В урартских источниках эта страна именуется Кулхой», — сообщает археолог.

Важную роль в жизни колхов играли плодородные илы Риони. Колхи распахивают берега реки, прокладывают каналы и оросительные рвы, превращают болота в пашни. Своеобразна архитектура их деревянных жилищ: дома напоминают башни. Подобные постройки можно нередко встретить в горах Сванетии и в наши дни.

Итак, история Колхиды документально засвидетельствована начиная с IХ в. до н. э, хотя неясностей в ней очень много. Не только древние, но и современные ученые спорили и спорят о том, что лежит в основе легенды об аргонавтах — исторический факт или чистейшей воды выдумка.

Проливы, соединяющие Эгейское и Черное моря — Дарданеллы и Босфор, — отличают коварные встречные течения.

Поэтому долгое время историки и археологи были убеждены, что миновать эти проливы древние мореплаватели научились, лишь когда появились пентеры — суда, которыми правили 50 гребцов. До этого вряд ли удавалось справиться с опасными течениями.

Посему, упражнялись критики, сага об аргонавтах не более чем романтическая история, в которой реалии, характерные для VIII в. до н.э., времени, когда появились пентеры, — маршруты путешествий, особенности плавания — переносятся на более отдаленные, легендарные времена.

Но почему же предание так упорно сохраняло историю аргонавтов, если они добрались до берегов Колхиды в то время, когда дальние плавания уже не составляли для греков особого труда? Что же поразило людей Эллады в этом рядовом, казалось бы, путешествии?

В чем была заслуга Ясона и его спутников? Быть может, их плавание состоялось все-таки гораздо раньше, когда оно было «немыслимым»?

«Возникновение этого мифа можно объяснить лишь одним: Ясон и аргонавты открыли путь в Черное море и проникли в недостижимую прежде страну Эа — Колхиду. Их свершение было величайшим подвигом», — говорит Лордкипанидзе. Уже во втором тысячелетии до нашей эры жителей Микен манит вожделенная страна Эа. Они пускаются в рискованные путешествия, лишь бы достичь Черного моря, лишь бы добыть столь ценимые тогда металлы — золото и бронзу, — а также оружие и орудия труда, изготовленные мастерами сей дальней страны.

Доказать эту гипотезу в свое время взялся английский писатель и искатель приключений Тим Северин1. По его планам — а Северин хорошо знаком с историей судостроения, — греческие корабелы изготовили действующую модель микенского судна. Длина этой галеры равнялась шестнадцати метрам. Оснащена она была всего двадцатью веслами и прямым парусом.

Вот на этом «Нью-Арго» современные «руноискатели» направились в сторону Колхиды.
Труднее всего оказалось войти в Дарданеллы. Утлое суденышко не раз сносило в сторону, пока, наконец, напрягая все свои силы, гребцы — благодаря попутному ветру — не сумели справиться с сильным встречным течением.

Миновав Босфор, они вышли в Черное море. В особо удачные дни преодолевали по 15 — 20 морских миль. Потребовалось каких-то три месяца, чтобы добраться из Волоса, портового города в Северной Греции, до устья реки Риони, впадающей в Черное море. Позади осталось полторы тысячи морских миль.

Значит, уже в ХV в. до н. э. суда могли заплывать из Эгейского моря в Черное. По всей видимости, это случалось изредка, спорадически. В эти авантюры ввязывались лишь самые смелые мореходы или отчаянные пираты. Краткие упоминания об этом можно найти у таких античных авторов, как Фукидид и Страбон. Около 1200 г. до н. э. микенская цивилизация была разрушена. Тогда-то и прекратились дальние плавания.

Однако рассказы об этих героических походах, равно как и молва о далекой и богатой стране — Колхиде, — продолжали жить в веках, передавались из уст в уста. В VIII — VII вв. до н.э. греческое общество переживает заметный подъем. Греки вновь прокладывают путь в Черное море и колонизуют различные районы его побережья..

Курганы Триалетской культуры
 

 

 
 
Ров, где ведутся раскопки. Именно здесь была обнаружена колесница бронзового века. Внизу: перстень с печаткой (IVв.).  
Ров, где ведутся раскопки. Именно здесь была обнаружена колесница бронзового века. Внизу: перстень с печаткой (IVв.).  
 
   
Археологические открытия, сделанные в последнее время, убедительно показывают, что контакты между жителями Эгейского региона и Кавказа начались еще в очень отдаленные времена.

Многочисленные находки на территории Трои, относящиеся к раннему бронзовому веку, — прежде всего олово и золото, — имеют кавказское происхождение и подтверждают, что еще в 2500 — 2200 гг. до н.э. между обоими регионами — Кавказом и Троей — установились тесные отношения.

В то время в Закавказье вырастают многочисленные могильные холмы — курганы. И поныне они придают характерный колорит грузинским пейзажам. Особенно часто их можно встретить в долинах, ущельях и предгорьях.

Впервые подобные курганы исследовали в горном местечке Триалети на юге Грузии, на Цалкинском плато, поэтому ученые окрестили всю эту эпоху «Триалетской культурой». Впрочем, больше всего курганов располагается на востоке Грузии. Согласно последним оценкам историков, расцвет курганной культуры приходится на 2500 — 1800 гг. до н. э.

Большинство этих захоронений давно разграблены, и все же даже в нашем столетии археологи порой наталкиваются на неожиданные находки: бронзовые наконечники стрел, топоры и мечи с деревянными рукоятками...

«К сожалению, Триалетская культура знакома нам лишь по захоронениям, — говорит Лордкипанидзе. — На территории, где находятся эти огромные курганы, мы не нашли пока никаких следов даже временных жилищ. Поэтому мы не можем воссоздать полную картину жизни людей той эпохи».

Вот почему столь важным было открытие горы Тквисболо. Здесь обнаружен многослойный телль — холм, образующийся на месте поселения. В 1990 году Гюнтер Мансфельд и Константин Пицхелаури начали его раскопки.

Хотя пока что разрыта только верхняя треть холма, археологи выявили уже восемь фаз поселений, которые простираются от раннего железного века до среднего бронзового. Радиоуглеродный анализ древесных углей, обнаруженных в пятом слое, позволил датировать его 1620 г. до н.э. Многочисленные керамические черепки, найденные в шестом слое, доказывают, что это поселение относится к «Триалетской культуре».

Глиняные предметы принадлежат поздней «триалетской» эпохе, поэтому археолог Мансфельд уверенно заявляет, что «мы еще доберемся до раннего бронзового века, ведь две трети холма вовсе не раскопаны». Внизу, как надеются ученые, ближе к основанию холма, можно найти вещественные доказательства, которые на тысячу лет старше сделанных пока находок. Они, несомненно, явят параллель предметам и материалам, обнаруженным в ранних городищах Трои и попавшим туда с Кавказа.

В четырех древнейших (на сегодняшний день) слоях обнаружены сосуды для хранения съестных припасов, оружие и ямы, в которые когда-то были врыты столбы, поддерживавшие стены домов. Однако до сих пор так и не удалось найти ни одного предмета, свидетельствующего о том, что жители этого поселения занимались сельским хозяйством.

Чтобы найти ответ, археологи стали анализировать образцы грунта. Они отыскали пыльцу деревьев, но пыльцы злаковых культур замечено не было. Очевидно, люди, жившие на горе Тквисболо, вовсе не были крестьянами.

Зато исследователи заметили множество обрезков и обрубков обсидиана, или вулканического стекла. В древности этот материал был очень популярен. Он легко полировался. Из него изготавливали режущие орудия, украшения и оружие. Правда, готовых орудий из обсидиана было немного.

По оценкам специалистов, в этом холме лежит около 900 килограммов отходов, полученных после обработки обсидиана. «Очевидно, здесь располагалась крупная мастерская», — пришел к заключению Мансфельд. Но поскольку здесь найдено очень мало орудий из обсидиана, значит, древние ремесленники, жившие здесь, работали в основном на экспорт.

Откуда взялся этот обсидиан? Мансфельд знает ответ. Его добывали в районе Триалетского хребта. В 1990 году у подножия горы Квин-Даги Мансфельд неожиданно натолкнулся на осыпи обсидиана.

Упомянутая гора находится в 160 километрах от холма Тквисболо. Археолог снова вспомнил о ней, когда сделал сенсационное открытие, о котором шла речь в начале статьи. В северо-восточной части «своего» холма он обнаружил захоронение, в котором умерший был погребен прямо на повозке. В этом могильнике Мансфельда интересовали прежде всего не многочисленные вещи и украшения, принесенные в дар покойному, а сама колесница: застывшая на четырех неуклюжих колесах повозка, которую когда-то тянула пара быков.

Колесницы встречаются в шумерских городах-государствах. Там их можно четко классифицировать: боевые повозки были двухколесными, церемониальные — четырехколесными. Что же мы можем сказать о колеснице, найденной в Грузии? Вроде бы она использовалась при проведении неких церемониальных шествий.

Но ничто не указывает на то, что подобные шествия здесь проводились: нет ни соответствующих культовых сооружений, ни других атрибутов. Остается задаться вопросом: почему же древние жители Кавказа с таким пиететом относились к этим странным повозкам?
наверх