Свадьба на высоком уровне
После того, как в 1963 году первая женщина-космонавт Валентина Терешкова вышла замуж за своего коллегу Андрияна Николаева, тоже побывавшего на орбите, по стране тут же поползли слухи о том, что этот брак был заключен в качестве эксперимента.
Масла в огонь подливал тот факт, что торжество проходило на самом высоком уровне, в Доме приемов на Ленинских горах, а на празднике присутствовал сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Летчик-космонавт Константин Феоктистов в своих мемуарах «Зато мы делали ракеты», вспоминал о том, что Хрущев занял место в центре стола, рядом с новобрачными и произнес несколько пышных тостов.Однако сами супруги всегда опровергали сплетни о «приказном характере» их бракосочетания. Андриян Николаев возмущался: «Он (Хрущев), наоборот, нам испортил свадьбу. Я хотел провести ее в Доме офицеров Московского гарнизона, заказал стол на 300 мест, а Хрущев передал, что свадьба будет в Доме приемов правительства. А там могли разместиться только 200 человек». Сотню друзей и родственников Терешкова и Николаев попросили подождать их в Звездном городке и, как только выдалась возможность, сбежали туда. Да и космонавт Елена Кондакова утверждала, что если бы Терешкова сказала «нет», «никакой ЦК КПСС не смог бы ее заставить».
«Космическая» беременность
Однако народ продолжал сомневаться в том, что Валентина Терешкова и Андриян Николаев поженились по любви, особенно после того, как у пары появился ребенок. Понятно, что о беременности Терешковой в то время во всеуслышание не сообщалось. Между тем советский разведчик и историк Михаил Любимов пишет, что о том, что женщина-космонавт находилась в положении, было известно многим. Так, по словам Любимова, будучи на сносях, Терешкова впервые посетила Лондон. Именно поэтому в английской столице ее принимали бережно, как «драгоценный подарок», и всячески старались оградить от излишнего ажиотажа.
Между тем специалист по послеполетной адаптации космонавтов Виталий Волович вспоминал, что беременность Терешковой протекала очень тяжело. Волович рассказывал, что большую часть этого периода Валентина Владимировна вынуждена была провести не только под наблюдением врачей, но даже в больничных стенах. Возможно, это было связано с космическим полетом, в котором побывала Терешкова в том же знаменательном 1963 году. Дело в том, что Валентине Терешковой пришлось гораздо труднее, чем ее коллегам-мужчинам. Она чувствовала себя плохо как в полете, так и после приземления. Кости ее стали хрупкими, наблюдались частые кровотечения.
Рождение ребенка
Тем не менее в 1964 году Валентина Терешкова родила дочь Елену, которая стала первым человеком, чьи оба родителя побывали в космосе. Девочка появилась на свет на 2 месяца раньше срока в НИИ акушерства и гинекологии. Операция, по словам очевидца, доктора Э. М. Каструбина, проходила под наркозом. Каструбин вспоминал: «Все это происходило в дневные часы, возле операционной нервно ходил по коридору А. Николаев, он ни с кем не разговаривал и ни о чем не спрашивал. Примерно через час мимо него пронесли в отделение новорожденных черноволосую девочку. После окончания наркоза анестезиолог неуверенно, но по традиции похлопал по щекам знаменитую пациентку и попросил открыть глаза».
Дочь космонавтов родилась слабой, поэтому за ней, как и за ее матерью, было установлено медицинское наблюдение. Впрочем, если верить И. И. Семашко, автору издания «100 великих женщин», никаких отклонений у ребенка не нашли. Тем временем злые языки не унимались: говорили о том, что девочка не видит и не слышит, о том, что у нее три руки или три ноги. Несмотря на то, что ничего подобного у Елены не было, в детстве она часто бывала в Институте космической медицины, где проходила обследования. Наверняка эти визиты были связны не только с недоношенностью, но и с тем, что девочка вызывала определенный интерес у ученых, потому как была зачата почти сразу после полетов в космос своих родителей.
Свежие комментарии