На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Спартак. Первый революционер в истории человечества

Небольшой болгарский городок Сандански в 160 километрах от Софии, на берегу моря и в окружении живописных Пиринских гор многим российским и европейцам туристам средней руки известен разве что по буклетам туристических агентств, рекламирующих все здешние курортные прелести.

Между тем, мало кто среди приезжающих сюда со всего мира туристов, знает, что именно в этом тихом и спокойном городке 2 тысячи лет тому назад жило одно из самых воинственных племён на территории тогдашней Европы – фракийцы, наводившие ужас даже на лучших воинов того времени – римских легионеров.

И именно здесь родился человек, ставший едва ли не самой одиозной личностью античных времён, тот, кого знаменитый философ Карл Маркс и не менее известный революционер Че Гевара называли самым выдающимся героем за всю историю человечества, тот, о ком снято более дюжины художественных фильмов, написаны романы и пьесы, оперы и мюзиклы – Спартак, бывший солдат македонской армии, бывший раб, гладиатор, а после революционер, едва не уничтоживший самое могущественное государство всех времён и народов – Римскую империю.

 

 

 

Это знаменитая на весь мир сцена из некогда культового боевика «Путь дракона». На протяжении почти десяти минут два мастера кунг-фу, герои Брюса Ли и Чака Норриса, бьются в кадре вплоть до финала, в котором один из героев погибает. Именно этот постановочный поединок, снятый в римском Колизее в далёком 1972 году, стал последним боем, произошедшим в древнем амфитеатре. По сценарию, единственным его свидетелем становится уличный котёнок. Если, конечно же, не считать миллионы зрителей, смотревших фильм в кинотеатрах.

 

А ведь именно так, и на этой самой арене на протяжении более тысячи лет и тоже для развлечения многочисленной и пресыщенной насилием, вином и зрелищами публики сражались воины-рабы - гладиаторы. Бились только для того, чтобы получить одно из двух – свободу или смерть – причём не киношную, а самую что ни на есть настоящую.

 

И именно здесь свою первую славу обрёл лучший из этих бойцов - Спартак, так и не познавший ни одного поражения в бою на арене.

 

 

Считается, что рабом, а в последствии гладиатором, Спартак, обычный военнослужащий, которого призвали в один из вспомогательных легионов Рима, располагавшихся в провинции Фракия, стал в наказание за дезертирство. Убежавшего в самоволку бойца быстро поймали и отправили в кандалах на невольничий рынок в Риме. Именно здесь его приметил один из римских ланист – то есть, искателей талантов, которые часто содержали школы гладиаторов – полуартистов - полубойцов, устраивавших кровавые представления на потеху зрителей.

 

Нередко эти люди погибали в первом же бою один на один, а иногда, благодаря мастерству, удаче, и симпатии публики, делавшей на своих любимцев огромные ставки, и покупавшей дорогостоящие билеты как на любимых артистов, становились настоящими крёзами.

 

В итоге гонорары некоторых рабов могли сравниться с жалованьем элитного римского воина легионера за несколько месяцев службы. А один из таких рабов – гладиаторов по имени Спикул за свою победу на арене однажды получил целый загородный дворец - лично от императора Нерона.

 

Мало того, знатные римляне считали хорошим тоном содержать гладиаторов в качестве личных телохранителей. Знаменитый Юлий Цезарь, к примеру, был владельцем 2 тысяч хорошо тренированных бойцов.

 

 

Многое из того, что про гладиаторов показывают в кино, по словам историков, не соответствует истине. Мировой кинематограф представляет гладиаторов мускулистыми и поджарыми красавцами.

 

На самом деле это было не так: в гладиаторских школах бойцов специально откармливали, почти как домашний скот - просто потому, что толстая жировая прослойка защищала бойца, сражавшегося без доспеха от колотых и резаных ранений.

 

Показать, как и чем бились лучшие бойцы начала нашей эры сегодня могут разве что исторические реконструкторы. Ведь все их снаряжение воссоздано на основе археологических данных. Даже бойцовские приемы. Например, скорее всего вот так на арене дрался легендарный боец, галл по происхождению и друг Спартака Эномай, могучий и опасный воин, который смог выстоять в боях против самых опытных гладиаторов, и убить немало римских легионеров. По происхождению Эномай был галлом — то есть родился он на территории современной Франции. И скорее всего, как и все галлы, он имел не слишком мощное телосложение, и к тому же был блондином, как и большинство предков нынешних французов.

 

Он принадлежал к определённому типу гладиаторов, которых называли мурмиллоны.

 

 

В переводе с латыни «морская рыба». Всё, что защищало тело мурмиллона в бою – это закрытый шлем гребнем в виде плавника, кстати, отсюда и название, и тяжёлый щит скутум, а вооружён он был коротким мечом гладиусом. Против такого бойца на арену выходил ретиарий – в переводе «рыбак». Набедренная повязка — все, что прикрывало тело этого бойца. Но зато он имел два вида оружия — трезубец и сеть с тяжелыми грузами на конце. Тактика рыбака проста в первые же мгновения боя набросить на соперника сеть, а когда тот запутается, трезубцем.

 

А вот в руках опытных ретиариев одна только сеть становилась смертоносным оружием — они могли использовать ее как тяжелый кнут, ловкий удар которым ломал врагу позвоночник или раскалывал череп.

 

 

 

Но, пожалуй, самым экзотичным и зрелищным был бой венатора или бестиария — гладиатора-укротителя с тиграми, львами и даже слонами. Принято считать, что этих этих бойцов посылали на верную смерть в качестве наказания за совершённые преступления, но это не так. Ведь в Риме была даже специальная школа с детским и вполне безобидным названием Утренняя. Вот только обучали в ней далеко не азбуке, а сражениям с дикими зверями. Высшим мастерством для воинов-венаторов считалось умение задушить зверя голыми руками. А из оружия у них было только несколько дротиков, которые они метали в животных. 

 

В итальянском городе Капуя до сих пор сохранился амфитеатр, где находилась школа ланисты по имени Батиата – того самого человека, который обучил Спартака гладиаторскому ремеслу и даже грамоте…

 

Именно с этим Батиатой Спартак объехал почти всю современную территорию Италии, показывая мастерство гладиатора, и зарабатывая деньги.

 

 

Ровно до тех пор, пока однажды Спартаку не попалась в руки книга одного из римских философов по имени Гай Блоссий, которого сегодня смело можно было бы назвать античным Карлом Марксом… Ведь именно этот человек впервые в мире, ещё за 140 лет до начала нашей эры вывел коммунистическую доктрину: кто был ничем, тот станет всем. 

 

В своих трудах он описывал, как будет хорошо жить на земле, когда все люди станут равными – греки и варвары, мужчины и женщины, когда не станет денег, и не будет ни бедных, ни богатых. Мало того, Блоссий даже попытался продвинуть в римское законодательство собственный проект, который предусматривал выделение бесплатной земли каждому бедному римлянину. За что и был изгнан из Рима легатами – то есть, тогдашними чиновниками и политиками. А вот гладиатору Спартаку идея всемирного равенства и братства пришлась по душе. Только достичь он её решил более радикальным способом – подняв восстание рабов - гладиаторов.

 

Восстание Спартака началось молниеносно — около двух сотен гладиаторов, которых Спартак смог подговорить на бунт, взломав двери, вырвались из школы Батиаты в Капуи, и с голыми руками обрушились на стражу у городских ворот. Битва была страшной — ведь у гладиаторов не было доспехов, а им противостояли хорошо защищенные стражники. Но ценой огромных потерь они пробились на свободу. От первоначального отряда бунтовщиков осталось всего 30 человек.

 

 

На гору Везувий, в самое жерло будущего вулкана, в те времена ещё не действующего, отправился отряд Спартака. Предводитель восстания понимал - это место для его маленького отряда может стать настоящей неприступной крепостью. Ведь к вулкану вела только одна узкая тропинка, так что разбить большой отряд на ней не составляло труда. Но к удивлению Спартака, вместо карательных отрядов римлян к его убежищу вскоре потянулись рабы из близлежащих городов, услышавшие о дерзком подвиге Спартака, и решившие присоединиться к восстанию. В считанные недели отряд из 30 человек вырос до 10 тысяч.

 

Вскоре на склоне горы встал легион претора Клодия, направленный из Рима для подавления доселе невиданного восстания. Легион перекрыл единственную тропу, по которой восставшие спускались в ближайшие деревни, чтобы пополнить запасы провизии и воды. Тогда, чтобы уничтожить войска Клодия, Спартак решил прибегнуть к новаторскому для той эпохи методу, которому сегодня позавидовало бы любое спецподразделение. Его воины сплели длинные лестницы из виноградной лозы, спустились с горного обрыва и атаковали римлян с тыла, уничтожив карательный легион.

 

 

Это маршрут победного шествия отряда Спартака, который уже через год после восстания в Капуе насчитывал около 100 тысяч человек! Это была настоящая армия — со своим укладом, порядками, жизнью и бытом. Руководили ею Спартак и два его друга — Эномай и Крикс. Весь юг Италии охватил пожар восстания. Такого Рим не видел еще никогда. И император испугался — а что, если рабы дойдут до вечного города? И тогда на восставших бросили отборные армии консулов Лентула и Геллия.

 

По легенде, перед боем Спартаку, как военному вождю подвели коня. Но он, заколол животное, заявив, что в случае победы им хватит и римских коней, а в случае поражения — не нужен будет и свой.

 

Эта битва оказалась для Спартака и его бойцов последней – кони им действительно не понадобились.

 

 

Эту фреску ученые нашли в Помпее в 1927 году. Она была изображена на одной из стен дома, который много веков назад принадлежал кампанскому аристократу по имени Феликс – тому самому человеку, который нанёс Спартаку смертельное ранение копьём. На фреске - последние минуты жизни Спартака. Рана, которую нанес Феликс, была столь глубокой, что предводитель восставших бился, встав на одно колено. Но даже после этого он попытался подняться, и даже пробился к предводителю легиона Марку Крассу, перебил его личную охрану, но сам пал под ударами римлян.

 

 

Так закончилась история восстания Спартака. Его армия была полностью разгромлена, а 6 тысяч оставшихся в живых бойцов были приговорены к позорной для того времени казни — их распяли на крестах.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх