«Добрый день родная столица!» — такой шапкой открывался номер нашей газеты за 4 июля 1944 года. В нем сообщалось, что накануне, 3 июля, советские войны освободили столицу родной Белоруссии — Минск, что Москва от имени Родины салютовала доблестным советским войскам по случаю этой выдающейся победы.
Я читал эти строки, и перед глазами вставали лица товарищей по минскому подполью, которые в борьбе за свободу и счастье Родины отдали самое дорогое — свою жизнь.
В том же номере была помещена корреспонденция «Первая встреча».
«Днем 2 июля еще слышались раскаты артиллерийской канонады в районе Столбцов, — говорилось в ней. — К вечеру этого же дня партизаны отряда «Комсомолец», отдельного кавалерийского дивизиона и бригады имени Г. К. Жукова привели вконец перепуганных, измученных многодневным бегством солдат и офицеров германской армии — тех самых вояк, которые так недавно грозились онемечить весь мир, превратить Советскую Белоруссию в одну из своих вотчин. Какой жалкий вид они имели теперь!
А ночью славные кавалеристы-«митьковцы» уже соединились с передовыми частями Красной Армии.
Красная Армия пришла утром следующего дня. Первый советский танк — первый радостный вестник избавления — въехал в деревню, что раскинулась на берегу Немана.
Сотни людей, спасавшихся от немцев в лесу, в прибрежных кустарниках, выбежали навстречу танкистам. Не передать радостного волнения этих минут. Люди три года жили в муках. Три года ждали и верили — они вернутся, они придут с востока, родные, краснозвездные избавители. И вот они пришли».
Автором этой корреспонденции был правдист Александр Земцов. Добрым словом хочется вспомнить этого замечательного человека, отличного журналиста.
Почти полгода он находился в нашем соединении, и мы по праву считали его своим партизаном. Он оказывал нашим журналистам большую помощь советами, замечаниями, щедро делился опытом, и мы были ему бесконечно благодарны.
5 июля 1944 года в Налибокскую пущу, в штаб соединения, который находился при бригаде имени И. В. Сталина, прибыли воины 4-й гвардейской танковой бригады вместе со своим командиром полковником О. А. Лосиком.
Здесь были согласованы дальнейшие совместные действия. В течение одной ночи партизаны расчистили в пуще дороги от завалов, восстановили мосты, засыпали рвы.
Для сопровождения частей, двигавшихся через пущу на запад, выделили проводников. Так как армейские тылы сильно отстали от передовых частей, партизаны по-братски делились с воинами всем, чем могли, — хлебом, мясом, мукой, картофелем.
Наши войска были уже далеко на западе, а в пуще и в лесах вокруг нее все еще продолжались стычки с недобитыми группами гитлеровцев.
Партизаны, действовавшие в Налибокской пуще и окрестных лесах, взяли в плен несколько тысяч солдат и офицеров. Сотни гитлеровцев, пытавшихся с боем прорваться через пущу на запад, были уничтожены.
Последний номер «Чырвонайзвязды» печатался в лесу 9 июля. «Над городом Барановичи реет Красное знамя свободы, — гласила набранная крупным шрифтом шайка на первой полосе. — Слава воинам 1-го Белорусского фронта, освободившим наш областной центр!»
В газете был напечатан приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина командующему войсками 1-го Белорусского фронта Маршалу Советского Союза К. К. Рокоссовскому, войска которого 8 июля овладели городом Барановичи. В номере содержалась подробная информация о победоносном наступлении Красной Армии, освобождавшей советскую землю от фашистской нечисти.
Вечером в тот же день я был в Барановичах. Еще повсюду виднелись следы только что закончившегося сражения, полыхали пожары, дымились руины. Но люди ликовали, они дождались своих освободителей — героических воинов Красной Армии.
Через два дня очередной номер «Чырвонай звязды» вышел уже в освобожденном городе.
Свежие комментарии