«Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться».
Так Масленицу встречали, ее создавали, наряжали, угождали ей. Солома, лен, шелковые платки, пестрые узорчатые рубахи, бусы, ленточки, бубенчики, фартуки – ничего не жаль было для чучела Масленицы!
Обжорливая и щедрая она могла быть красной девицей, а могла предстать и мужиком, вымазанным сажей.Изготовлением масленичного чучела чаще всего занималась молодежь. Парни и девушки делали из соломы или из тряпок куклу, затем одевали ее в женский наряд, купленный вскладчину, в одну руку вкладывали бутылку водки, в другую – блин. Вот она сударыня Масленица! В Калужской области чучело делали в тех домах, где была «молодайка» (вышедшая замуж в этом году), а наряжали в избах, где были взрослые девицы. Масленицу наряжали в головной убор – бахрому, сделанную из соломы, или на обшитой холстом голове куклы заплетали косы из льна, чтобы была похожа на молодку. Куклу одевали в «красный наряд»: в изотканую рубаху, шерстяную шубку, отрезной шелковый платок, чехры и поднизку, бусы. «Жерелок полна шея. Сиськи сделают толстый, штобы глядеть получше на нее было».
В Сибири чучело делали парни, а не девушки. И масленица представала совсем в ином обличье. Заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами, ребята наряжали его в «мужичье» платье, затем усаживали в специальный экипаж, состоящий из связанных в ряд двух-трех саней. В передок саней ставилась пустая бочка, рядом стол с закуской, пустыми бутылками и стаканами, посредине водружалась жердь, на нее надевалось на некотором возвышении колесо. На колесо привязывалось чучело в сидячем положении с куском коровьего масла и бутылкой со стаканами. На этот же экипаж клалось еще и корыто.
Существовали и так называемые «парные» чучела. Девушки и женщины наряжали два снопа в виде «молодой» и «молодого» («масленица» и «масляник») и ставили их парой у себя на крыше избы. Стояли эти чучела до воскресенья, помахивая платками и фартуками. Или же «молодку» и «молодого» усаживали на крыльце, перед ними устраивали стол, на который ставили тарелку с подмасленными блинами, рюмки, бутылку с вином. Чучела могли делаться во многих домах, но полный обряд, включающий сжигание(разрывание), совершался только над одной – общей для всего селения Масленицей.
Далеко не всегда Масленица воплощалась в виде чучела, во многих местностях роль Масленицы мог играть живой человек, мужик с вымазанным сажей лицом и в женском платье, весь обвешанный бубенцами. Такого пьяного мужика-масленицу с калачами и вином усаживали на колесо, располагавшееся на шесте, а шест устанавливали в сани. Народ сопровождал эти сани пешком или во множестве саней, куда садилось как можно больше людей. Толпа провожала эту процессию гиканьем, песнями, смехом, плясками.
«Дорогая наша гостья масляница.
Авдотьюшка Изотьевна.
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная», Масленица не всегда нуждалась в воплощении, физическом облике, однако празднование и чествование гостьи этим ничуть не умалялось. Имеется описание Масленицы, которая праздновалась в Москве в 1722 году. По случаю Ништадтского мира Петр I устроил грандиозный карнавал. Процессию открывали сани, запряженные медведями, свиньями, с шутами, Нептуном, Вакхом. Затем появилась громада, 88-пушечный корабль, построенный по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в 1721г. в Санкт-Петербурге. На этом корабле ехал сам Петр I, корабль, установленный на санях, везли шестнадцать лошадей.
Символом Масленицы могла служить колодка, кусок дерева, основа для многих инструментов. Так вместо изготовления чучела совершался обряд рождения колодки, в котором участвовали только женщины. Одна из них клала на стол палку или полено и пеленали ее в кучки холста. “Рождение” колодки завершалось поздравлениями и угощениями. А в Калужской губернии «наряжали бабой» большой деревянный толкач (пест), который затем девушки и молодые женщины возили по селению на лошади с пением песни:
«Масленица-кривошейка,
Покатай нас хорошенько».
На Масленицу иногда вносили в село украшенное дерево или подобие его, палку. Большое дерево, украшенное многочисленными лоскутками и бубенчиками сажали в санях рядом с самой Масленицей или же рядом с чучелом прикрепляли сосновую или еловую ветку с разноцветными ленточками и платками. Когда же Масленицу сжигали, дерево или ветку разряжали, а украшения раздавали девушкам. А иногда и сама Масленица изображалась в виде дерева. Так, в Среднем Поволжье в середине дровней устанавливали высокое, толстое дерево в виде мачты. Такова разноликая, сытая, широкая Масленица!
Юлия Пенегина
Свежие комментарии