На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Фомин
    А почему за фотографии, якобы, голодных "жертв царизма" вы выдаёте фото голода в Поволжье 1921 года? Фото безпризорни...„Процветание” Рос...
  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...

Трагедия на Ладоге

Ладога для жителей Ленинграда это святое. Ладожское озеро дарило надежду тысячам жителей блокадного города. Надежды были связаны с большой землёй, которая словом, делом и всей душой старалась помочь ленинградцам пережить войну. Но эта же Ладога для многих стала местом вечного покоя. По Ладоге на разных плавсредствах в тыл отправляли женщин, детей, больных и раненных. Немцы всячески препятстврвали этому, устраивали воздушную охоту за каждым транспортом. Топить гражданские суда фашистам удавалось легко. Баржи, катера и суда, как правило, отправлялись в путь без всякого прикрытия. Трагичной оказалась судьба баржи №725…

В ночь на 17 сентября 1941 года баржа №725 намеревалась вывезти из Ленинграда партию людей. Был приказ о погрузке на баржу курсантов, но оказалось, что судно уже заполнили люди из городских учреждений, жён и детей офицеров. Все хотели вырваться из блокады. Так на старой барже очутилось порядка 1500 человек Им предстояло пересечь озеро до Новой Ладоги. На барже находились грузовики, станки и т.д. Капитаном буксира «Орёл», тянувшего баржу №725, был И.Д Ерофеев.

Он знал о характере Ладоги и лично противился рейсу с таким количеством пассажиров, но начальство к его мнению не прислушалось.

Днём погода стояла ясная, а к ночи усилился ветер. Пассажиров разместили в неосвещённом трюме. А ветер всё крепчал, качка усиливалась, люди в трюме не могли заснуть. Вскоре послышался скрежет корпуса баржи, а затем люди услышали шум воды: корпус дал течь. Некоторые попытались остановить протечку тряпками и платками — безрезультатно, конечно же. Уже через полчаса корпус треснул, и вода рекой стала заполнять трюм. Началась паника. По дну трюма поплыли чемоданы и коробки. Люди же бросились к люкам на палубу, образовалась пробка. Центральный люк и вовсе оказался закрыт на запор с палубы. Пассажиры требовали открыть его, а с палубы им отвечали, что выходить наверх запрещено в целях маскировки. Некоторым удалось выбраться на палубу, где их поджидал неуправляемый тяжёлый румпель, валивший людей на палубу или обратно в люк и в трюм, а кого за борт. В бушующей Ладоге люди тут же тонули. 


В конечном счёте, начальство открыло центральный люк, и выход из трюма пошёл быстрее. В первую очередь на палубу вывели женщин и детей. В целом пассажиры вели себя сдержано, паники не наблюдалось.

Старались держаться группами, разговаривали, даже шутили. Но это были лишь цветочки.


Морской офицер Боков, комиссар Макшанчиков и группа курсантов организовали откачку воды из трюма, используя для этого вёдра и ручную помпу. Некоторых курсантов при этом смывало волной за борт. Баржа погружалась всё глубже, а потому грузы и автомобили с палубы стали сбрасывать в озеро. Мужчины и женщины, заметив, как быстро уходят на дно те, кого смыло за борт, стали избавиться от тяжёлой одежды и обуви. Многие смирились с мыслью, что холодной воды им сегодня не избежать. А температура воздуха не превышала 7 градусов. Некоторые сами прыгали в воду, чтобы прекратить душевные и физические страдания.
Курсант Константин Кутузов считался отменным пловцом, он решил добраться до берега вплавь, хотя берега с баржи не было видно. Он разделся и прыгнул за борт. Через минуту его не стало. Такая же участь постигла и других пловцов-разрядников. Кого накрывало волной, кого затягивало под баржу, кто-то погибал от переохлаждения.


Военные, как могли, успокаивали женщин и детей. Они говорили, что на помощь им обязательно пришлют катер. И вскоре на горизонте показался некий советский моторный катер. Его появление вызвало у пассажиров некоторое оживление. Какой-то курсант забрался на рубку и стал размахивать белой простынёй, подавая сигналы катеру. Но огромные волны и пасмурная погода делали полузатопленную баржу незаметной на волнах. Чтобы привлечь внимание спасателей, курсанты стали стрелять из винтовок, но шум ветра заглушал их ружейные залпы. Канонерская лодка прошла мимо баржи, даже не заметив её. Первоначальная радость людей тут же сменилась унынием и значительно повлияла на общее настроение пассажиров.


Как раз в тот момент лейтенант Емельянов понял, что не в состоянии спасти свою семью от гибели. На барже находилась его жена с 2-летней дочерью. Лейтенант вдруг решил разом покончить со всеми этими переживаниями и мучениями. О своём намерении он даже успел поставить в известность командира (военкома Макшанчикова), и тут же застрелил на глазах супруги свою дочь, затем он выстрелил в жену, а уже потом в себя. Ему никто не успел помешать. Люди отреагировали на эту трагедию полным молчанием.


А баржа, тем временем, осела так низко, что её палуба оказалась на уровне воды Ладоги. Буксировка для «Орла» стала нереальной, и с него сбросили буксирный трос, а сам буксир принялся маневрировать вокруг баржи, передавая в пустоту сигналы SOS.


Зато на бедствие баржи быстро отреагировали немецкие самолёты. Сначала над советским судном полетал самолёт-разведчик, а вскоре над Ладогой появились и истребители-бомбардировщики. Началась самая настоящая охота стервятников за лёгкой добычей. Немцы поливали баржу с истребителей градом пулемётных очередей и сбрасывали на неё бомбы. Шторм и бомбардировка слились в один миг в общую страшную стихию. В полном отчаянии курсанты открыли по самолётам фашистов огонь из винтовок. Никакого результата это не приносило, естественно. Бомбы продолжали взрываться у самого борта барж! а волны смывали в озеро ослабши от отчаяния людей. Многие курсанты, бесстрашно бросались за борт вытаскивали из воды женщин и детей. Многие уже просто устали бояться смерти.


Но вот партия немецких истребителей улетела. Пассажиры баржи облегчением вздохнули. И напрасно. Вслед за первой группой самолёте появилась следующая, продолжи атаку на судно с людьми. Некоторые пассажиры почему-то посчитали, что самым безопасным местом на барж является шкиперская рубка. В неё тут же набежало множество гражданских людей, туда же стали передавать детей и пропускать женщин. Но шторм усиливался и атаковал баржу с не меньшим усердием, чем немецкие самолёты. Одна такая особ яростная волна со всей своей мощью обрушилась на эту самую рубку с людьми. И рубка сдалась натиску воды и ветра. Её просто снесло с палубы в Ладогу. Люди, находившиеся рубке, даже не успели ничего понять. Их вместе с рубкой бросило в волны которые за секунды поглотили в себя эту хрупкую, как оказалось, конструкцию. Люди утонули за считанные секунды, никто не слышал никаких криков или плача. Все они погибли не успев даже понять, в чём дело.


Спасателям удалось спасти все го около 500 пассажиров с баржи №725, а в начале пути их было порядка полторы тысяч.


Увы, таких трагедий на Ладоге случилось во время войны очень много.
В Шлиссельбурге установлю скромная памятная доска. На ней перечислены суда, погибшие на Ладоге в ходе войны. Достоверной информации по баржам сохранилось мало. Но именно с баржей связана трагедия 17 сентября 1941 года, унесшая жизни сотен женщин и детей.

Автор: Виктор Жаров

Ссылка на первоисточник
наверх