История Второй мировой войны полна самых удивительных операций, к которым можно применить выражение «нарочно не придумаешь». Одним из наиболее ярких примеров таких событий является операция, когда одна немецкая подводная лодка смогла уничтожить целую танковую дивизию англичан. Как говорится: невероятно, но факт!
Поле битвы: Африка
В отечественной историографии при упоминании о баталиях Второй мировой войны описывается в основном европейский театр военных действий. При этом достаточно серьезные боестолкновения происходили и в других регионах. В частности, достаточно тяжелые бои велись на территории Африки. На узком участке побережья шириной всего около сорока миль немецкие войска выясняли отношения с англичанами. Позднее это противостояние получило название «Африканские качели», когда противоборствующие стороны с применением танков и другой моторизированной техники вели серьезные бои за портовые города африканского побережья Средиземноморья. Сражения шли с переменным успехом, но ни одна из сторон никак не могла взять верх. К июню 1942 года судьба благоприятствовала немцам. Знаменитый «Лис Пустыни», генерал Эрвин Роммель, вынудил 8-ю армию Великобритании оставить город Тобрук и отступить на территорию Египта, увязая в песках пустыни, испытывая жуткую жажду и нехватку продовольствия и горючего. Дошло до того, что немцы были готовы взять под свой контроль Суэцкий канал, важнейшую транспортную магистраль, выбив оттуда англичан. Дальнейшая перспектива для Лондона вырисовывалась совсем мрачная. Следующим шагом немцы могли захватить Мальту, а затем поставить под свой контроль богатый нефтью Ближний Восток. В этослучае Берлин получал неиссякаемый источник топлива, а Лондон – множество проблем.
О падении Тобрука Уинстону Черчиллю сообщили, когда он находился с дружественным визитом в США. Эта новость потрясла британского премьер-министра до глубины души. Особенно трагичным поражение выглядело в свете того, что британский флот в панике уже был готов покинуть Александрию, опасаясь налетов немецкой авиации. Англия же из империи рисковала превратиться в небольшое островное государство, каким является в наши дни. На кону стоял престиж и репутация английского флота и армии. Видя расстроенные чувства своего ближайшего союзника, американский президент вежливо осведомился, может ли он и его страна чем-то помочь в сложившейся ситуации. На это предложение Уинстон Черчилль воскликнул, что Великобритании нужна дивизия танков «Шерман», переправленная на Ближний Восток.
Вторая смена ради спасения англичан
Поскольку Франклин Рузвельт сам предложил премьер-министру Великобритании помощь, отказаться он уже не мог. Но и выполнить достаточно бесцеремонную просьбу Уинстона Черчилля было также совсем не просто. Дело в том, что танки «Шерман» являлись новейшим видом американского вооружения, и их производство только было развернуто, а с конвейера сходили первые партии боевых машин. Совершенно логично, что в первую очередь танки поступали в американские войска. Забрать их у своих солдат и отдать англичанам было бы верхом глупости и предательством по отношению к своим солдатам. Пойти на это президент США, естественно, не мог. Было предложение генерала Джорджа Маршалла передать Великобритании не танки, а сотню 105-мм самоходных орудий. Однако Лондон продолжал настаивать на получении именно танков «Шерман», аргументируя свою просьбу тем, что любое другое вооружение не сможет достойно противостоять военной технике фашистов.
Надо сказать, что по большому счету англичане были правы. Понимали это и в Вашингтоне, приняв решение открыть на танковых заводах вторую смену, чтобы поставить Великобритании так необходимые ее войскам танки. Дошло до того, что американские рабочие военных предприятий работали по 14-20 часов в несколько смен. В кратчайшие сроки стратегический заказ был выполнен, танки переправлены в Нью-Йорк и погружены на корабли для отплытия к месту боевых действий. Всего помощь союзникам от американцев составила триста танков «Шерман», а также сто самоходных гаубиц. Предполагалось, что при помощи этого вооружения Лондон сумеет переломить ход боевых действий против немцев в Африке и на Ближнем Востоке. При этом существовала одна серьезная проблема. Танки были без двигателей! Точнее, двигатели также погрузили на грузовое судно, но отдельно от боевых машин. Почему так произошло, сказать сложно. Очевидно, сроки так поджимали руководство военных предприятий США, что установить двигатели в танки просто не успели, предоставив решить проблему английским механикам уже на месте.
Роковое плавание
Утром 13 июля суда покинули порт и отправились к месту назначения. При этом если все боевые машины были распределены по нескольким транспортным кораблям, то двигатели к танкам Оказались на теплоходе «Фэйрпорт», отличавшемся высокой скоростью. В качестве охраны за судами с техникой следовали два крейсера и семь эсминцев. Сила более чем серьезная. Понимая, что немцы сделают все возможное, чтобы помешать доставке столь ценного груза, транспортный конвой под всеми парами следовал в Кейптаун через неспокойные воды Атлантического океана, откуда уже англичане должны были переправить военную технику в порты Египта на Красном море. При этом американские капитаны отлично знали, что в водах Атлантики находится большое количество немецких подводных лодок Карла Деница, выслеживающих и отправляющих на дно английские и американские транспортные и военные суда. Столь крупный и хорошо охраняемый конвой неминуемо должен был привлечь их внимание.
Одним из подводных охотников являлась немецкая субмарина U-161 под командованием Альбрехта Ахиллеса. Выполнив задание командования у берегов Бразилии, подводное судно направлялось в сторону Красного моря для охоты на вражеские транспорты. По дороге немцы потопили два панамских судна, мечтая о больших победах. Вскоре подводникам улыбнулась удача. Подняв перископ, капитан увидел конвой неприятеля в пятистах милях от Виргинских островов, следующий под охраной эсминцев.
Попасть в яблочко!
Капитан немецкой подлодки принял решение атаковать и выпустил в сторону американского конвоя четыре торпеды. В цель попали лишь две из них. В числе жертв оказалось судно размером 9000 брутто-регистровых тонн. Эта победа немецкими подводниками была зафиксирована в документах от 17 июля 1942 года. Правда, охрана транспорта тут же атаковала субмарину в ответ, но «подводные волки» Карла Деница успели скрыться в морской пучине. Жертвой U-161 оказался тот самый конвой с танками «Шерман». Причем на дно по роковому стечению обстоятельств немцы отправили транспорт «Фэйрпорт», перевозивший двигатели для танков. Получилось, что две торпеды, выпущенные с подводной лодки, смогли уничтожить целую танковую дивизию. Звучит невероятно, но это именно так. Таким образом, эта торпедная атака стала самой эффективной за всю историю Второй мировой войны, обрекая англичан на поражение от немцев в песках Египта. Можно себе представить шок Франклина Рузвельта, когда ему сообщили, что триста новейших танков, построенных такими титаническими усилиями, вдруг оказались пустой грудой металла.
Выход был один: отправить второй корабль с грузом моторов для танков. Скрепя сердце президент США отдал распоряжение немедленно сделать это. Реализуя распоряжение Теодора Рузвельта, 29 июля 1942 года из Нью-Йорка вышел второй теплоход, «Ситрейн Техас», с целью исправить сложившуюся катастрофическую ситуацию. На этот раз судно шло одно без охраны в режиме полной секретности. К счастью, плавание прошло удачно, и спустя 18 дней танковые моторы оказались в Кейптауне. Соединившись с судами остального конвоя, «Ситрейн Техас» перешел в порт Аден вдоль побережья Северной Африки, а оттуда в Суэцкий канал. Танки были получены, а продвижение Роммеля на Восток остановлено. После этого случая американцы уже никогда не поставляли свою военную технику по частям, логично решив, что нельзя подвергать военные поставки столь неоправданному риску. Сложно представить себе отчаяние руководства США и Великобритании в том случае, если бы и второе судно с двигателями пошло ко дну из-за очередной немецкой торпеды, выпущенной подводной лодкой. Все понимали, что «Ситрейн Техас» лишь чудом не был потоплен и уцелел, выполнив свою важную миссию…
Свежие комментарии