Четыре лучших машины ОКБ Ильюшина, созданные за 82 года.
13 января 1933 года было основано ОКБ им. С.В.Ильюшина. Первоначально оно называлось ЦКБ завода №39 им. В.Р.Менжинского, а затем — ОКБ 240. Помимо гражданских самолетов в ОКБ были созданы боевые машины, эффективно применявшиеся во время Великой Отечественной войны. В послевоенное время Илы заняли важное место в парке ВВС страны.
Ил-4
Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 (на главном фото) стал глубокой модернизацией самолета ДБ-3. В 1939 году, выпустив более полутора тысяч ДБ-3, авиапром прекратил производство этой машины. Было решено, что Красная армия получила в достаточном количестве дальние бомбардировщики для решения любой стратегической задачи.
Однако во время войны из-за боевых потерь необходимо было постоянно пополнять парк самолетов любой специализации. ОКБ Ильюшина в 1941 году усилило боевые возможности бомбардировщика, повысило его живучесть, оснастило более мощным мотором. И в 1942 году началось массовое производство Ил-4. Всего их было выпущено почти 5,5 тыс. Это был самый массовый советский дальний бомбардировщик времен Второй мировой войны.
Но судьба этого самолета складывалась непросто. В два первых года войны его использовали не по назначению – Ил-4 наносил удары в пределах тактической глубины. То есть использовался как фронтовой бомбардировщик, работая без истребителей сопровождения. В значительной степени из-за этого потери самолетов были очень значительны. И лишь с середины войны Ил-4 наносили массированные бомбовые удары по Берлину и другим германским городам.
Ил-4 имел скорость 430 км/ч, потолок — 9000 м, дальность – 3800 км. Брал 2500 кг бомб. Был вооружен тремя пулеметами. Имел два двигателя воздушного охлаждения М-88Б мощностью 1100 л.с. каждый.
Ил-28
Между ОКБ Ильюшина и Туполева существовала конкуренция по части проектирования бомбардировщиков. Надо сказать, что ильюшинский Ил-4, хоть и был самым массовым, все-таки проигрывал туполевскому ТБ-7.
И по бомбовой нагрузке, и по дальности. Но после войны, когда авиация начала переводиться на реактивную тягу, Сергей Владимирович Ильюшин отыгрался в полной мере. Его Ил-28 стал первым советским серийным бомбардировщиком. Правда, Андрей Николаевич Туполев через некоторое время добился реванша, а его ОКБ и поныне является главным разработчиком отечественных бомбардировщиков.
Фронтовой бомбардировщик Ил-28 был принят на вооружение в 1950 году. Комиссии, дававшей рекомендации к серийному производству, он приглянулся больше, чем его конкурент Ту-73.
Ил-28 зарекомендовал себя надежной и удобной в пилотировании машиной, имеющей хорошую для бомбардировщика маневренность. Прекрасная сбалансированность не требовала от пилота при горизонтальном полете каких-либо усилий. Самолет был также прост в обслуживании. А его внедрение в серийное производство было малозатратным. Всего было выпущено 6316 бомбардировщиков, в строю они находились до начала 60-х годов.
Успех машины в значительной степени был вызван тем, что Ильюшину удалось сократить экипаж до 3 человек и уменьшить оборонительное вооружение без потери боевого качества самолета. В связи с этим машина получилась легкой, при значительной мощности двигателя она позволяла брать на борт большую бомбовую нагрузку и обладала серьезной для фронтового бомбардировщика дальностью. Помимо фугасных бомб Ил-28 был носителем тактической ядерной бомбы мощностью 28 кт.
За разработку Ил-28 С.В.Ильюшин и ряд конструкторов ОКБ были удостоены Сталинской премии.
ЛТХ Ил-28
Экипаж: пилот, штурман, стрелок-радист
Длина – 17,6 м
Высота – 6,7 м
Размах крыла – 21,5 м
Масса пустого – 12890 кг
Максимальная взлетная масса – 23200 кг
Тяга ТРД ВК-1А – 2х2700 кгс
Максимальная скорость – 906 км/ч
Дальность – 2400 км
Практический потолок – 12500 м
Скороподъемность – 15 м/с
Вооружение – 4 пушки 23 мм
Бомбовая нагрузка – 3000 кг.
Ил-38
Данный самолет являет собой редчайший случай, когда орало было перековано на меч. И перековано с высочайшим качеством – этот противолодочный самолет, принятый на вооружение в далеком 1968 году, до сих пор исправно служит в частях ВМФ России. А создан он был на базе пассажирского лайнера Ил-18, который начал эксплуатироваться в Аэрофлоте в 1959 году.
Проектирование нового самолета с нуля для ВМФ было неприемлемо, поскольку на это ушло бы слишком много времени. Спешка была вызвана тем обстоятельством, что в середине 60-х годов стало понятно, что стратегический подводный флот США представляет, пожалуй, наибольшую опасность для обороноспособности страны. И средств противодействия ему в СССР практически не существовало.
Правда, переделка пассажирского лайнера на военный лад не свелась только к оснащению его специальной аппаратурой и вооружением, как поражающим неприятельские субмарины, так и оборонительным. Пришлось несколько видоизменить даже планер, для чего на 3 метра вперед сместили крыло и расширили фюзеляж для размещения в нем торпед, глубинных бомб и разведывательных буев.
К обычным приборам пилотирования добавили специальные: поисково-прицельную систему «Беркут-38», магнитометр, многоканальный комплекс «Изумруд», снимающий информацию с радиогидролокационных и гидроакустических буев.
С 1967 по 1972 год было построено 64 самолетов. 6 из них были проданы ВМФ Индии. В России сейчас эксплуатируются 40 самолетов и 12 находятся на хранении. Все они периодически модернизируются, на них устанавливается современное вооружение. Сейчас Ил-38 оснащаются новейшей системой «Морской змей», которая не только способна вести поиск во всех средах – над водой, под водой и в воздухе, — но обладает еще и функцией целеуказания.
ЛТХ Ил-38
Экипаж – 7 человек
Длина – 40,1 м
Высота – 10,1 м
Размах крыла – 37,4 м
Масса пустого – 34700 кг
Максимальная взлетная масса – 68000 кг
Мощность ТВД АИ-20М – 4х4250 л.с.
Максимальная скорость – 650 км/ч
Практическая дальность 7100 км
Практический потолок 8000 м
Боевая нагрузка – до 8400 кг
Вооружение – бомбы, включая корректируемые, мины, торпеды, гидроакустические буи.
Ил-76
Этот самолет, принятый на вооружение в 1974 году, в настоящее время является основным самолетом ВТА России. На его долю приходится более 70% всей выполняемой транспортной авиацией работы. Он широко используется и в гражданской авиации, но ТЗ на разработку ОКБ Ильюшина утверждало военное ведомство. И в нем черным по белому было зафиксировано назначение этой машины: «для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию центрального подчинения и на фронтовую ВТА по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов».
Самолет широко использовался во время Афганской войны. На втором месте по востребованности был Ан-12. Но при этом Ил-76 обладал гораздо большей защищенностью и живучестью. В Афганистане на этих самолетах было совершено 14700 вылетов. Были потеряны лишь две машины.
Для своего времени, поднимая в воздух 60 тонн полезной нагрузки, самолет был наряду с Ан-22 «Антей» самым мощным отечественным самолетом. Но при этом в рекордных полетах он летал и с 70-тонным грузом, устанавливая мировые достижения по скорости для своего класса самолетов. Всего на Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов.
При этом он, в отличие от целого ряда тяжелых военно-транспортных самолетов мира, имеет низкую минимально допустимую скорость в 200 км/ч, что позволяет качественно десантировать как живую силу, так и военную технику.
Всего было построено 950 Ил-76 тридцати модификаций. Причем последняя модификация — Ил-76МД-90А – в настоящий момент запускается в серийное производство.
Сегодня в ВТА России эксплуатируются 210 этих машин. Присутствуют они в армиях двух десятков стран мира. Широко используются и в гражданской авиации. Ил-76 является одним из основных самолетов при доставке ооновской гуманитарной помощи по всему свету.
После «развода» с Украиной возникли серьезные проблемы с перспективами эксплуатации самого мощного самолета ВТА — Ан-124 «Руслан», который требует получения запчастей и производства периодических поверок и сертификаций. В связи с чем ОКБ Ильюшина в следующем году приступит к реализации проекта «Ермак». Производство перспективного широкофюзеляжного военно-транспортного самолета предположительно начнется в 2024 году. О новой машине известно лишь, что ее грузоподьемность составит 80 тонн, а дальность с максимальной нагрузкой – 5000 км.
ЛТХ Ил-76МД-90А
Длина – 46,6 м
Размах крыла – 50,5 м
Масса пустого – 88500 кг
Максимальная взлетная масса – 210000 кг
Грузоподъемность – 60 т
Крейсерская скорость – 780-850 км/ч
Дальность – до 6500 км
Практический потолок – 12000 м
Количество перевозимых десантников – 128
Объем грузовой кабины – 321 куб.м.
Вооружение – 2 пушки 23-мм.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
Свежие комментарии