Предварительные замечания Про Артанию у нас, казалось бы, заведомо знаю все, кто так или иначе соприкасались с исследованиями исторических форм русской государственности в I тысячелетии по Р.Х. Однако не только вопрос о временной и пространственной локализации Артании остаётся до сих непрояснённым, но и сама тема "неумышленно замалчивается" в виду тех причин, для которых мы не находим иного определения, кроме как "бессознательный Шлецер". Хотя "норманская теория" неоднократно и разгромнейшим образом критиковалась, вопрос о дорюриковской государственности остаётся вопросом.Нашей задачей мы полагаем сводку сообщений о загадочной Артании. Отдадим справедливость, прямые свидетельства о Артании крайне скудны и, по сути, как отмечали многие, сводятся к единому протооригиналу (сообщение аль-Балхи). Косвенные свидетельства, напротив, обширны, но систематизация последних представляется невозможной, поскольку предлагает ряд чтений, зачастую сильно дисгармонирующих, что делает их выходящими за рамки нашего рассмотрения.Не слишком обширен и круг вторичных сообщений, где бы напрямую или косвенно упоминалась Артания: не слишком велик и не слишком хорошо доступен (то есть популярных изданий на эту тему до чрезвычайности мало, да и у специальных изданий тираж был небольшой, а то и мизерный). Отметим в числе прочего компиляцию Заходера и более старую работу Гаркави , представляющую собой авторский дайджест-перевод из текстов арабских космографов VII-X вв. по Р.Х. - "Серебряные рудники" Абуль-Хасана Али ибн-Хусейна по прозвищу Аль-Масуди, "Книга климатов" Абу-Исхака аль-Истахри аль-Фарси, "Книга драгоценных сокровищ" Абу-Али Ахмеда ибн-Омар ибн-Даста, "Книга путей и государств" Абуль-Касима Мухаммеда по прозвищу Ибн-Хаукаль, "Записки" Ахмеда ибн-Фадлана ибн Аббаса ибн-Рашида ибн-Хамада, "Книга видов земли" Абу-Зайда Ахмеда ибн-Сахл аль-Балхи, где либо напрямую говорится про Артанию, либо вообще про русов, но то же самое, что про русов-арса. Кроме этого, вторую (после Гаркави и заходеровской компиляции) попытку перевода, расширенного и дополненного, предпринял Новосельцев . Таким образом, на сегодняшний момент (насколько нам известно) существуют эти три перевода, к которым так или иначе вынужден прибегать каждый исследователь настоящего вопроса, не сведующий в должной мере в арабском или фарси. 1. Древние свидетельства о Артании есть остров, называемый Сканси, и я полагаю, что это земля Руси. Как пчёлы из ульев, вылетают они огромными могучими роями из тысяч и тысяч яростных бойцов, и бросаются в бой, выхватив мечи, воспламенённые гневом, как один за всех и все за одного. Этот великий народ может нападать на большие страны и давать жестокие сражения, и одерживать славные победы". Помимо прочего, асы, согласно Стурлусону, были настолько сильны во всякого рода морочениях и колдовстве, что их никому не удавалось победить не только силой, но и хитростью. Правили Асгардом три аса: Высокий (Один), Равновысокий (Тор) и Третий (Фрейр).В связи со скандинавскими источниками можно было бы ещё многое и многое сказать, но мы ограничены регламентом. Поэтому сразу же перейдём к рассмотрению работ, напрямую или косвенно посвящённых Артании. По высказанным соображениям вынуждены дать лишь краткую их сводку. 1 Заходер Борис. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX-X вв. - М.: Изд-во вост. лит., 1962. 2 Гаркави Авраам Яковлевич. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.) - Спб.: Типография Императорской Академии Наук, 1870. 3 Новосельцев А.П., Пашутов В.Т., Черепин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. 4 В оригинале - "синф". Впервые зафиксировал внимание на том, что речь идёт именно о "разрядах" (под которыми можно понимать всё, что угодно), а не о "центрах" - Новосельцев А.П. А точнее, он считал, что "речь идёт о трёх больших территориальных объединениях, в состав которых входили, очевидно, настоящие племена восточных славян и других народностей". Новосельцев А.П. Восточные историки о славянах и Руси VI-IX вв. - В кн.: Новосельцев А.П., Пашутов В.Т., Черепин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 408-419. 5 Хотя гиперкритицистский взгляд не преминул бы долее задержаться на подобных соотнесениях, мы предпочтём оставить подобное рассмотрение за пределами нашего очерка, так как эти соотнесения не являются нашим сильным тезисом. 6 Заходер Борис. Каспийский свод... С. 31-33. 7 Идриси прибавляет: "и съедают", что Френ приводит в связь с показанием Геродота о скифских андрофагах. 8 Первым отождествил "Остров Русов" с Артанией - Ибн Русте. Об этом говорит арабский аноним Худуд ал-Алам. И.В. Дубов критикует это показание потому что, дескать, помянутым качеством отличались мечи франков, а мечи русов, мол, были ломкие. Узели предлагал вариант "олово". Страбон. География. II. V. VII. Op.cit. VII. II. Следует заметить, что под Кавказом античные авторы понимали самые различные локусы. И прежде всего Среднерусскую возвышенность (она же, по видимости, и пресловутые Рипэйские горы, делящие Евразию на Европу и Азию), откуда берут начало несколько великих русских рек, что в точности соответствует её описаниям. Впрочем, как и Рипэйских гор, которые ещё соотносили с Уралом. Op.cit. XI. II. 1. Op.cit. XI. V. 8. Не есть ли в этом случае Ахардей - другое название Танаиса-Дона? Ведь последний, как известно, впадает именно в Меотиду, т.е. Азовское море. Птолемей. Географическое руководство. III. V. 8. Op.cit. III. V. 8. Op.cit. VII. V. 2. Геродот. История. 6. III. 94. Эсхил. Пром. 802. Геродот. История. 7. III. 116. При всей категоричности нашего обещания не "вчитывать", не можем удержаться от соблазна отождествить эти четыре предмета с символами четырёх "варн", которые в различных модификациях наблюдались у всех арийских переселенцев: плуг - "вайшьи", ярмо - "шудры", секира - "кшатрии" и чаша - "брахманы". Хотя, строго говоря, среди ариев не было "шудр", так как последними становились инородцы, автохтоны тех земель, куда приходили арии. Op.cit. 2. III. 2. 5-10. Op.cit. 8. IV. 12. Op.cit. 8. IV. 13. Что может быть прочтено как "царь гетов". Попытки соотнести гетов с русами предпринимались неоднократно по самым разным поводам, и, как полагаем, небезосновательно. Op.cit. 7. III. 59. Op.cit. 8. IV. 11. 101. Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т.1. Греческие писатели. Вып. I. Спб., 1893. С. 57. Маркиан. Из Ираклии понтийской. II. 39. Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т.1. Греческие писатели. Вып. I. Спб., 1893. С. 254. Там же. С. 255. Гекатей Милетский. Землеописание. Fr. 186. Op. cit. Fr. 188. Книга пророка Иезекииля. 38:1, 39:1 и др. Согласно С.Н. Быковскому, здесь имеет место контаминация двух "тотемов" - "золото" (русы) и "рожь" (славяне). Быковский С.Н. К вопросу о трёх древнейших центрах Руси. Вятка, 1928. С. 36 и 68-70. Евстафий. "Комментарии к землеописанию Дионисия". 689. На вопрос о том, что это за секрет мы пытаемся дать ответ в нашей развёрнутой работе "Священная Артания". Евстафий. Комментарии к землеописанию Дионисия. 31-32. Op. cit. 47. Op. cit. 663. Евстафий. Схолии к Дионисию. 7. Евстафий. Комментарии к землеописанию Дионисия. 305. Op. cit. 302. Имя "ас" совпадает также с древнерусским местоимением 1-го лица ед.ч. Если же вспомнить, что божеством русов, по крайней мере в одном из своих аспектов, а именно аспекте непрерывного проявления, был Ясень (по Классену "Есмень"), Ясень - язык, на котором произрастают цветы-азики, имена, то становится понятным инициатический смысл формулы "аз есмь" (то есть "я - ясенев" или "я божий"), соответствующей индуистскому "то твам аси". Ibn-Foszlan, стр. 208. Ibn-Foszlan, приложение I, стр. 162 и след. Des peuples du Caucase, p. 220. Мухамм. Нумизматика, стр. CXVIII и след. Мухамм. Нумизматика, стр. CXX, прим. Г. Эверс. Предварительные критические исследования для Российской истории. М., 1826., с. 197. Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции. М., 1846, с. 115. Geographie d`Aboulfeda. T. II, p. 306 note. Шафарик П.И. Славянские древности. Т. I, кн. I. М., 1847. С. 342. Кулаковский Ю.А. Карта Европейской Сарматии по Птолемею. Киев, 1899. Браун Ф. Разыскания в области готославянских отношений. Спб., 1899. С. 159. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Спб., 1870. С. 201. Соболевский А.И. Русско-скифские этюды, в Изв. отд. русск. яз. и слов. А.Н., 1921, т. XXVI и 1922, т. XXVII. См. напр.: Марр Н.Я. К вопросу о происхождении племенных названий этруски и пеласги, в Зап. восточн. отд. Археолог. об-ва, т. XXV, с. 301-306. Или: Марр Н.Я. Из переживаний до-исторического населения Европы племенных или классовых в русской речи и топонимике. С. 16 и 19. Марр Н.Я. По этапам яфетической теории, с. 233 и 345. есть даже гидроним Буртас. Быковский С.Н. К вопросу о трёх древнейших центрах Руси. Вятка, 1928. С. 41. Что мы, вслед за Германом Виртом, и сделали в нашей работе "Священная Артания". Вирт же говорил о протокорне -dr- - -tr-, -rd- - -rt-, призванном обозначать идею центра и вращения. См.: Вирт Герман. Священный Год. // Конец света. Альманах "Милый Ангел" - М.: Арктогея, 1998. С. 178. Быковский С.Н. К вопросу о трёх древнейших центрах Руси. Вятка, 1928. С. 36 и 68-70. Там же. С. 40. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949, с. 442. Заходер Борис. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX-X вв. - М.: Изд-во вост. лит., 1962. Карасик А.М. К вопросу о третьем центре Древней Руси. // "Исторические записки", 1950, № 35. С. 304-305. Новосельцев А.П. Восточные историки о славянах и Руси VI-IX вв. - В кн.: Новосельцев А.П., Пашутов В.Т., Черепин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 408-419. Там же. С. 418. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978, с. 126. Абаев В.И. Скифо-сарматские наречия. - В кн. "Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки". М., 1979. С. 279-280. Карсанов А.Н. К вопросу о трёх группах русов. В кн.: Герменевтика древнерусской литературы X-XV вв., сб. 3. М., 1992, с. 5-13. Чаjкановић В. Мит и религиjа у Срба. Београд, 1973, с. 339-366. Ковалевский А.П. Аль-Масуди о славянских языческих храмах. В кн.: Вопросы историографии и источниковедения славяно-германских отношений. М., 1973. Петрухин В.Я. Три "центра" Руси. Фольклорные истоки и историческия традиция. В кн.: Художественный язык средневековья. - М.: 1982, с. 143-158. Дубов И.В. Северо-восточная Русь и "Арса" арабских источников. // Вестник Ленинградского университета, 1981, № 8. История, язык, литература. Вып. 2. С. 22-29. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв., М., 1982. Вязинин И.Н. "Русы живут на острове". // "Вопросы истории", 1994, № 9, с. 152-156. Войлошников М. Остров Русов. // "Вокруг света", 1994, № 5. С. 12-16. Паранин В. Корела, она же Русь Начальная. // "Родина", 1995, № 12. С. 12-15. Доманский Р.А. Таинственный эпицентр в Руси. // "Держава", 1997, № 1, с. 72-75.
Олег Фомин |
АРТАНИЯ, ИЛИ ГИБЕЛЬ ТРЕТЬЕЙ РУСИ
Начнем с того, что в дочингизово время на территории, где через 400 с лишним лет была создана Томская губерния, существовало христианское царство. Пра-вил в этом государстве царь Иван, он повелевал также соседним КараКатаем, в котором были две провинции - Иркания и Готия, а жители также исповедовали христианство. В своем письме к византийскому императору Мануилу Комнину он называл свою страну "Три Индии" и рассказывал про нее всякие чудеса. Письмо в Византию пришло какими-то окольными путями, оно было на арабском языке. Его перевели на латынь и переправили папе Александру Третьему и Фридриху Барбароссе Рыжебородому. В сентябре 1177 года папа Александр Третий от-правил с посланием к царю Ивану лейб-медика магистра Филиппа, экспедиция которого затерялась бесследно на просторах дикой Азии. Из "Книги познания", написанной безымянным испанским монахом в середине 14 в., мы узнаем, что христианское Иванове царство называлось Ардеселиб, а его столица - Грасиона, что означает, по утверждению монаха, "слуга креста". Корневая основа "ард" в слове Ардеселиб дает основание предполагать, что христианское Иванове царство - это легендарная Артания, в поисках которой сбился с ног ученый мир. Арабские, персидские и средневековые ученые тысячелетие назад сообщали о том, что им известны три русские земли: Куявия (Куябия,Куяба), Славия(ас-Славия,Салау) и Артания (Арсания, Арта, Уртаб). Большинство отечественных историков считают, что Куяба - государственное объединение восточнославян-ских племен Среднего Причерноморья, столицей которого был Киев. Славия отождествляется одними с областью расселения ильменских словен, другими - с Югославией. Что касается Третьей Руси - Артании, ее локализация до недавнего времени была совершенно неопределенной. Возможно, это было обусловлено тем, что артанские купцы ничего не рассказывали о своей стране и никому не позволяли себя провожать, а проникавших в Артанию самовольно попросту то-пили в реке. Купцы же привозили из Третьей Руси черных соболей, свинец и очень ценные клинки, которые, сгибаясь колесом, выпрямлялись вновь. Упоми-нание о черных соболях, свинце и очень ценных клинках выводило исследователей, искавший Артанию, на Томскую землю по соседству с Кузнецком, гд е издревле процветала металлургия. Даже московский царь поначалу брал дань с кузнецких аборигенов не мехами, а железными изделиями. Здесь же в Приобье в прежние времена проживали хазары и булгары, переселившиеся к концу первого тысячелетия в Восточную Европу. Лишь в самое последнее время, после сопоставления Артании с Ардеселибом, а Грустины с Грасионой, предположение о том, что Третья Русь располагалась на Томской земле, нашло свое подтверждение. Дело в том, что столица Арта ни и Грасиона (в транскрипции - Грустина) показана на всех средневековых картах Западной Сибири, составленных западноевропейскими картографами. На картах Г.Меркатора, И.Гондиуса, Г.Сансона, С.Герберштейна этот город стоит на Оби. Наиболее детально Грустина показана на карте французского географа Г.Сансона, опубликованной в Риме в 1688 году. На этой карте обозначена река Томь, и город Грустина расположен возле ее устья. Не исключено, что название Гру-стина более позднее, образовавшееся за счет христианизации первично "зеленопастбищной" Грасины не без желания увидеть в этом названии "город креста". Таким образом, можно считать установленным, что Артяния - Третья Русь - располагалась на томской земле. Ф.И.Страленберг и А.Х.Лерберг считали, что Грустина располагалась на месте Тоянова городка на левом берегу Томи. "Мнение наше, что сии еуштинцы, или гаустинцы суть грустинцы подтверждается тем, что мы здесь находимся в такой области, которая некогда не токмо в Сибири, но и у южных азиатов была в вели-кой славе, по хорошему состоянию жителей оныя" (цит. по Кызласову Л.Р. Пись-менные свидетельства о древних городах Сибири. М.: Изд-во ТГУ.- 1982. С. 43). . В 1204 году христианское царство в томском Приобье было уничтожено Чингисханом. Однако следы былой жизни на берегах Томи сохранились до прихода казаков и становления Томска в 1604 году. На томских холмах напротив Тоянова городка были луга и "березовые рощи, вперемежку с лиственницей, сосной, осиной и кедром". (Томская область. Исторический очерк. Под ред. д-ра историч. наук В.П.Зиновьева. - Томск: Изд-во ТГУ. -1994. С. 57). На этих лугах Тояновы эуштинцы пасли табуны своих коней и брали для хозяйственных нужд крапиву и коноплю. (Сергей Заплавный. Рассказы о Томске.- Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во. 1980.С.20-21). Аналогичным образом описывали местную древесную растительность пленные шведы в начале 18 века: кедр, лиственница, береза, ель, различные кустарники на пути от Тары к Томску. Напомним, что береза обычно тяготеет к пашням, то есть возделываемым зем-лям, а крапива и конопля сопровождают человеческое жилье. Значит, было кому копать подземные ходы. И в старинных книгах есть упоминания об этих ходах или, лучше сказать, о подземном городе. Но обо всем по порядку. ЧЕРНЫЙ НАРОД ПОДЗЕМНОГО ГОРОДА Австрийский посланник в Москве хорват Сигизмунд Герберштейн на основании расспросов русских людей, побывавших за Камнем (Уралом), и из попавшего в его руки так называемого "Сибирского дорожника" писал в "Записках о Московитских делах", опубликованных в Вене в 1549 году, о том, что к грустинцам при-ходят торговать черные люди, не владеющие общепринятой речью, и приносят жемчуга и драгоценные камни (мы думаем, именно эти люди были искусными металлургами). Надо думать, именно эти темнокожие упоминаются в алтайских и уральских легендах под именем Уди - народа, имевшего темный цвет кожи и ушедшего под землю. Известный русский художник, ученый и писатель Н.К.Рерих в книге "Сердце Азии" приводит такую легенду. Жил некогда в хвой-ных лесах Алтая народ с темным цветом кожи. Чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая бере-за, что означало, по древнему предсказанию, скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, п оставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытие, вырвали стойки и камнями за-сыпались. Засыпались, видно, не все, потому что дальше Рерих пишет: "Вышла из подзе-мелья женщина. Ростом высокая, ликом строгая и темнее наших. Ходила по на-роду - помощь творила, а затем ушла назад в подземелье". О контактах с народом, ушедшим под землю, свидетельствует следующий пассаж из книги "О человецех незнаемых на Восточной Стране", написанной, по мнению специалистов, еще в 14 веке: "Верх тоя ж рекы великия Оби есть люди ходят попод землею иною рекою день да нощь с огни. И выходят на озеро. И над тем озером свет пречюден. И град велик, а посаду нет у него. И кто поедет к граду тому и тогда слышити шюм велик в граде том, как и в прочих градех. И как приидут в него и людей в нем нет и шюму не слышити никоторого. Ни иного чего животна. Но в всякых дворех ясти и пити всего много и товару всякого. Кому что надобе. И он положив цену противу того, да возмет что кому надобет и прочь отходят. И кто что бес цены возмет, и прочь отидет, и товар у него погыбнет и обрящется пакы в своем месте. И как проч отходят от града того и шюм пакы слы-шети как и в прочих градах...". Коль скоро именно недра Томска изрыты подземными ходами, есть основания предполагать, что в цитированном тексте имеется в виду река Томь, под которой ходят с огнем, и Белое озеро, к которому выходят. К изложенному остается добавить, что еще 111 лет назад из-под земли был слышен гул и шел теплый воздух. Эти обстоятельства описаны С.К.Кузнецовым в статье "Интересная находка в Томске", опубликованной в "Сибирском вестнике" 6 ноября 1888 года. "Утром 2 ноября водворедома столоначальника казенной палаты В.Б.Орлова, что в конце Новой улицы... при рытье ретирадной ямы рабо-чие наткнулись на кирпичный свод...". С.К.Кузнецов отмечал: "То обстоятельст-во, что во время осмотра ямы столбом поднимался пар, я склонен считать за указание на существование значительной подземной пустоты, содержащей более теплый воздух, чем наружный? Столоначальнику В.Б.Орлову, прожившему в этом доме пять лет, "часто приходилось убеждаться в существовании какой-то загадочной пустоты под его двором, особенно когда его начинал беспокоить не-понятный гул под землею". По-видимому, этими и подобными им обстоятельст-вами обусловлены слухи о том, что в томских катакомбах до сих пор живут какие-то люди. Многих смущает наличие кирпичных арочных сводов в подземных ходах, ведь первый кирпичных дел мастер уставщик-каменщик Савва Михайлов прибыл в Томск из Тобольска лишь в 1702 году, поставил пять домов и был отозван в Санкт-Петербург на строительство города на Неве. А строительство кирпичных домов в Томске возобновилось лишь через полвека. Но вот в воспоминаниях англичанина Джона Белла, прикомандированного к дипломатической миссии в Китай капитана лейб-гвардии Льва Васильевича Измайлова, проезжавшего че-рез Томск в 1719 или 1720 году и встретившего здесь одного бугровщика (так назывались в Сибири грабители древних курганов), который рассказал ему, "что однажды неожиданно наткнулся на сводчатый склеп, где нашли останки человека с луком, стрелами и копьем и другим вооружением, лежавшим вместе на серебряной плите. Когда притронулись к телу, оно рассыпалось в пыль" (Эд.П.Зинерр. С. 52). "Распавшееся в пыль" тело свидетельствует о тысячелет-ней древности останков, а сводчатость склепа, по-видимому, о том, что кирпич строителям склепа был известен за ту же тысячу лет до прихода казаков в Сибирь.
Николай НОВГОРОДОВ
Свежие комментарии