Миф о спрятанной царской казне живёт уже сто лет, хотя её поиски пока ни для кого не обернулись удачей.
Загадочная история исчезновения нескольких вагонов с царской казной
Источник: image.baikal.place
На берегах Байкала когда-то добывали золото, но главная легенда о местных сокровищах связана вовсе не с природными богатствами.
В начале XX века по железным дорогам Сибири перевозили императорскую казну, и часть вагонов с золотыми слитками так никогда и не вернулась в столицу. Миф о спрятанном где-то на Байкале золоте живёт уже сто лет, хотя его поиски пока ни для кого не обернулись удачей.Эта история случилась в первой четверти XX века. В 1915–1917 годах золотые запасы имперской казны оценивали более чем в 1690 миллионов рублей. В начале Первой мировой войны казну решили эвакуировать из столицы, и в 1915 году эшелон с золотом направился из Санкт-Петербурга в Казань. Из Казани золото, постепенно уменьшаясь в объемах из-за нужд армии и постоянной борьбы большевиков с Белым движением, переезжало в Самару, затем в Уфу, пока не оказалось в Омске, в распоряжении лидера белого движения — адмирала Александра Колчака.
Александр Колчак, бывший исследователем-океанографом, прославился как политический и военный деятель, лидер Белого движения в период Гражданской войны. Добытое его армией золото было решено разместить в представительстве Госбанка. При пересчете выяснилось, что в распоряжении армии оказалось 505 тонн золота, ценность которого в те времена оценивалась в 650 миллионов рублей.
Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Васильевич Колчак, 1916 год / Фото: Wikimedia Commons
Источник: image.baikal.place
Адмирал распоряжался запасом очень аккуратно и давал согласие тратить деньги только в случае самой крайней военной необходимости. С его разрешения на фронтовые расходы было потрачено почти 70 миллионов рублей. Еще около 130 миллионов распределили по вкладам в европейских и азиатских банках.
В конце 1919 года главнокомандующий поездом направился на Восток и распорядился о транспортировке золота в том же железнодорожном составе. Казну загрузили в 40 вагонов и направили эшелон в Иркутск. 27 декабря 1919 года поезд с драгоценными слитками и главнокомандующим остановили представители Антанты (военно-политический союз России, Великобритании и Франции в годы Первой мировой войны — прим.ред.) на станции Нижнеудинск и заставили Колчака отречься от статуса Верховного правителя России. Колчака передали большевикам, он был расстрелян. Состав с золотом взял под контроль Чехословацкий корпус (добровольческое объединение, состоящее, в основном, из пленных чехов и словаков — прим. ред.), но вскоре вагоны также оказались в руках красной армии: чехи обменяли золото на беспрепятственный выезд из России. Говорят, к этому моменту в составе не доставало нескольких вагонов с золотом.
Блиндированные вагоны одного из бронепоездов армии Колчака, 1920 год / Фото: Wikimedia Commons
Источник: image.baikal.place
Вскоре финансисты РСФСР посчитают, что Колчак истратил более 230 миллионов рублей, или около 182 тонн золота. 35 милллионов забрали большевики при обратной транспортировке казны в Казань. Что случилось с оставшимися миллионами, неизвестно.
Есть версия, что золото выкрали чехи, пока охраняли поезд, идущий из Омсква в Иркутск. Основанием для неё стало возникнование Банка чехословацких легионов, основанного вскоре после возвращения Чехословацкого корпуса на родину.
По другой версии, золото спрятали по приказу самого Колчака — и именно это предположение породило легенду о кладе генерала Колчака, который продолжают искать на всем пути, который проделал железнодорожный состав, начиная от Казани.
В каждой местности есть своя легенда о спрятанном золоте. Его искали в самых разных уголках Иркутской области — и в пещерах Усольского района, и в Усть-Илимском районе, на побережье Кругобайкальской железной дороги.
Документальных подтверждений ни одной из версий нет. Одни историки говорят, что восточнее Иркутска слитки не выезжали в принципе. Другие предполагают, что золото могло оказаться на Кругобайкальской железной дороге, где случилось крушение и вагоны ушли на дно озера. Существует легенда, что состав был сбит с путей огромным валуном, который спустили со скалы недоброжелатели — вагоны разлетелись, обнаружив золото: некоторую его часть тут же растащили, остальное погрузилось на илистое дно.
В 2009 году на дне Байкала глубоководные аппараты «Мир» на километровой глубине обнаружили металлические элементы, похожие на вагонный мост. Рядом, в грунтовых породах, были найдены блестящие бруски. Но взять пробы тогда так и не удалось, и миф так и остался мифом.
Источник: image.baikal.place
Памятник Колчаку в Иркутске / Фото: Wikimedia Commons (Kolchak1923)
Память о Колчаке в Иркутске
В 2003 году в Иркутске установили памятник белому адмиралу. Монумент находится недалеко от того места, где его расстреляли ранним утром 7 февраля 1920 года. В описании палача в исторических документах сказано, что Александр Колчак лично командовал расстрелом, поскольку рядом не нашлось никого равного или превосходящего его в звании. Тело убиенного спустили под лёд Ушаковки, и его унесло течением.
По версии историка Юрия Чайковского, Колчака, скорее всего, расстреляли на территории тюрьмы. Авторитет военачальника был слишком велик, чтобы рисковать и выводить его за территорию.
В иркутском СИЗО есть камера-музей, где адмирал провел свои последние дни.
На улице 5-й Армии в Иркутске действует Харлампиевский Михайло-Архангельский храм. Здесь в 1904 году Александр Колчак вечался со своей женой Софьей Омировой.
Источник: baikal-place.livejournal.com
Свежие комментарии