22 сентября 1943 года Адольфу Гитлеру доложили об убийстве гауляйтера генерального округа Белорутения Вильгельма Кубе, которого взорвали в его собственном доме. Для партизанского движения гибель палача белорусского народа была крупным успехом. Но для жительницы Минска, которая непосредственно осуществила ликвидацию Кубе, это обернулось личной трагедией.
Горничная с миной
Вильгельм Кубе подписал себе приговор ещё в 1941 году, приняв на работу в качестве прислуги Елену Мазаник – в прошлом комсомолку, официантку столовой совнаркома БССР (и по некоторым данным, сотрудницу НКВД). С первых дней оккупации девушка трудилась прачкой и уборщицей в немецких воинских частях и была на хорошем счету. Мазаник не замышляла зла против хозяина дома, пока в 1942 году через другую служанку не вышла на участников партизанского отряда «дяди Коли» (под этим именем был известен командир Пётр Лопатин). Партизаны предложили горничной, воспользовавшись служебным положением, устранить белорусского гауляйтера. Мазаник согласилась – у неё был повод ненавидеть немцев за разрушенную во время бомбардировок квартиру. Кроме того, как упоминается в советской литературе, девушка натерпелась издевательств от солдат.
Партизаны думали, что Мазаник сможет отравить Вильгельма Кубе мышьяком, но та объяснила, что от яда первым погибнет малолетний ребёнок. Так возник новый план – использовать взрывчатку с часовым механизмом. Мину передала Елене Мазаник партизанка Мария Осипова. Горничной оставалось пронести взрывное устройство в особняк на Театерштрассе, не подвергнувшись при этом обыску. И это ей удалось. Обманув бдительность охраны, Елена направилась в спальню на втором этаже, где должна была навести порядок. Мину партизанка заложила прямо в кровати Кубе, под матрасом. Взрывы прогремели, когда Елены Мазаник уже не было в Минске. Служанка сказала жене гауляйтера, что у неё болит зуб, и когда та отпустила её с работы, уехала на базу партизан в деревню Янушкевичи. Сам Вильгельм Кубе вернулся домой в первом часу ночи и вскоре лёг в постель. Вероятно, гауляйтер Белоруссии уже спал крепким сном, когда в 1:20 (по другим данным – в 0:40) сработал часовой механизм. Его беременная супруга при взрыве не пострадала.
Страх на всю жизнь
За проявленное мужество Елене Мазаник присвоили звание Героя Советского Союза. Она написала документальную повесть «Возмездие», а также стала героиней художественного фильма 1958 года «Часы остановились в полночь». Мазаник регулярно выступала на телевидении, рассказывала о своём подвиге пионерам. Убитого Вильгельма Кубе она называла не иначе как «зверем». В то же время жительница Минска понимала, что случившееся не было обычной партизанской акцией, так как она обманула доверие людей, знавших её близко. У Вильгельма Кубе остались трое сыновей и жена Анита, которые могли желать мести горничной. Поэтому жизнь Елены Мазаник проходила в постоянном страхе.
Семья убитого действительно помнила о служанке. В 1970-х годах Мазаник получила первое письмо от Аниты Кубе, но не стала его читать, опасаясь, что бумага может быть отравлена. Минчанка прекратила всякую общественную активность и начала переезжать с одной квартиры на другую, сменив шесть адресов. Впрочем, в посланиях Аниты, которая прежде обзывала славянскую прислугу «свиньями», теперь не было ничего, кроме христианского смирения и прощения.
Вот отрывок из письма 1992 года: «Да благословить тебя Господь, Елена!<...> Мы, люди, не знаем, почему Господ допускает в нашей жизни такие события, мы можем только молиться» (стиль сохранён, цитируется по книге Розы Станкевич «Беларусь – моя судьба»).
Когда Елена Мазаник, наконец прочитав письма, поняла, что опасность ей не угрожает, было уже слишком поздно – её психика была подорвана постоянной тревогой. Она нервно реагировала на каждый шорох и, по иронии судьбы, не могла ужиться ни с одной домработницей. Женщина так и не вышла замуж, а ухаживавшая за ней в старости племянница продала её медали на чёрном рынке. Елена Мазаник скончалась в 1996 году в возрасте 82 лет.
Свежие комментарии