На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 677 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Массовый суицид в нацисткой Германии перед приходом Красной Армии

В апреле–мае 1945 года Германию охватила волна массовых самоубийств. В каждом конкретном случае причины суицида были свои, однако всех их объединяло чувство безысходности, во многом внушенное пропагандой гибнущего рейха.

Нет иного выхода

Еще в начале 1945 года пастор мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине Герхард Якоби предостерег прихожан от опасности эпидемии массовых самоубийств.

Священнослужитель не был пророком, однако ему пришлось выслушать многих членов общины, которые доверительно сообщили, что припасли на крайний случай ампулу с ядом.
В конце апреля 1945 года опасения Якоби подтвердились. Немцы стали массово сводить с жизнью счеты: глотали цианистый калий, перерезали вены, вешались, топились, стрелялись. Иной раз довершить начатое удавалось только со второй попытки. Самое страшное, что зачастую родители на тот свет вместе с собой отправляли и детей.
По данным статистического сборника за 1949 год «Берлин в цифрах» в германской столице суицид совершили, по меньшей мере, 7000 человек, однако, по мнению историков, эта цифра сильно занижена. Значительная часть самоубийств пришлась на конец апреля – период, когда советские войска были на подступе к городу. Что касается общих цифр, то по подсчетам различных источников, решение уйти из жизни приняли от десяти до ста тысяч немцев.

«Хаос чувств»

Что же побудило немцев в массовом порядке расставаться с жизнью? На этот счет не существует единого мнения. Германская пропаганда пыталась всю ответственность переложить на советскую сторону, однако послевоенные исследования показали иную картину. Местные жители рассказывали не о бесчинствующих красноармейцах, а о русских солдатах, которые приходили на помощь мирному населению: они вытаскивали из рек шедших топиться вместе с детьми матерей, они перевязывали раны тем, кто пытался вскрыть себе вены.
Немецкий историк Флориан Хубер, долгое время занимавшийся проблемой массовых самоубийств в Германии, размышлял, что же заставляло людей вешаться на деревьях, топиться в реках и травиться? Был ли это нацистский фанатизм, боязнь репрессий или чувство вины за национал-социализм? Историк отвечает так: «Все эти факторы сложились в одно. К ним также добавился психологический эффект, сделавший суицид почти инфекцией».
«Если вы, находясь в кафе, видите, как все вдруг начинают убивать себя, то, возможно, и вы совершите суицид», – предполагает Хубер. По его мнению, наиболее удачный термин, передающий то, что произошло в Германии в конце апреля – начале мая 1945 года – «хаос чувств».
Было немало случаев, когда к суициду людей подтолкнул крах надежд, которые они связывали с идеями национал-социалистической Германии во главе Гитлером. «Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?», – записал 9 мая 1945 года в своем дневнике профессора Йоханесс. В то же день он застрелил свою жену, а затем пустил пулю в лоб себе.

Кровавый Деммин

С печальной славой Берлина, ставшего лидером среди немецких городов по числу самоубийств в конце войны, может посоперничать небольшой городок восточной Померании Деммин. Там в период с 30 апреля по 4 мая 1945 года по приблизительным подсчетам свело счеты с жизнью от 1200 до 2500 горожан. Примечателен тот факт, что большинство самоубийц принадлежали вполне респектабельному слою немецкого общества.
Подсчет жертв самоубийств в Деммине начала вести дочь кладбищенского садовника, остановившись на 612 случаях суицида. Сегодня этот документ находится в городском музее. Напротив каждого имени стоит дата и причина смерти. Исходя из списка жертв, пик самоубийств пришелся на 2 мая, а самыми распространенными средствами суицида были: огнестрельное оружие, бритвенные лезвия, различные ядовитые вещества, а также удушение и утопление.
Учитывая, что в Деммине в 1945 году проживало около 15-16 тысяч жителей, по усредненным данным самоубийство там совершил каждый седьмой житель. В чем же особенность этого городка, который по числу суицидов на каждые 100 жителей намного опередил Берлин? Историки объясняют это географией. Деммин располагался между реками Пене и Толлензе, и после решения германского командования взорвать мосты он превратился в настоящую западню.
Многие жители Деммина убежденные немецкой пропагандой, что в случае прихода в город Красной Армии их ждет страшный конец, без долгих раздумий решали свести счеты с жизнью. Однако не все становились жертвами массового помешательства. Например, Барбель Шрайнер, которой в конце войны было шесть лет, вспоминает: «Я все еще помню реки, красные от крови. Если бы мой брат не остановил маму, она бы утопила нас обоих».
Случалось, что намеченное групповое самоубийство по каким-то причинам не удавалось довести до конца, и тогда выжившим приходилось долгие годы нести на себе всю тяжесть содеянного. В 1959 году по обвинению в совершении нескольких убийств перед немецким судом предстал 55-летний житель Мекленбурга Пауль Китель. Тогда в 1945-м он застрелил жену, двух сыновей, однако на него самого патронов не хватило.
В настоящее время каждый год 5 мая в городской церкви Деммина играют «Реквием» Моцарта. По мнению горожан, это наиболее подходящий способ, чтобы выразит скорбь по жертвам той страшной трагедии, которая разыгралась весной 1945 года.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх