Если не соблюдать издревле установленных обрядов
или тем более отменить их,
то все перемешается и возникнут настроения.
..
Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших родителях,
да и живым служить перестанут...
Конфуций
Места и типы захоронений
Наиболее распространенными типами погребений в древности были кремация (сожжение) и ингумация (захоронение в земле). Так поступали, например, древние народы Ирана, калифорнийские индейцы, племена Латинской Америки (ацтеки и другие), германцы (свевы). При кремации тело покойного сжигали на костре, затем тщательно собирали кости и захоранивали. Обряд публичного сожжения покойника до сих пор активно практикуется в Индии.
В Индии широко было распространено самосожжение женщин. Но виною здесь выступает религиозно-этническая традиция, которая повелевает жене после смерти мужа совершить сати (сутти), что в переводе с санскрита означает "преданная жена" - сожжение на кремационном костре мужа. Упоминание об этом обряде есть еще в священной книге жрецов арийских племен Ригведе. Это значит, что обычаю как минимум 3 тысячи лет. Традиция сохранилась в Индии и до наших дней. Лишь за февраль 1986 г. в Бомбее зарегистрировано 50 случаев сати, в Мадрасе - 147, в Индоре - 144, в Хайдарабаде - 80. Из-за этого обычая процент самоубийств женщин в Индии в несколько раз выше, чем у мужчин.
"Когда-то сати считалось своего рода привилегией избранных, - пишет И. Караванов, который подробно изучил этот вопрос. - Его совершали лишь вдовы правителей и военачальников. В гигантском погребальном костре махараджи Виджаянагара одновременно нашли смерть три тысячи его жен и наложниц. С телом последнего раджи Танджора сгорели две его жены. Их обугленные кости были измельчены в порошок, смешаны с вареным рисом и съедены 12 жрецами одного их храмов во искупление грехов умерших.
Постепенно самосожжения распространились на представителей высших каст и начали означать не только выражение преданной любви и супружеского долга, но и верность своему господину после смерти".
В 1987 г. в Индии установлена уголовная ответственность за подстрекательство к сати и даже за его совершение (если, конечно, женщине удается остаться живой), но количество жертв не уменьшается.
Обряд кремации покойника и сожжения вдовы на его погребальном костре сохранился в Индии и поныне. Сожжение одновременно с мужем называется саха-ма-рана (совместная смерть). Одиночное сожжение называется ану-марана. Если в день, когда назначена кремация мужа, у вдовы месячные, то ее сати откладывается.
Совершив обряд омовения, облачившись в лучшие одежды, вдова с распущенными волосами следует на берег реки или озера - традиционное место совершения сати. При этом она окружена родственниками, которые, образовав вокруг женщины круг, идут рядом.
Исследователь этого обряда И. Караванов пишет, что, "согласно традиции, каждый, кто встретит на своем пути траурную процессию, должен присоединиться к ней.
Носилки с покойным устанавливают на погребальном костре, устроенном наподобие ложа. Поверх него набрасывается покрывало, расшитое ритуальным узором.
У костра вдова снимает все украшения и раздает их близким. А те угощают ее засахаренными фруктами и передают устные сообщения для усопших родственников. Женщину трижды обводят вокруг умершего, поддерживая ее под руки. В последний момент силы часто оставляют вдову, и она беспомощно повисает на руках сопровождающих. Жрец быстро произносит траурные мантры и окропляет ее водой из Ганга (вода Ганга считается у индусов священной). Вдове помогают подняться на костер. Она садится с левой стороны от мужа и кладет его голову себе на колени.
Кто-нибудь из родственников поджигает поленья... Чтобы женщина не выбросилась из костра, ее ноги приковывают к тяжелым плахам железными цепями. Раньше бывало, что брахман дубинкой оглушал обезумевшую от боли женщину, если она выскакивала из костра. Чтобы притупить боль, вдовы перед самосожжением часто принимают особый наркотический напиток".
Сандаловые дрова розового цвета, которые обычно используют для погребального костра, продаются на вес на городских базарах. Оставшиеся после кремации уголья и золу, порой еще дымящиеся, высыпают в реку.
То, что в глазах европейцев является дикостью, для многих индусов - духовное возвышение, подвиг, надежный способ искупить грехи или, по крайней мере, улучшить карму, чтобы меньше страдать в следующим воплощении.
Протоиндоиранцы, принадлежавшие к одной из "ямных" степных культур, хоронили знатных сородичей на дне глубоких колодцев, покрытых земляными курганами. Простолюдинов в соответствии с их званием просто зарывали в землю.
Зороастрийцы, которые преклонялись перед огнем и не хотели осквернять его мертвой плотью, оставляли труп в каком-либо пустынном месте (на каменистых склонах), где его пожирали птицы-стервятники и питающиеся падалью звери. Для зороастрийцев было важно, чтобы мертвое тело, оставленное на съедение птицам и зверям, не соприкасалось с землей, водой и благородными растениями. Обглоданные, обветренные, высушенные солнцем кости собирали и хоронили так же, как в обрядах индоарийцев.
В средние века у иранцев - последователей маздаистского культа, возникла практика оставления трупов на особых похоронных башнях - дакмах, прозванных позднее "башнями молчания". Снаружи дакма имела прямую цилиндрическую форму; внутри она была ступенчатой, с колодцом посредине. Три концентрических круга углублений внутри башни предназначались для раздельного положения умерших: первый круг углублений для мужчин, второй - для женщин, последний - для детей. Умерших, раздетых догола, клали в углубления, и спустя некоторое время, когда стервятники делали свое дело, обглоданные ими кости сбрасывали на дно колодца. Современные последователи маздаизма - парсы до сих пор хоронят своих умерших в дакмах.
Народы, населявшие территорию Анатолии в VII-VI тысячелетии до н. э., тоже раздельно хоронили мужчин и женщин. Погребения женщин зачастую устраивали под полами некоторых святилищ (это было связано с культом женщины-богини, женщины-жрицы, символизировавшей единство жизни и смерти). Прочих же покойников (мужчин и детей) нередко хоронили прямо под полами жилых домов.
Сарматы, меоты и другие народы, населявшие в античный период Причерноморье, рыли простые земляные ямы прямоугольной или овальной формы; иногда их стенки выкладывали плитами, иногда перекрывали сверху камнем. Существовала форма так называемой подбойной могилы - с нишей, вырытой в одной из стенок могильной ямы. В ранних захоронениях глубина могил доходила до четырех метров, позднее стали ограничиваться полутора метрами. Для людей богатых приготавливали могилы с заплечиками (ступеньками). Заплечики использовали для перекрытия могилы досками или камнями. Изредка встречались парные захоронения. Над могилой выкладывался круг из камней или насыпался мелкий камень. Иногда еще к этому добавляли высеченную из известняка четырехугольную плиту, завершающуюся диском,- примитивное изображение человека.
У чеченов и ингушей старые могильники состояли из каменных склепов, сложенных таким образом, что тела умерших практически изолировались от земли и воздуха.
Торайя (Индонезия) отроят усыпальницы на высоких сваях, а изогнутые вверх крыши складывают из расщепленных стволов бамбука. Наружные деревянные панели строения покрыты сложным орнаментом, элементы которого - листья деревьев, переплетенные корни морских растений, животные, восходящее солнце и так далее. При этом изображение солнца как творца жизни располагается ровно между двумя изгибами кровли. Затем приступают к строительству "лаккина" - огромного катафалка. На нем покойника везут в "поле смерти". Вокруг "поля" возводят временные жилища, предназначенные для всех, кто желает принять участие в погребальной церемонии.
Индонезия. Сулавеси. Семейное кладбище.
Коренные племена острова Тасмания (ныне полностью вымершие) использовали три типа захоронения умерших: воздушное погребение, зарывание в землю и кремацию. Иногда над костями, оставшимися после сожжения тела, воздвигали шалашик из крупных ветвей и коры.
На Самоа, Тонга, Маркизских островах, если умирал вождь, его тело бальзамировалось и помещалось в особую усыпальницу. Рядовых же членов племени зарывали в землю, пускали в лодке в море, иногда применяли воздушный способ захоронения - на дереве или на деревянном помосте.
Традиционный способ погребения у канадских эскимосов - наземный в специальных дощатых гробах.
Меланезийцы (Ново-Гебридские острова) до сих пор хранят черепа умерших в особых святилищах, в так называемых "мужских домах". Иногда при изготовлении тотемных кукол в качестве головы используют черепа предков.
Латиноамериканская народность чибча (муиски), располагавшаяся на территории современной Колумбии, своих наиболее храбрых воинов мумифицировала; их тела считались священными. Некоторые из этих мумий продолжали участвовать в жизни своего народа - во время битв их на носилках доставляли в самое пекло сражения для воодушевления воинов.
Западные и восточные славяне до принятия христианской веры предпочитали кремацию, южные же, как правило, хоронили в земле и над могилой насыпали курган. Позднее курганную систему захоронений переняли у славян скифы и сарматы. Хотя курганы разных видов встречаются у многих народов мира, скифы оставили наиболее впечатляющие курганные погребения. При похоронах царей и скифской знати погребальные сооружения опускали в грунт на 10-12 метров и сверху устраивали насыпи до 20 метров. Камеры, где находились тела усопших, соединялись с выходными ямами при помощи подземных коридоров. Отдельно (но под общей насыпью) устраивались могилы для слуг (оруженосцев, виночерпиев и т. д.), а также для коней. Иногда дополнительные гробницы "впускали" в готовый курган.
В некоторых регионах, где проживали славяне, до крещения Руси было распространено водное погребение, а также соединение водного погребения с кремацией - сожжение в лодке, пущенной по реке. Вятичи, как свидетельствуют летописи, еще в XI веке активно практиковали трупосожжение.
Айны (Дальний Восток) первоначально хоронили мертвых недалеко от хижин; впоследствии стали устраивать отдельные кладбища. При этом применялись захоронения двух типов: подземное, с установкой надгробия, и наземное, когда тело помещали в ящик в форме домика.
Айну. Могила последнего тоена курильцев в Мало-Курильске.
При захоронении в земле в качестве гробов айны зачастую использовали плетеные циновки, в которые заворачивали покойника. Если умирал вождь, его тело бальзамировали, высушивали и хоронили не ранее чем через год.
Некоторые народы считали чрезвычайно важным выбор места для кладбища. Еще в Древнем Китае существовало гадание под названием фэнь-шуй ("ветер и вода"). С помощью его даосские жрецы определяли благоприятные и неблагоприятные места как для жизни людей, так и для их погребения. Историки упоминают о случаях,, когда по указаниям жрецов тела умерших родственников переносили из "неблагоприятной" могилы в "счастливую".
У викингов до XI века встречалось погребение усопших в ладье; одно из таких захоронений найдено на территории Саффолка в Саттон Ху.
Среди других типов могильников можно назвать: поле погребальных урн (керамические урны с прахом кремированных; известны в культуре Кишапоштаг в Венгрии, в культуре Кырна в Румынии, в Северной Италии, у кельтов и др.); дольмен, камерная гробница, галерейная гробница (культура Сены - Уазы - Марны), дюсс (циста из плит, перекрытая камнями, с числом погребенных от 1 до 6; характерно для Северной Европы), толос (камера в форме улья; известна в районе Эгейского бассейна), каменные пирамиды.
Пирамиды - погребальные монументы фараонов и символ древнеегипетской цивилизации - возникли далеко не сразу. Строить гробницы по типу домов египтяне научились в период герзейской культуры. Наиболее богатые члены общины украшали свои усыпальницы настенными рисунками, связанными с верой в загробную жизнь, тотемами, магией, некоторыми космогоническими концепциями. Египтолог Пьер Монтэ так описывает частную гробницу:
"Подземная камера на дне шахты предназначалась для покойного. Когда его укладывали в саркофаг и совершали последние обряды, камеру замуровывали, шахту засыпали, и никто больше не смел тревожить его покой. Но над шахтой сооружали настоящий маленький храм, открытый для живых. Он выходил фасадом во двор, где стояли стелы с надписями: восхищенные потомки могли узнать о деяниях и добродетелях покойного. Иногда на таком дворе возле маленького водоема ухитрялись выращивать пальмы и сикоморы. Со двора посетитель входил в прекрасно украшенный зал. Даже потолок был ярко расписан растительным или геометрическим многокрасочным орнаментом. На стенах и на колоннах изображали наиболее характерные сценки из жизни усопшего... Совершив обход всего зала, посетитель входил в широкий коридор. На одной его стене он видел покойного на ладье, плывущей в Абидос, и другие эпизоды похорон, совершенных по всем правилам. Коридор приводил в последний зал, где были изображены богоугодные деяния покойного. Он поклоняется богам, совершает в их честь возлияния, подает им зажженную курильницу, поет гимны. А взамен получает свежую пищу как награду за свою веру и предусмотрительность".
При фараоне Хеопсе (Хуфу) для обозначения пропасти между царями и смертными (даже если эти смертные - высшая знать) ведено было усыпальницы сановников изготавливать одинакового размера. В них уже не было ни настенпой росписи, ни отдельного культового помещения, исчезли скульптуры умерших, обязательные во времена Снофру. Статуя умершего в полный рост дозволялась лишь в усыпальнице царя.
Впрочем, царские усыпальницы всегда были намного роскошнее всех прочих. Сохранились огромные погребальные сооружения в виде дворцовых комплексов для царей I династии (XXIX в. до н. э.). Прямоугольные в основании, они обнаруживают сходство с палатками вождей верхнеегипетских пастушеских племен; их форма и материал - от земляной насыпи до усеченных пирамид из сырцового кирпича.
Изменения в религиозных культах постепенно приводили и к изменениям в погребальной архитектуре. Во времена III династии погребальные пирамиды становятся ступенчатыми, а позднее приобретают знакомую нам строгую геометрическую форму.
Но мало построить гробницу или пирамиду - нужно еще обеспечить в ней жизнь покойника. По представлениям древних египтян, вечная жизнь зависела от сохранности телесной оболочки. Для этого применялось бальзамирование трупа. Суммируя сведения, сообщенные Геродотом и Диодором, Пьер Монтэ пишет о трех способах обработки тела:
"Бальзамирование "по первому классу" требовало много времени и забот. Из головы трупа извлекали мозг, из тела - все внутренние органы, за исключением сердца, обрабатывали и укладывали в сосуды-каноны. После двойной промывки внутренние полости вместо извлеченных органов заполняли благовониями. Затем тело помещали в натрон, который египтяне использовали для самых разнообразных нужд, в частности для дезинфекции домов. Через 70 дней тело тщательно обмывали и заворачивали в пелены, широкие льняные полосы, пропитанные камедью и смолами. Для этой работы требовалось, как минимум, 15 различных веществ: пчелиный воск, чтобы покрыть им уши, глаза, нос, рот и разрез, сделанный бальзамировщиком, кассия и корица, "кедровое масло", которое в действительности извлекали из можжевельника, камедь, хна, ягоды можжевельника, лук, пальмовое вино, всевозможные смолы, древесные опилки, вар и гудрон и, разумеется, натрон...
Когда работа заканчивалась, тело представляло собой скелет, обтянутый кожей, однако покойного все-таки можно было узнать, несмотря на ввалившиеся щеки и сморщенные губы... Наступало время одеть и украсить мумию. На нее вешали ожерелья, пекторали и амулеты, надевали браслеты, напальчники и сандалии. На разрез, сделанный бальзамировщиком, чтобы вынуть внутренние органы, клали толстый золотой лист с выгравированными на нем четырьмя божествами-хранителями канон по краям и глазом "уджат", который обладал свойством залечивать раны. Между ногами мумии клали копию Книги мертвых - необходимого путеводителя по загробному царству. Затем все тело забинтовывали льняными пеленами. На лицо клали маску. У частных лиц она делалась из полотна с гипсовой штукатуркой, у фараонов и знати - из золота... Все покрывал последний саван".
Столь длительные и тщательные приготовления приводили к тому, что разрыв между смертью и погребением тела составлял не менее двух с половиной месяцев.
Для бедных процесс бальзамирования был упрощенным. Тело не вскрывали, внутренние органы оставались на месте. Бальзамировщик ограничивался введением в тело через задний проход специальной жидкости со смолой можжевельника да еще некоторое время выдерживал покойника в натроне. Тут и сроки погребения, естественно, были короче в несколько раз. Зато у мумий бедных людей не было поводов для тревоги - ведь их посмертный покой никто не нарушал. А вот царские усыпальницы всегда притягивали взор желающих поживиться сокровищами властителей.
Как известно, могильные камеры фараонов тщательно прятали в пирамидах. Опасаясь грабителей, египтяне устраивали ложные камеры, ловушки и тому подобные сооружения. Помогало это не всегда. Так, в начале царствования XXI династии, меньше чем за 30 лет, были вскрыты и ограблены почти все гробницы в Долине царей и в Долине цариц. Для спасения мумий везиры и великие жрецы Амона нередко извлекали их из саркофагов и хоронили в потайных местах без украшений и золотых масок. Когда в 1945 году в Долине царей, в Луксоре, была обнаружена гробница фараона Сети I - отца Рамсеса II, внутри ничего не оказалось. Действительное захоронение, искусно спрятанное, так и не было найдено.
Проблема ограбления усыпальниц знати всегда была проблемой интернациональной. Так, монголам пришлось спрятать могилу своего знаменитого предводителя Чингисхана на степном пастбище. Сохранилось древнее предание, в котором говорится: "Один тюркский полководец доставил его (Чингисхана) тело на родину. Он зарыл четыре гроба в разных местах, окружил подлинную могилу стражей (имеется в виду не сама могила, а территория пастбища вокруг горы площадью примерно 240 квадратных километров) и в течение трех месяцев пас здесь тысячи коней. После этого он предложил награду тому, кто обнаружит, где находится могила. Но никто не смог найти ее". Огромную территорию, на которой был захоронен Чингисхан, на протяжении 700 лет охранял род Дархац, пока в первой половине XX века его насильственно не переселили в другое место. (Аналогичное предание существует о погребении грузинской Тамар.)
Аларих, предводитель готов, разрушивших Рим, после смерти был упрятан еще надежнее, чем Чингисхан. Соплеменники великого вождя соорудили временную плотину, перегородив реку и направив ее воды в сторону. На обнажившемся дне была вырыта могила и в ней с подобающими почестями погребен в золотом гробу Аларих. После похорон плотина была разрушена, и река укрыла смертное ложе короля вестготов. По традиции, принятой у многих народов древности, участники погребения были тут же поголовно убиты, дабы не могли выдать тайну места захоронения. Перебили и тех, кто участвовал в погребении вождя гуннов Атиллы. Так же поступили китайцы со строителями гробницы императора Цинь Ши-хуана.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ
В обществе существуют самые различные способы избавления от умерших людей. Тела оставляют на земле или помещают на ветви деревьев, погребают в специальных домиках, могилах, склепах или кремируют. Во многих племенных обществах спустя определенное время погребенное тело извлекают, очищают и снова хоронят в общей могиле.
Разные погребальные действия часто сопровождались обрядами, назначение которых, по утверждению антропологов, состояло в том, чтобы укрепить общность людей, восстановить связи, ослабевающие из-за смерти одного из членов коллектива. Цель этих обрядов очевидна, несмотря на все их различие. Им предопределено было содействовать беспрепятственному переходу души усопшего в загробный мир, уберечь ее от превращения в злого духа. Во многих обществах с помощью обрядов стремились осуществить реинкарнацию кого-либо из умерших или его души.
Важное значение в этой связи придавалось проблеме, когда в истории произошли первые похороны. Особый интерес объясняется тем, что, как предполагается, проведение погребальных действий подразумевает осознание смерти и чувства скорби, а следовательно, начало подобной практики означает зарождение религиозного чувства. Однако же при существовании разнообразных способов избавления от тел умерших их применение не имеет четкой обоснованности. Антропологи изучали общества, в которых погребение было под запретом, поскольку считалось, что подобное затрудняет исход души из тела и ее вознесение на небеса. И все же нет основания думать, что у людей не было религиозного чувства или что они не заботились относительно будущего своих усопших до того, как погребальная практика стала общепринятой. Возможно, именно вследствие придаваемого значения погребальным действиям, похоронный обряд стал нормой в современном обществе, как в Европе, так и в Америке.
В определенной степени форма похоронного процесса, признанного обществом, зависит от таких факторов, как окружающая среда и общий стиль жизни. Для племен, занимавшихся охотой и собиранием плодов, особенно кочевых племен, более привычным было оставлять тела усопших на поверхности, тогда как оседлые народы отдавали предпочтение погребению.
Подобная взаимосвязь не установлена со всей определенностью, и потому затруднительно сделать точный вывод. Однако же очевидно, что признанные способы избавления от умерших соплеменников обычно имели объяснения в соответствии с местными религиозными верованиями.
Широко распространен страх перед смертью. По словам Джеймса Фрейзера, автора "Золотой ветви", этот страх, вернее сказать, это почтительное отношение к покойнику, и породил в племенных обществах целый ряд действий, связанных со смертью. Предпринимались разнообразные меры, чтобы душа покойного не смогла найти обратного пути домой. Если смерть настигала человека в доме, в стене проделывали дыру для выноса тела покойного, а затем ее заделывали, чтобы преградить дорогу обратно. И это при том, что вынос тела можно было осуществить через достаточно большие двери или окна. На Соломоновых островах похоронная процессия возвращается домой по другой дороге, избегая той, по которой несли тело усопшего для погребения, тоже для того, чтобы душа не вернулась.
Подношения покойному
Во многих обществах тело умершего туго пеленали и даже калечили, полагая, что подобные меры уберегут духа от "бродяжничества". В юго-восточной Австралии племена аборигенов на Герберт-Ривер ломают покойнику обе ноги и пробивают легкие, желудок и другие органы, чтобы дух его не причинял вреда людям.
Духов обычно боятся в первые дни после смерти, потому что они еще не начали путешествия к новому месту обитания и наиболее могущественны. В то время как одни средства используются для того, чтобы препятствовать возвращению духа, другие применяются для отправления души в ее странствие. Племена Герберт-Ривер погребают умершего человека со всеми его личными пожитками, а в месте погребения оставляют пищу и воду. Свои личные вещи он заберет с собой, а вода и пища будут его поддерживать в пути. В других случаях могли приноситься в жертву рабы и животные, которые погребались вместе с покойным, особенно если человек занимал важное место в обществе. Тело располагалось таким образом, чтобы лицо было обращено в противоположную от селения сторону, в направлении к Стране мертвых. Цель подобных действий была схожей: помочь душе быстро и беспрепятственно достичь загробного мира. Мусульмане хоронят своих покойников головой к Мекке, христиане — обычно головой на восток, многие племенные общества располагают своих умерших по направлению к Стране предков.
Надписи на могильных камнях восхваляют умерших и выражают надежду на их бессмертие. В некоторых случаях на могилы кладутся магические предметы или железные изделия, чтобы предохранить душу от скитания.
Все кладбища являются священным местом. Слово "кладбище" происходит от греческого, означающего "место отдохновения". Первоначально оно применялось по отношению к римским катакомбам, затем к местам, освященным церковью, позже к любым местам захоронения умерших. На кладбищах высаживались особые породы деревьев, например, в Китае кипарис и сосна. Бытовало верование, что они придают душам умерших силы для их путешествия в иной мир.
Анимистические представления о душе более сложны по сравнению с представлениями западных религий. Зачастую в этих воззрениях присутствует не одна душа или духовная сущность, а несколько, каждую из которых ожидает после смерти своя судьба, или же после смерти душа подлежит разделу. Таким образом помимо переселения в загробный мир другую душу или духовную сущность личности могло ожидать перевоплощение, и некоторые погребальные действия стремились облегчить этот процесс. Показательным в этой связи является место, где оставляют или погребают тело умершего. Несмотря на то, что духов боялись, порой захоронение происходило в домах, где прежде жили усопшие. Особенно это применялось в отношении умерших младенцев или маленьких детей: полагали, что души их были слишком неразвиты, чтобы причинять вред. Верили, что захоронение детей внутри дома или поблизости от него поможет их душам в надлежащий момент легко найти дорогу обратно к своей матери.
Не только порядок расположения тела, но и обряды, сопровождавшие похоронные действия, выполняли тройную функцию:
1) предохранить живых от возвращения духа, способного причинить вред;
2) помочь душе перебраться в загробный мир;
3) облегчить душе процесс реинкарнации.
По форме ритуалы и обряды различаются, но повсеместно считается, что успешное достижение поставленных целей зависит от надлежащего соблюдения принятых правил, не допускающих никаких отступлений и упущений. Во многих обществах существуют разработанные ритуалы, которые могут включать проведение пиров и других празднеств .
Иногда между погребением и завершающей церемонией проходит год, а то и больше. В подобных случаях погребальные действия часто оканчиваются обрядом вторичного захоронения, при этом тело умершего извлекается, кости очищаются и его погребают вновь обычно вместе с другими, имевшими общее происхождение по родовому или племенному признаку. Временной промежуток отводится потому, что часть души усопшего продолжает оставаться в теле, и освобождение ее происходит только после полного разрушения плоти. Французский социолог Робер Эре, первым обративший внимание на подобные обычаи, считает, что кремация возникла как способ ускорить этот процесс. Во всяком случае верили, что только после заключительной церемонии душа умершего достигает загробного мира. И только тогда может быть назначен его преемник, его имущество может перейти к наследникам, а его бывшая жена вновь выйти замуж.
~*~ МАДАГАСКАР ~*~
Примерно 160 миллионов лет назад от Африки отделился небольшой участок суши, который с того времени спокойно плавает в Индийском океане и каждый год отдаляется от своей родины в сторону юго-востока примерно на два сантиметра. Таким образом он удалился уже на 400 километров.
Все как тысячи лет назад
После отделения от континента Мадагаскар стал совершенно самостоятельным островом со своей самобытной флорой и фауной. Со временем на острове обосновались арабы и европейцы, распространились здесь христианство и ислам, но местное население не забывало свою первоначальную религию. Местные жители; как и тысячелетия назад, почитают духов природы. И, что самое главное, они очень уважают умерших. Здесь нет никаких иносказаний, и в этом может убедиться любой турист, решивший принять участие в весьма необычном ритуале, который называется фамадихана. Но - обо всем по порядку.
Незнание фаду не освобождает от ответственности
До прихода на Мадагаскар французов во второй половине XIX века самыми уважаемыми людьми здесь были шаманы. Они живут здесь и в наши дни, но роль их в жизни аборигенов уже не столь значительна. Главная их задача - наблюдать за тем, чтобы люди не нарушали неписанные законы и запреты предков, которые называются фаду. Есть на острове места, куда нельзя заходить, существуют темы, которых не следует касаться в разговоре. Это все - фаду. И каждый местный житель знает - что можно, а чего нельзя. А вот иностранный турист, находящийся в полнейшем неведенье, вполне может неписанный закон нарушить и оказаться в смертельной опасности. Горячие мадагаскарские парни вполне способны если не убить, то хорошенько поколотить невежду. Поэтому каждому гостю Мадагаскара необходим хороший проводник, который расскажет ему о фаду.
Коровьи страдания
На Мадагаскаре куда ни глянь - повсюду обширные пастбища, на которых пасутся сотни и сотни коров. И, надо сказать, животных этих здесь разводят не ради мяса и даже не ради молока. Во-первых, буренки на Мадагаскаре - знак богатства и могущества их хозяина. Чем больше коров в хозяйстве, тем выше общественное положение их владельца. Но и это не главное. Дело в том, что эти животные - обязательные участницы большинства местных ритуалов. На острове есть обычай - на каждую могилу нужно положить коровьи черепа или хотя бы рога. Чем более уважаемым был при жизни покойник, тем больше костей должно лежать на его могиле. Поэтому могилы известных малагасийцев (основное население Республики Мадагаскар) буквально завалены коровьими останками. Иногда во время похорон под ритуальный нож шамана отправляется больше сотни коров.
Похороны - радостное событие
Смерть на Мадагаскаре - большое событие. Иногда создается впечатление, что умерших здесь почитают больше, чем живых. Считается, что дух умершего, если его разозлить, может жестоко отомстить своему обидчику, поэтому надо его задабривать всеми возможными способами. Кладбища здесь священны. Мадагаскар не зря называют островом духов - именно их малагасийцы считают настоящими хозяевами острова.
К человеческой жизни на Мадагаскаре отношение простое - она слишком быстротечна, чтобы ею дорожить. Важно лишь то, что придет после смерти. Только тогда, согласно здешним представлениям, наступает настоящая жизнь. Мертвых хоронят в роскошных могилах. Поддерживается и старый обычай отправлять дорогих покойников в океан на маленьких лодках.
Похороны на Мадагаскаре напоминают веселый праздник. Люди громко разговаривают, смеются, часто поют и танцуют. Такое веселье может продолжаться на протяжении нескольких дней и ночей. Неуважение к мертвому - пожалуй, самое большое преступление на Мадагаскаре.
Встань и беги к могиле!
Нельзя не попрощаться с покойным, не проводить умершего в последний путь. На такое поведение наложено фаду. Тот, кто не участвует в похоронах, может и на своих похоронах остаться без провожающих. Этого боится каждый малагасиец.
Существует легенда, что человек, не уважающий усопших предков, после смерти должен похоронить себя сам на восточном побережье острова! Хочешь такой судьбы, тогда можешь не ходить на похороны родственника или соседа. Люди все запоминают. Усопшего нарушителя табу люди, конечно, навестят, но не для того, чтобы попрощаться. Они стоят над мертвым телом и приказывают ему, не уважавшему традиции, встать и самостоятельно отправиться к своей могиле. Малагасийцы из уст в уста передают истории, как мертвый действительно вставал и пешком отправлялся к могиле, в которую и падал. Истории эти рассказываются с таким серьезным видом, что невольно начинаешь сомневаться - а вдруг такое и в самом деле возможно?..
Загадочная девушка ездит автостопом
Жители города Туамасина, который находится на восточном побережье Мадагаскара, рассказывают о девушке, которая по вечерам останавливает проезжающие по местному шоссе автомобили и просит ее подвезти. Свидетели говорят, что она необычайно мила, и у нее в руках всегда несколько сумок. Обычно девушка просит высадить ее около одного из местных кладбищ, а выйдя из машины, неожиданно растворяется в воздухе. Многие водители видели загадочную девушку, но она никому не причинила вреда.
Но не все потусторонние сущности столь милы. Говорят, что мост Ампитатсаротра, соединяющий берега реки Ониве примерно в 90 километрах южнее столицы, города Антананариву, захватил злой дух. Непонятно, что он имеет против водителей, но уже несколько автомобилей по непонятным причинам упали с моста в реку. Выжившие утверждают, что мост неожиданно раздвоился перед их глазами, и они поехали в реку. Что же делать, чтобы преодолеть мост благополучно? Малагасийцы говорят, что нужно вежливо поприветствовать духа - хотя бы нажатием на клаксон. Перед мостом даже помещена табличка с необычным знаком, рекомендующим водителям посигналить.
Если усопшие заскучали
И в заключение расскажем о невероятном ритуале - фамадихана. Впрочем, невероятным он кажется лишь туристам, а местные жители не видят в нем ничего необычного.
Бывает так, что кому-то из малагасийцев во сне или даже наяву является дух умершего родственника и жалуется, что ему неуютно на том свете. Сразу после этого собирается семейный совет - для того, чтобы назначить день фамадиханы.
Родственники почившего устраивают богатый пир, на который приглашают гостей. Потом самые близкие отправляются к могиле, разрывают ее и достают останки, которые приносят домой, моют и заворачивают в новый чистый саван. После этого собравшиеся приходят поприветствовать покойного и просят его принять участие в пиршестве. Иногда собирается большая процессия, которая носит останки по деревне, чтобы показать усопшему места, где он любил бывать при жизни.
Когда наступает вечер, умершего относят на кладбище и трижды обносят вокруг могилы. Это нужно для того, чтобы он не мог выбраться оттуда и навредить живым. На этом фамадихана считается законченной.
Невероятно, однако во время фамадиханы из могил вынимают как давно истлевшие кости, так и полуразложившиеся трупы. Что же на это говорят санитарные врачи? Конечно, такой обычай их не радует. Поэтому сейчас на Мадагаскаре нужно заплатить за разрешение проведения фамадиханы. Деньги немалые. Но никто не позволит себе отказаться от древнего ритуала и тем самым проявить неуважение к умершим.
~*~ ГАНА ~*~
http://gorod.tomsk.ru/index-1307082070.php - о необычных гробах Ганы. С ними был связан вопрос tatias 3 июня 2011 г. 20:27 #
"Многие такие короткие, взрослый человек не влезет, для детей? или там все маленького роста?"
В замысловатых гробах, формой напоминающих самолет, хоронят своих родственников люди африканской народности га, проживающей в Гане. Эта народность составляет примерно восемь процентов населения республики. Кто-то, может быть, и не поймет истинных мотивов такого претенциозного погребения и примет это за чудачество аборигенов: ну зачем, спрашивается, зарывать в землю такую красотищу? Но для членов семьи, принадлежащей к упомянутой народности, погребение в гробе-самолете означает выражение глубокого почтения к покойному и, кроме того, намек на высокое положение, которое он займет в загробном мире.
Проживающие на океанском побережье с незапамятных времен га относятся к смерти с должным почтением как к последнему путешествию, которое человек совершает в своей земной жизни. А потому погребальная церемония есть именно проводы в дальнюю дорогу. Если человек хорошо жил, то и к предкам должен отправляться по-хорошему, с обильной едой, выпивкой, музыкой и, конечно же, в красивом гробу. Американский журналист Майк Ли, которому однажды довелось видеть такие похороны, говорит, что похороны в Гане больше напомнили ему рок-концерт, нежели скорбное прощание с покойником.
Впрочем, в Гане, как и во многих других странах мира, тоже используются незамысловатые прямоугольные гробы, но только не среди га. Да и некоторые другие жители этой республики, если желают показать, что провожают в иной мир человека заслуженного и уважаемого, непременно закажут гроб по индивидуальному, так сказать, дизайну. Или купят готовый, но особый, с изюминкой, с особым смыслом. Гроб должен показать всем, каковы заслуги почившего, каков его вклад в жизнь общества, каков достигнутый им социальный уровень. Кроме того, гроб нередко указывает на профессиональную принадлежность умершего. Фермеру могут сделать гроб в виде индюка, петуха, боба какао или кукурузного початка, а рыбаку — в виде огромного тунца, какой-нибудь иной рыбы, или, например, в форме лодки.
Вот скажем, Даниэл Теттей, который умер от малярии в возрасте 57 лет. Всю жизнь он прослужил на торговом флоте. Поэтому его гроб представляет собой двухметровую модель грузового судна, в котором друзья и родственники торжественно несут бывшего моряка к месту погребения.
Большинство таких гробов изготавливается ремесленниками в столярных мастерских в селениях Теши и Нингва, но продаются эти, с позволения сказать, изделия и в других местах, в том числе — прямо на улицах столицы Ганы — Аккры. Перечень вариантов “фасонных” гробов, которые можно купить или заранее заказать, просто нескончаем. Это может быть гроб в виде Библии, или перец, банан, леопард, слон, лев, рак, пивная бутылка, дом, даже уменьшенная копия собственной лавки. Могут соорудить и подобие музыкального инструмента, а какому-нибудь клерку в качестве усыпальницы выберут модельный башмак. Словом, изобретательность ремесленников просто поразительна, а уровень мастерства настолько высок, что иной раз язык не поворачивается назвать все это ремеслом.
Но, спрашивается, как же “чувствует себя” покойник в таком необычном последнем прибежище? А вот это, как считают га, совершенно не важно. Здесь не придают никакого значения тому, каким образом покойника разместят потом в столь причудливом гробу, в какой позе он будет там находиться. Можно согнуть его и даже свернуть калачиком, если удастся, — для души усопшего это значения не имеет, лишь бы гроб носил отпечаток индивидуальности. Ведь в стране предков человека тоже, скорее всего, “встречают по одежке”...
В Аккре, куда га поставляют свои удивительные изделия, это колоссальный бизнес. Гроб может стоить 400 долларов и больше, что у многих здесь соответствует годовому заработку. Однако на похоронах нужно продемонстрировать не только достоинства покойного, но и достаток (и сплоченность!) его семьи, поэтому расходы несут сообща. В Гане есть даже поговорка: “Каждый помогает нести бремя похорон”.
Но кто же они такие, эти га, и откуда у них столь странные представления о похоронах?
Га, называемые еще ган, гедье, — один из самых древних коренных народов Африки. Относится к негрской расе большой негроидной расы. Говорит на языке га (ган). Проживают га преимущественно в Аккре или в небольших селениях вокруг нее на побережье Гвинейского залива. Жилище га представляет собой прямоугольный дом с высокой нависающей крышей. Основные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие, разведение кур, рыболовство. В наши дни большинство га занимается мелким бизнесом, — у них свои лавчонки, мастерские или фермы. Из ремесел наиболее развиты обработка дерева, гончарное дело, ткацкое производство, а также изготовление лодок и рыболовецких снастей. Научились они всему этому давно. С XV века, когда здесь впервые появились европейцы, именно га играли важную роль в развитии торговых связей местного населения с остальным миром. Га прокладывали новые пути в глубь континента, привозя на побережье золото и иные товары, на которые был спрос у чужеземцев. Отсюда же потом шла и работорговля.
Англичане, сделавшие эту землю своей колонией, завершили ее завоевание к началу XX века, и в состав Британской империи территория нынешней Ганы вошла под названием Золотой Берег. Но и теперь, получив независимость, Республика Гана остается членом Британского Содружества наций, а государственный язык здесь — английский. Тем не менее это вовсе не означает, что коренной народ забыл свои традиции или свой язык. Наряду с некоторым количеством христиан и мусульман из 18 миллионов населения страны процентов 60 до сих пор придерживаются местных верований, в том числе и га.
В этническом, культурном и языковом отношении га связаны с соседними африканскими народностями — например, с дангбе, с целым рядом аканских групп, в том числе с ашанти. Но у га свой язык, своя культура, свои древние традиции, в том числе — культ предков. Основой основ считается семья. По местным поверьям, в семью входят и ныне здравствующие ее члены и уже почившие — вечные хранители моральных принципов племени. Считается, что предки оберегают живых от всяческих бед, на них держится и нынешнее благополучие народа. Вот почему так важно сохранить хорошие отношения с покойным членом семьи — в трудный момент он подсобит своим сородичам как в этой, так и в следующей жизнях. Именно предки “санкционируют” или, напротив, запрещают исполнение тех или иных обрядов. А в отношении похорон предки повелевают, чтобы погребальный ритуал воссоздавал весь жизненный путь покойника. Отсюда и театрализованное представление на похоронах, и персонифицированный, уникальный гроб. Все это смягчает боль утраты: есть на что посмотреть, и есть о чем поговорить…
Многое в этой стране сохранилось неизменным с самых далеких времен. У берегов Ганы рыбаки все еще ловят рыбу старинным, самым примитивным способом. Лодку-долбленку вырезают из ствола дерева, так что никаких швов, никаких стыков в ней нет. Так это делалось здесь веками. Кормятся от воды и от земли.
Ландшафт в этих местах живописный, что привлекает сюда немало путешественников. Местному населению, впрочем, как-то не до красот природы. Жизнь у большинства нелегка. Средняя продолжительность жизни у мужчин — всего 54 года, у женщин несколько больше. Уровень смертности— 10,6 (на 1000 человек населения), так что гробов требуется немало. И они тоже элемент туристской индустрии, рассчитанной на богатых иностранцев.
Гана входит в маршруты туристических вояжей. Американец, например, заплатит примерно две с половиной тысячи долларов за двухнедельную поездку в Гану и соседние экзотические места. И на тринадцатый день тура его непременно повезут в одну из ремесленных мастерских га — показать, как делаются “стильные” гробы.
~*~
Есть народы, которые заигрывают со смертью с размахом. К примеру, для цыган кощунством будет... не повеселиться на похоронах своего близкого. «Цыгане-лютеране действительно поют и танцуют на похоронах. Люди верят, что если человек умер в этом мире, то в другом мире он родился. В этом нет ничего страшного, просто для нас непривычно, — делится верховный комиссар Международного ромского союза Нормуд Рудевич. — Похороны проходят несколько дней. В первый — вспоминают покойного за общим столом. На следующий день женщины уже позволяют себе одеться поярче, тогда начинает играть музыка, люди танцуют».
Конечно, родным тяжело расставаться с усопшим, и они танцуют со слезами на глазах. Но ромы знают: если живые будут сильно горевать по умершим, душе покойника тяжело дастся переход в другой мир. Есть даже такой анекдот. Мать дает напутствие сыну: «Выбирай себе в жены украинку. В молодости нужно пережить любовь и страсть, да еще вкусными обедами будешь обеспечен. После 30 лет разводись и женись на еврейке. Она-то из тебя человека сделает — поднимет по карьерной лестнице, обеспечит на всю жизнь. А на старости лет обязательно женись на цыганке». — «Цыганке?» — спрашивает сын. — «Если бы ты только видел, как они хоронят!» — отвечает мать.
«Ромы всегда умели ассимилировать традиции той местности, где жили. Например, украинские цыгане многие события отмечают, как и славяне. Но хоронить, действительно, умеем, как ни один народ, — рассказывает председатель Совета ромов Украины Юрий Иваненко. — Можем и в долги влезть, только бы сделать пышные похороны. Даже на покрывало под гроб стараемся купить отличный ковер. Так мы выражаем свое уважение и любовь к усопшему. По традиции, всю ночь мы у костра вспоминаем об умершем. Правда, не устраиваем ни музыки, ни танцев. Мы — православные, и у нас так не принято».
~*~
А слабо заказать на похороны стриптизерш? Для китайцев из провинции Цзинсу это стало традицией. Они считают, чем больше людей на похоронах — тем больше почета умершему. На что только близкие усопшего ни идут, чтобы заманить на похороны гостей! А стриптизерши обязательно привлекут толпу. Обнаженные девушки танцуют прямо возле гроба. Дошло до того, что власти взялись исправлять ситуацию. В 2006 году на очередных таких похоронах полиция арестовала пятерых танцовщиц и организаторов «тусовки». Но подержали в участке для порядка да и отпустили.
~*~
Весьма своеобразные надмогильные памятники существовали некогда на островах Борнео. Европейские этнографы, исследовавшие в начале века местных туземцев - даяков, с приятным удивлением обнаружили, что они никогда не лгут. Ложь считалась самым большим преступлением, и с совершившим его порывались всякие сношения. Но самое большое наказание ожидало лгуна после смерти. Для того, чтобы и все следующие поколения знали, что умерший был лжецом, ему воздвигали памятник из груды ветвей (кугут). Старания туземцев были направлены на то, чтобы сохранить кугут как можно дольше. Хоронили лжеца невдалеке от дороги, соединяющей две деревни, для того, чтобы каждый даяк, проходя мимо такого памяника лжи и лицемерия, вспоминал о необходимости быть всегда честным и правдивым и, называя имя погребенного здесь, клал одну или две ветки на кугут.
~*~
Прагматичные американцы могильные плиты не прочь были использовать и для рекламы. На надгробии Эстер Райт в Миннеаполисе, которая умерла в начале прошлого века, каменотес и по совместительству муж покойной высек: «Здесь лежит Эстер Райт, которую Бог призвал к себе. Ее безутешный супруг Томас Райт, лучший каменотес Америки, собственноручно выполнил эту надпись и готов сделать то же самое для вас за 250 долларов». А вот другая надпись на кладбище штата Миссисипи: «Под этим камнем спит безвременно покинувший нас почетный горожанин города Гельсингфорс мистер Джон Адамс, чья безутешная вдова до сих пор держит ресторан китайской кухни по Бразерз-стрит, 17, в котором с 12.00 до 02.00 вам подадут очаровательные куриные грудки по-сычуаньски с кисло-сладким соусом всего за $2 порция».
Некоторые расчетливые барышни помещали объявление о знакомстве прямо на плите бренных останков мужа. «Здесь погребен мистер Джеральд Бэйтс, чья безутешная вдова Энн Бэйтс проживает на улице Элмстрит, 7 и в свои 24 года обладает всем, что только можно требовать от идеальной жены».
Современные представления американцев о судьбе души и погребальных действиях - интереснейший контраст с племенными представлениями. Несмотря на то, что они очень различны и порой противоречивы, представления о загробной жизни среди весьма разнородного населения Америки и погребальная практика сходны по всей стране. Общими характерными чертами являются быстрое перемещение тела покойного в ритуальную контору, бальзамирование, прощание с телом и перемещение в место погребения. Разница возможна в том, что не просматривается непосредственная связь между тем, как человек похоронен и что произойдет с ним в загробной жизни.
На звание страны самых забавных эпитафий может претендовать и Россия. На московском кладбище: «Спи спокойно, дорогой муж, кандидат экономических наук», «Прожила на свете восемьдесят два года, шесть месяцев и четыре дня без перерыва». В Санкт-Петербурге пишут: «Я лишь отдохнуть прилег. А доктор сразу: Умер? В морг!». Вот так какой-то весельчак попрощался с этим миром. На кладбище в Иерусалиме: «Я вас любил, и вы меня любили, спасибо вам, что вы меня похоронили».
~*~
Любителя "БМВ" тоже уважили: http://vetroks.gorod.tomsk.ru/index-1273816702.php?term=%ED%E0%E4%E3%F0%EE%E1%E8%FF .
~*~
В Украине чаще всего пишут цитаты из Библии и философские эпитафии, рассказала начальник отдела охраны памятников Лукьяновского заповедника Оксана Борисюк. Например: «Дрожит земля, звенят колокола, скорбим и слезы льем украдкой. Сильней всего людей мы ценим лишь тогда, когда мы их теряем безвозвратно», или цитата Омара Хайяма: «Не горюй, если меньше других веселился. Будь доволен, что меньше других пострадал».
~*~
Начиная с 90-х в республиках СССР ввели моду изображать на могильной плите усопшего в полный рост.
(Могилы россиянских "мафиозо" 90-х годков: http://alexxxey.gorod.tomsk.ru/index-1176175651.php?term=%EC%EE%E3%E8%EB%FB)
Братки обычно не ограничивались портретом, на заднем фоне всегда красовался 600-й «мерин» и шикарные особняки или церковные купола, количество куполов означает, сколько лет «отсидел» покойник. Покойного рисовали в шикарном костюме, с толстой цепочкой на шее и перстнями на пальцах. Подписывали нередко лаконично — прозвищем братка и эпитафией «От братвы!».
Могилы украинских братков: http://artem.gorod.tomsk.ru/index-1203850906.php?term=%EC%EE%E3%E8%EB%FB)
Память об усопших присуща людям всех без исключения рас и народов. А потому в мире есть немало различных похоронных ритуалов и традиций.
~*~
Похороны Сардины, Испания
История популярной традиции насчитывает несколько столетий.
Это происходит в последний день весеннего карнавала. Известно, что в этот день гуляющие стараются повеселиться так, чтобы на весь Великий пост хватило. А на Тенерифе вместо этого (точнее, конечно, – для этого) устраивают похороны. Хоронят – сардину. А почему бы и нет, тоже ведь существо, хоть и из картона.
Плакальщики сопровождают сардину – большую рыбину из папье-маше или картона. Чего только ни делают они, провожая рыбу! Уж как они сокрушаются, стенают и рыдают, заходятся плачем. Со всей отвязностью карнавала. Особо живописная группа – безутешные «вдовы». Если это – переодетые мужчины, еще лучше, если с усами – еще смешнее. В аттракционе преувеличенного горя иногда участвуют и представители духовенства. То есть публика в таких костюмах, конечно.
«Скорбная» процессия проходит по городу, рыбу катят на повозке или несут на вытянутых руках, а иногда – в гробу, для большего абсурда. Уже к вечеру ее приносят к кромке воды, там – предают покойную огню и воде: поджигают и спускают в море.
Тут же небо взрывается фейерверком.
Традиция эта потешная донельзя, но у нее вполне серьезные корни.Она зародилась на материковой Испании, была популярна в Мадриде. Но потом разошлась по островам, и сейчас закрепилась почти исключительно на Тенерифе. О давней популярности этого праздника свидетельствует даже искусство: абсурдному ритуалу посвящена одна из картин Гойя, которая так и называется – «Похороны сардинки». Никакой рыбы на картине нет, зато она передает безумноватый колорит последнего дня карнавала.
В этом безумном абсурдном шоу исследователи находят глубокий смысл и исторические корни. Похороны сардины соотносят с британским праздником урожая, с российской масленицей. Почему же в Испании хоронят именно рыбу? Говорят, некогда для короля везли живую рыбу, но по пути она… ну в общем, не выдержала дорожных тягот. Что же делать, преданные подданные ее с почестями похоронили, чтобы потом делать это веками ежегодно. Другая версия: похороны сардины – это шутовская пародия на другой ритуал, более древний. Тогда перед постом хоронили, закапывая в землю, специальным образом зарезанного поросенка. Даже название для него было – cerdna. Но слово похоже на «сардина». Вот и стали со временем вместо свиньи «хоронить» рыбу.
Изображение народного гуляния можно увидеть на одноименной картине великого Гойи.
Считается, что фестиваль соответствует празднику урожая, распространенному во многих европейских странах.
~*~
Черепа в цветочек
(http://gorod.tomsk.ru/index-1265715601.php?term=%EC%EE%E3%E8%EB%FB)
Изображённые разрисованные черепа в гальштатской часовне (Верхняя Австрия у Гмундена) - часть очень древней традиции, которая до сих пор практикуется в Австрии и Баварии. Через 20-30 лет после погребения, тело извлекается из могилы, череп скоблится, выбеливается, полируется и разрисовывается крестиками, листьями, цветочками, а потом на него записываются данные о его прежнем владельце - имя, профессия, дата смерти и так далее. А зачем всё это делается и почему такая странная традиция?
Всё очень просто - дело в том, что в многих местах в Альпах хронически не хватало земли, кладбища поэтому держали как можно меньшими. И посему придумали экономичное решение - прежний покойник извлекался, а на его место хоронили нового. Вот такая экономичная альпийская традиция.
В небольшой готической церкви в труднодоступной альпийской деревушке хранятся более 600 раскрашенных человеческих черепов, каждый из которых снабжен табличкой с информацией о «хозяине». Что поделать, когда церковное кладбище слишком мало, а закон предусматривает продажу участка, если родственники усопшего не продлили аренду по прошествии 25 лет.
~*~
Висячие гробы, Сагада, остров Лусон, Филиппины
(http://gorod.tomsk.ru/index-1212511214.php?term=%EA%EB%E0%E4%E1%E8%F9%E5)
Уникальный погребальный обычай уже две тысячи лет существует в глубине острова Лусон на Филиппинах. Усопших хоронят в выдолбленных ими самими бревнах, а затем относят в пещеры высоко в горах. В некоторых пещерах насчитывается до нескольких сотен своеобразных гробов. Подобный ритуал встречается в некоторых регионах Китая и Индонезии. К сожалению, некоторые туристы, которым удается добраться до захоронений, иногда забирают кости местных жителей в качестве сувениров.
~*~
Пещерные могилы Лемо, Тана Торайя, Индонезия
Очень много времени проходит между смертью человека и признанием его мертвым у индонезийского народа Торайя. Покойного там называют «спящим», мумифицируют и годами держат в усыпальнице, пока идет подготовка к завершающему ритуальному обряду. Считается, что душа «спящего» в это время собирается в путь в страну духов, и сам он еще не умер, а только болен. «Официально» смерть наступает тогда, когда труп покойника несколько раз подбросят вверх, а потом положат ногами на юг. В вырезанных в расщелинах скал пещерных могилах можно увидеть дюжины похожих на кукол фигур. Эти фигуры, называемые тау-тау, охраняют покой мертвых, похороненных прямо за ними.
~*~
Небесное погребение, Тибет
Для большинства простых жителей Тибета (исключая лам и некоторых других) «небесное погребение» было обычным способом проститься с телесной оболочкой после того, как этот «пустой сосуд» покинула бессмертная душа. Труп расчленяли на части и выносили в горы на съедение грифам. Считается, что эти хищные птицы являются Дакини, женскими аспектами Будды, аналогами ангелов. Дакини поднимают души умерших на небо, где те ожидают своей следующей реинкарнации. Следуя добродетели Шакьямуни, который накормил свой плотью ястреба, чтобы спасти голубя, человеческое тело жертвуется птицам во спасение их обычных жертв.
~*~
Затопленное кладбище, Камигуин, Филиппины
Среди достопримечательностей острова находится старинное городское кладбище, ушедшее под воду вместе со старой столицей после извержения вулкана в 1871 году. Теперь это место отмечает огромный крест, установленный в 1982 году. Популярное среди дайверов место.
~*~
Мумии Наска, Наска, Перу
Несмотря на опустошения, произведенные грабителями, небольшое количество мумий Наска все еще сохранились в пустыне Атакама. У некоторых представителей этой загадочной культуры, исчезнувшей много веков назад, остались длинные развевающиеся на ветру «косы», свидетельствующие о высоком статусе при жизни.
~*~
Скальные гробницы, Мира, Турция
Комплекс высеченных в скалах гробниц выглядит, скорее, как величественный замок, нежели как древнее кладбище. Уникальность и своеобразие гробниц можно объяснить тем, что у народов Ликии существовал обычай хоронить мертвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Возраст первых захоронений не менее двух тысяч лет.
~*~
Космическое кладбище
Космическое пространство может служить и в качестве кладбища. На орбите Земли сейчас располагаются не только детали отслужившей техники, но и зола людей, кремированных после смерти. Есть даже специальный корабль-носитель, "выводящий" прах и пепел на орбиту. Запуск первого корабля "Space Burial" состоялся 21 апреля 1997 года.
~*~
Рукотворный риф
Если не нравится космос - можно подумать о дне теплого тропического моря. Специальная организация создаст стальную сферу, внутрь которой помещается пепел покойника. Все это в конце концов становится частью живого рифа, и умершие таким образом оставляют по себе памятник, причем весьма значительный.
~*~
LifeGem
Очень романтичный способ уйти из мира живых. Высокотехнологичная компания сможет превратить пепел покойника в настоящий алмаз высокого качества. Это может быть символом уходящего поколения для поколения приходящего. Только представьте себе - человек вроде как и не умирает совсем, он навсегда остается в мире живых
~*~
Фееричные похороны
Фееричные - в прямом смысле слова. Компания, специализирующаяся на таком виде похорон, смешивает пепел покойного, оставшийся после кремации, с наполнителем салютов. И в один прекрасный момент все это отправляется прямо в небо. Мало того, что красиво, так еще и насколько романтично, согласитесь!
~*~
Карандаши
Уже создан набор из 240 карандашей из угля кремированного человека. Каждый карандаш проштампован, на рубашку карандаша нанесено имя человека, из чьего праха создан стержень, и дата рождения/смерти. В небольшой прорези упауовки вы можете видеть, сколько карандашей осталось. В общем-то, это довольно странный способ оставить по себе память
~*~
Портреты из золы
Из пепла после кремации создается специальная краска, которая затем используется обученными новой технике рисования художниками. Они по фотографии воссоздают облик умершего человека его же собственным пеплом. Таким образом, человек не совсем уходит из мира живых, он может оставаться с нами долгие годы.
У каждого свои обычаи. Какие-то исконно соблюдаются на протяжении многих тысячелетий. Другие засчет ассимиляции, процессов взаимопроникновения культур, религиозных насаждений обрастают новыми ритуальными особенностями. У кого-то пляски и перемывание костей, у кого-то реклама, ирония или философия. Нередко на старых, полузаброшенных кладбищах в разных уголках экс-Союза можно встретить философское "Остановись, прохожий, и помяни мой прах. Ведь я-то уже дома, а ты еще в гостях."
Источник: http://www.abc-people.com/phenomenons/death/txt-7.htm,http:/..." rel="nofollow">http://ynik.info/2009/06/27/madagaskar__ostrov_veselykh_pokh...
Свежие комментарии