В 2009 году Музей обороны и блокады Ленинграда отметил небольшой юбилей – 20 лет со дня восстановления. История этого хранилища реликвий Великой Отечественной войны уникальна. Блокадный музей (так кратко называли его ленинградцы) – единственный в мире, который был создан в военное время. Его экспозиция потрясала всех приходивших сюда, и по посещаемости музей уступал только Эрмитажу.
Однако после «ленинградского дела» он стал опять же единственным в мире «репрессированным» музеем – его разгромила государственная власть, и только 36 лет спустя Блокадный музей открылся вновь.«Героическая оборона Ленинграда»
Прологом музейной экспозиции стали три временные выставки. Первые две представили свои экспонаты уже 7 августа 1941 года – в парке Ленина на Петроградской стороне и на площади перед Кировским райсоветом на проспекте Стачек. Все желающие могли посмотреть немецкую трофейную технику, захваченную у врага на дальних подступах к Ленинграду. Осенью того же года в доме №13 на 1-й Красноармейской улице открылась выставка «Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма». Она состояла из трех разделов. Первый рассказывал о разгроме ливонских и тевтонских рыцарей, второй – о внезапном нападении Германии на СССР 22 июня 1941 года, о положении на фронтах и партизанском движении. В третьем разделе были материалы о немецком фашизме вообще.
Идея сохранить для потомков память о том, как сражался город, не забылась в ужасе голодных и холодных блокадных дней. 8 августа 1943 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ №18 «О сборе, учете и содержании мемориальных образцов оружия и боевой техники». 30 апреля 1944 года, в 1044-й день войны, состоялось торжественное открытие выставки «Героическая оборона Ленинграда». За первые шесть месяцев выставку посетили более 220 тысяч человек. Поэтому решено было преобразовать ее в постоянный Музей обороны Ленинграда республиканского значения.
Под экспозицию выделили огромные площади в Соляном городке.
Люди ходили, затаив дыхание
Экспонаты для музея доставлялись прямо с фронта: танки, орудия, много трофейной техники: немецкий танк Т-3, самоходное орудие «Фердинанд», дальнобойное 240-миллиметровое орудие – из него немцы обстреливали город. Здесь же находились неразорвавшиеся и обезвреженные немецкие бомбы.
На каждой – этикетка с фамилией разрядившего фугас. Под потолком был закреплен дальний бомбардировщик, который сбрасывал бомбы на Берлин еще в августе 1941 года.
Именно сюда, в Блокадный музей, принесли дневник Тани Савичевой. Другой потрясающий документ того времени – объявление: «Меняю рояль Беккер на 200 граммов хлеба». В экспозиции был представлен настоящий трамвайный вагон, разбитый снарядом. Возле вагона – куски одежды, залитые кровью, сумки, кошельки, карточки… В одной из витрин – печально знаменитые 125 граммов хлеба и «рецепт» блокадной пайки: мука ржаная дефектная – 50%, жмых – 10%, соевая мука – 5%, отруби – 5%, солод – 10%, целлюлоза – 15%, обойная пыль – 5%. Рядом – указатель с одной из ведущих в Ленинград дорог: «До Петербурга – 50 километров». Под дощечкой – груда искореженного трофейного оружия и восьмиметровая пирамида из пробитых немецких касок. Зал Победы освещался 25 000 электроламп. Здесь во всю стену раскинулась диорама «Разгром немецкофашистских войск под Ленинградом».
Конечно, экспозиция производила впечатление своей грандиозностью.
Люди ходили по ней, затаив дыхание.
В музее возникли планы по его расширению. Предполагалось создать заповедники в местах боев в районе Пулково, Урицка, Синявино и Разлива, сохранить боевые позиции наших и немецких войск. Там можно было бы проводить не только экскурсии, но и наглядные уроки истории для школьников, читать лекции студентам. Однако замыслам ленинградских музейщиков не суждено было осуществиться.
«Музей закрыт по техническим причинам»
Многие известные личности посещали Блокадный музей. Госпожа Черчилль заплакала, когда ей перевели последнюю страницу дневника Тани Савичевой: «Савичевы умерли все, осталась одна Таня». В сопровождении Жукова, Буденного, Калинина экспозицию осматривал генерал Эйзенхауэр. Бывали здесь и сын Рузвельта, и писатель Алексей Толстой, и еще многие политики и деятели культуры. Музей впечатлял всех.
Однако Сталин не посетил его ни разу. Правда, насчет популярности музея «отец народов» был в курсе. Ему докладывали доброхоты, причем под определенным углом, зная, что Сталин, мягко говоря, недолюбливал Ленинград. Естественно, в музейной экспозиции хватало портретов, бюстов и фотографий генералиссимуса. Но величие вождя здесь выглядело не очень убедительно. Как он, «гениальный стратег», мог допустить 900-дневную блокаду «города трех революций»?! Более того, побывавшие в музее «товарищи» подсчитали, что портретов Сталина меньше, чем портретов руководителей города. Ко всем бедам уже набирало ход «ленинградское дело». И последним «осужденным» по нему стал музей.
21 февраля 1949 года в Ленинград приехал член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б), заместитель председателя Совета министров Маленков. В музее он первым делом потребовал путеводитель, после просмотра которого (по экспозиции даже ходить не стал) разразилась буря. Говорят, Маленков, потрясая путеводителем, топал ногами, брызгал слюной и кричал: «Свили антипартийное гнездо! Создали миф об особой блокадной судьбе Ленинграда! Принизили роль великого Сталина! А оружия сколько – целый арсенал! Готовили террористический акт!» Директора музея Ракова и его заместителя по научной работе Мишкевича арестовали, и каждый получил свой срок лагерей. Одно из обвинений в их адрес – «готовили покушение на товарища Сталина», хотя и ребенку понятно, что выставочное оружие – не стреляющее и не взрывающееся.
Однако музей не смогли закрыть сразу – настолько он был популярен.
Поэтому на дверях там появилась табличка «Музей закрыт по техническим причинам». Но научная работа продолжалась. Сотрудники надеялись, что данная ситуация временная. Составили план новой экспозиции. Ездили в Москву, ходили по кабинетам. Их отсылали к местному руководству. В конце концов, была произнесена роковая фраза.
Первый секретарь Ленинградского горкома и обкома партии В.М. Андрианов категорически заявил: «Музея не будет ни в каком виде». Акт о его окончательной ликвидации был подписан 5 марта 1953 года – в день смерти Сталина.
Начался демонтаж экспозиции, который напоминал погром. Правда, часть реликвий передали в другие музеи. Но огромное количество ценнейших экспонатов оказалось уничтожено. Техника пошла на переплавку, в частности немецкая дальнобойная пушка. Такие орудия в Германии были штучного изготовления и имели свои имена. «Ленинградское» звалось «Большая Берта». До своего уничтожения оно стояло у входа в музей, и внутри его ствола спокойно ползали мальчишки. Переплавили и легендарный самолет, бомбивший Берлин. Жгли газеты, документы, уникальные кинокадры и фотографии. Дело дошло до того, что на Невском закрасили памятную надпись на доме: «Граждане, в случае артобстрела это наиболее опасная сторона» (в 1957 году надпись восстановили в чуть измененном виде: «Граждане, в случае артобстрела эта сторона улицы наиболее опасна»).
О музее забыли на многие годы.
И снова Соляной городок
Только в 1987 году «разрешили» вспомнить о музее. Точнее, дети блокадников («взрослым» блокадникам тяжело было ходить по инстанциям) освежили память властям города и потребовали возрождения музея. Оргкомитет возглавила Наталья Викторовна Баклан.
Члены комитета нашли дорогу к прессе, постоянно выступали по ленинградскому радио, устраивали вечера памяти. Стали стучаться во все кабинеты Смольного, их «отфутболивали» – они приходили вновь. Чтобы стало понятно, насколько членам комитета было нелегко во времена перестройки, приведу только одно высказывание: «Создание такого музея – большевистская пропаганда…» И все же справедливость восторжествовала.
24 апреля 1989 года Комитет по культуре администрации города принял решение восстановить музей. Выделили помещение в Соляном городке (бывший спортзал). Но ведь не было ни одного экспоната! И вновь, как в 1944 году, блокадники понесли в музей оставшиеся домашние реликвии. Появились в Соляном городке и экспонаты-«старожилы». По закону, предметы старой экспозиции, оказавшиеся в других хранилищах, не могли быть возвращены. Но первым директором Блокадного музея в 1989 году стала Людмила Николаевна Белова (бывший директор Музея истории города). Ее именем открывались двери всех фондовых хранилищ – настолько был высок авторитет этого научного работника. И многие экспонаты заняли свои прежние места – их брали «напрокат», в аренду.
8 сентября 1989 года Музей обороны и блокады Ленинграда вновь открылся.
Правда, площадь старого музея составляла 47 тысяч квадратных метров, а нового – всего 625 квадратных метров.
Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Интересно другое. До сих пор не отменен указ 1953 года о ликвидации музея. То есть Блокадный музей до сих пор не реабилитирован.
Свежие комментарии