А знаете ли вы, что «Девушка с веслом», растиражированная по всем паркам СССР, кроме названия не имеет ничего общего со знаменитым символом советской эпохи – скульптурой И.Д. Шадра? Прототипом для безликих гипсовых девушек была скульптура Ромуальда Иодко, она одета в купальник и не столь фигуриста как обнаженная героиня Шадра.
Шадр свою «девушку» создавал дважды, и оба варианта вызывали критику из-за вызывающей сексуальности скульптуры. Поза «Девушки с веслом» И.Д. Шадра – это поза богини-победительницы, прототипом возможно послужила Афина Лемния работы Фидия, стоявшая на Афинском акрополе около 450 году до н.э., которая опирается левой рукой на копье.
В первом варианте (1935 год) сказывается влияние учителя Шадра –А. Майоля. Тяжелоногая скульптура поражала объемом мышц и физиологизмом. Второй вариант (1936-1941 годы – разрушена при бомбежке) более устроил общественность. Прическа статуи стала более вольной и менее сексуальной, исчезли мужские мускулы, девушка стала тоньше и романтичнее. Но от криминального для середины 30-х годов эротизма не избавился и этот вариант. Чувственная поза, не оправданная никаким духовным состоянием, была просто суперэротичной. А, учитывая размеры с трехэтажный дом (12 м с постаментом) и публичность (центральная аллея парка Горького), статуя в те времена звучала как сексуальный вызов.
Поэтому все парки страны заселили копии другой «девушки» – Иодко, похожие на манекены в витрине магазина. Эта «Девушка с веслом» подчеркнуто зеркальна работе Шадра – весло у нее в левой руке. Ну и конечно она одета в жуткий «советский» купальник, скрывающий чувственные части тела.
Источники: Wikipedia (Девушка с веслом); ec-dojavu.ru.
Свежие комментарии