Миллионы трофеев
Сколько ценностей в общей сложности было перемещено, долго оставалось неопределённым. Масштабы конфискаций более-менее прояснились лишь в начале 1990-х, когда российское правительство начало приоткрывать завесу тайны с «трофейного искусства». По итогам проведённой в 2001 году инвентаризации в российских музеях, библиотеках и архивах обнаружили свыше 247 тысяч предметов искусства, археологии, нумизматики и редких книг, а также 266 тысяч архивных дел, перемещённых из Германии. Однако в переписи не были учтены предметы, которые советское руководство вернуло немцам в послевоенные годы.
По подсчётам фонда «Прусского культурного наследия», речь может идти о более чем одном миллионе объектов «трофейного искусства» и около 4,6 миллиона редких книг и манускриптов. Причём активисты уверены, что 200 тысяч единиц из этих произведений искусства имеют музейную ценность.
Рассекречивание данных о хранящихся в России немецких ценностях лишь обострило вопрос их принадлежности. Берлин настаивал на возвращении вывезенных ценностей «законному владельцу», в Москве же на этот счет не было единой точки зрения. Многие тогда воспринимали вопрос реституции крайне эмоционально, претензии Германии воспринимались чуть ли не как попытка пересмотреть результаты Второй мировой войны. На волне этих настроений Государственная Дума в 1998 году приняла закон, согласно которому почти все предметы «трофейного искусства» признавались собственностью государства.
В первую очередь золото
И тем не менее ФРГ не оставляет попыток если не заполучить ценности обратно, то хотя бы участвовать в их судьбе – оцифровать, распоряжаться и демонстрировать на выставках. Что больше всего интересует немцев?
«Претензии в первую очередь касаются драгоценных предметов: золота Эберсвальде, которое имеет центральное значение для истории немецкого народа; золота Шлимана; картин Рубенса и Тициана из собрания Картинной галереи старых мастеров; графики Менцеля и Шинкеля из Кабинета гравюр», — рассказал в интервью «Коммерсанту» президент фонда «Прусское культурное наследие» Клаус-Дитер Леманн.
Он отметил, что Берлин также хотел бы вернуть объекты из Музея византийского искусства, треть которых сейчас находится в России; и экспонаты Музея восточноазиатского искусства, 90 процентов которых до сих пор лежит в петербургском Эрмитаже. По подсчётам историка, в общей сложности это примерно пять тысяч предметов.
«И конечно, три тысячи экспонатов из Музея индийского искусства… Мы уже составили каталоги наших культурных потерь и передали их своим российским коллегам. Но мы не всегда могли определить местонахождение тех предметов, которые считаем утраченными, и далеко не всегда мы имеем доступ к тем хранилищам, где находятся вывезенные из Германии объекты», - подчеркнул Клаус-Дитер Леманн.
Как следует из справки к теме «трофейного искусства» немецкой газеты Deutsche Welle, основные претензии Германии касаются восьми объектов. Это в том числе упомянутые президентом фонда «Прусское культурное наследие» золото Шлимана и золотое сокровище Эберсвальде. В первом случае речь идёт о чашах, вазах и украшениях, найденных при раскопках Трои немецким археологом Генрихом Шлиманом. Порядка 180 предметов, обнаруженных им, попали в Россию ещё до войны – сам учёный передал их в 1883 году в Петербург. Остальная коллекция до 1945 года экспонировалась в берлинском Музее древней истории и истории раннего периода, а после войны попала в СССР и сейчас хранится в запасниках Музея имени Пушкина в Москве. Там же находятся и другие ценности – золотые слитки, чеканные чаши и украшения, всего 81 изделие. Их считают одной из самых важных находок золотых изделий периода первобытного общества на территории Германии, и оттого для немцев их значение так велико.
Вернуть Берлин требует и часть коллекции сокровищ Меровингов — древнейшей королевской династии франков. Она насчитывает около 480 экспонатов, которые были вывезены из Германии в Москву советскими войсками в июне 1945 года и находятся в настоящее время в запасниках нескольких музеев.
Также Германия рассчитываете на передачу Вартбургской оружейной палаты, в которой хранилось военное снаряжение, в том числе рыцарские доспехи короля Генриха II; 42-строчной библии первопечатника Иоганна Гутенберга стоимостью 20 миллионов долларов, ныне хранящейся в Российской государственной библиотеке имени Ленина; Собрания Отто Кребса из более 100 картин, в том числе авторства Ван Гога, Гогена, Моне, Ренуара, скульптур Дега и Майоля.
Кроме того, немцы хотят получить обратно Библиотеку города Гота. Её большая часть — 330 тысяч из 400 тысяч рукописных и печатных фолиантов, перевезенных после войны в Москву и Ленинград, уже возвращена ГДР. Но бесследно исчезли более пяти тысяч инкунабул — первопечатных книг XV века. Их главная ценность в том, что они были первыми книгами, напечатанными с помощью разборных литер.
Наконец, в списке есть «Балдинская коллекция» — 362 рисунка и две картины европейских мастеров, таких как Тициан, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк, Дюрер, Ван Гог. Из музея искусств в Бремене они были вывезены в СССР в июле 1945 года капитаном Виктором Балдиным. При этом ещё в 2006 году сообщалась, что коллекция всё же вернется в Германию.
На этом перечень желаний немецкой стороны, конечно, не заканчивается. Как пишет Deutsche Welle, «на художественном рынке и в частных коллекциях есть немало картин и других ценностей, которые тоже были вывезены из послевоенной Германии советской стороной, но либо не подпадают под категорию перемещенных ценностей, либо имеют спорный статус».
А вот о том, что СССР в годы Второй мировой войны потеряла более 560 тысяч единиц произведений искусства, около 100 тысяч археологических находок, немецкая сторона вспоминает куда реже. Да и разграбленную войсками вермахта Янтарную комнату и уничтоженные рукописные Евангелия XV-XVI веков уже не вернуть.
Свежие комментарии