190 лет назад, 25 июля 1826 г., состоялась казнь пяти руководителей восстания декабристов. Всего по делу декабристов было привлечено около 600 человек. Следствие велось при прямом и непосредственном участии Николая I. Результатом работы суда стал список из 121 «государственного преступника», разделенных на 11 разрядов, по степени провинности.
В число тридцати одного государственного преступника первого разряда, осужденных к смертной казни отсечением головы, вошли члены тайных обществ, давшие личное согласие на цареубийство. Остальные были приговорены на различные сроки каторжных работ. Позже «перворазрядникам» смертная казнь была заменена вечной каторгой, а пятерым руководителям восстания четвертование было заменено смертной казнью через повешение. Казнь пяти декабристов — Пестеля, Рылеева, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского — состоялась в ночь на 13 (25) июля 1826 года. Полицмейстер прочитал сентенцию Верховного суда, которая оканчивалась словами: «...за такие злодеяния повесить!»
На основе восстания т. н. «декабристов» был создан миф о «благородных рыцарях», «лучших людях России», которые хотели спасти родину от «тирана и деспота» Николая и принести «свободу» крепостным крестьянам. Сам Николай I вместе со своим отцом императором Павлом I стал одним из наиболее оклеветанных русских царей («Чёрные мифы» о русском императоре Николае IМиф об «отсталой России» Николая I). Основу этого мифа создал ещё русофоб А. Герцен, который из-за границы поливал Россию и Николая грязью: «Разумеется встречая при выходе с парохода вычищенную и выбеленную лейб-гвардию, безмолвную бюрократию, несущихся курьеров, неподвижных часовых, казаков с нагайками, полицейских с кулаками, полгорода в мундирах, полгорода делающий фрунт и целый город торопливо снимающий шляпу, и подумав, что все это лишено всякой самобытности и служит пальцами, хвостами, ногтями и когтями одного человека, совмещающего в себе все виды власти: помещика, папы, палача, родной матери и сержанта, — может закружиться в голове, сделаться страшно, может придти желание самому снять шляпу и поклониться, пока голова цела, и вдвое того, может захотеться сесть опять на пароход и плыть куда-нибудь».
Однако истина в том, что Николай Павлович в начала своего царствования смог подавить очаг смуты, которая могла охватить всю русскую цивилизацию и вызвать гражданскую войну и распад Российской империи. Ведь «декабристы», прикрываясь вполне гуманными и понятными большинству лозунгами (как и большинство революционеров, демократов-перестройщиков), объективно работали на Запад. По сути, это были предтечи «февралистов» образца 1917 г., разрушивших самодержавие и Российскую империю. Они планировали полное физическое уничтожение династии Романовых, членов их семей и вплоть до дальних родственников. А их планы в области государственного, национального и экономического строительства гарантированно вели к большой смуте и развалу российской державы.
Понятно, что часть дворянской молодежи просто не ведала, что творит. Молодые люди мечтали уничтожить «несправедливость и угнетение», разрушить многие сословные границы, чтобы Россия процветала. Александровская Россия давала много примеров несправедливости: засилье иностранцев в высшем звене управления империей; лихоимства; образцы бесчеловечного отношения к солдатам и матросам в армии и на флоте; гнусность крепостного права и т. д. Проблема была в том, что дворяне, которые выступили против «режима», брали за образцы «великие истины» свободы, равенства и братства. То есть меры, якобы необходимые для блага России, ассоциировались у них в сознании лишь с европейскими республиканскими институтами и социальными формами, которые они в теории механически переносили на русскую почву.
Этот процесс схож с современными «цветными революциями» или «арабской весной», когда Запад, США, НАТО и Евросоюз пытаются установить «демократию» (различными методами — от пропаганды в СМИ и политико-дипломатического давления до прямой организации революционных движения и военной атаки) в различных странах бывшего СССР или на Ближнем и Среднем Востоке. А «демократия», к примеру, в странах Востока, таких, как Ирак, Ливия и Сирия, привела к жесточайшей гражданской войне, полному расколу общества по религиозному, национальному, племенному и т. д. признакам, дикой резне и геноциду. Нельзя западные институты и социальные формы просто копировать и переносить на территорию других цивилизаций и культур, которые коренным образом отличаются от Запада. «Вирус» вестернизации в итоге ведёт к разрушению. Что и выгодно хозяевам Запада: разрушенные государства, культуры и народы легче «переварить» и сделать частью глобального «Нового Вавилона».
Таким образом, «декабристы» стремились «пересадить Францию в Россию». Как позднее российские западники начала XX века будут мечтать переделать Россию в республиканскую Францию или конституционную английскую монархию, что приведет к геополитической катастрофе 1917 года. Отвлечённость и легкомысленность такого перенесения заключается в том, что оно осуществляется без понимания исторического прошлого и национальных традиций, столетиями формировавшихся духовных ценностей, психологического и бытового уклада русской цивилизации. Дворянская молодежь России, воспитанная на идеалах западной культуры, была бесконечно далека от народа. Как показывает исторический опыт — в Российской империи, Советской России и Российской Федерации, все подобные заимствования у Запада в сфере общественно-политического устройства, духовно-интеллектуальной сферы, даже самые полезные, в итоге на русской почве искажаются, ведут к деградации и разрушению.
«Декабристы», как и более поздние российские западники, этого не понимали. Они думали, что если пересадить передовой опыт западных держав в России, дать народу «свободу», то страну ждёт взлёт и процветание. В итоге искренние надежды декабристов на форсированное изменение сложившегося строя, на правовой порядок, как на панацею от всех бед, вели к смуте и разрушению Российской империи. Получалось так, что «декабристы» объективно, по умолчанию, работали в интересах хозяев Запада. Кроме того, часть из них были масонами, то есть по иерархии подчинялись «старшим братьям» с Запада. А масонство является одним из инструментов хозяев Запада по строительству Нового мирового порядка, глобальной рабовладельческой, кастовой цивилизации («Новый Вавилон»). В итоге «декабристы» объективно стали предателями русской цивилизации и русской государственности, реализуя замыслы хозяев Запада по уничтожению русского суперэтноса и цивилизации. Как и более поздние «февралисты» образца 1917 г., которые явно или по умолчанию реализовали замысел хозяев Великобритании, Франции и США по ликвидации главного конкурента на планете — Российской империи.
В программных документах декабристов можно найти самые различные установки и пожелания. Единства в их рядах не было, их тайные общества напоминали скорее дискуссионные клубы утончённых интеллектуалов, которые бурно обсуждали насущные политические вопросы. В этом отношении они также похожи как на западников-либералов образца конца XIX — начала XX вв. и февралистов 1917 г., так и на современных русских либералов, которые не могут найти общую точку зрения почти ни по одному важному вопросу. Однако они готовы бесконечно «перестраивать» и «реформировать», по сути, разрушать страну, а нести тяжесть их управленческих решений придётся народу.
Одни декабристы предлагали создать республику, другие — установить конституционную монархию с возможностью введения республики. Россию по плану Н. Муравьева предлагали де-факто расчленить на 13 держав и 2 области, создав из них федерацию. При этом державы получали право отделения (самоопределения). Манифест князя Сергея Трубецкого (князь Трубецкой перед восстанием был выбран диктатором) предлагал ликвидировать «бывшее правление» и заменял его временным до выборов Учредительного собрания. То есть декабристы планировали создать Временное правительство ещё до «февралистов».
Руководитель Южного общества декабристов, полковник и масон Павел Пестель, написал один из программных документов — «Русскую Правду». Пестель планировал отменить крепостное право, передав крестьянам половину фонда пахотной земли, другую половину предполагалось оставить в собственности помещиков, что должно было способствовать буржуазному развитию страны. Помещики должны были сдавать землю в аренду фермерам — «капиталистам земледельческого класса», что должно было привести к организации в стране крупных товарных хозяйств с широким привлечением наёмного труда. «Русская правда» отменяла не только сословия, но и национальные границы — все проживающие в России племена и народности планировали объединить в единый русский народ. Таким образом, Пестель планировал, по примеру Америки, создать в России своего рода «плавильный котёл». Для ускорения этого процесса предлагалась фактически национальная сегрегация с разделением населения России на группы.
Муравьёв был сторонником сохранения земельных владений помещиков. Освобожденные крестьяне получали лишь по 2 десятины земли, то есть лишь приусадебный участок. Этот участок, при тогдашнем низком уровне агротехнологий, не мог прокормить большую крестьянскую семью. Крестьяне вынуждены были идти на поклон к землевладельцам, помещикам, у которых оставались все угодья, луга и леса, превращались в зависимых батраков, как в Латинской Америке.
Таким образом, декабристы не имели единой, чёткой программы, что могло привести в случае их победы уже к внутреннему конфликту. Победа декабристов гарантированно вела к развалу государственности, армии, экономики, хаосу и конфликту сословий, разных народов. К примеру, не был подробно описан механизм великого земельного передела, что вело к конфликту между многомиллионной массой крестьян и тогдашними помещиками-землевладельцами. В условиях коренной ломки государственного устройства, переноса столицы (планировали перенести её в Нижний Новгород) было очевидно, что такая «перестройка» вела к гражданской войне и новой смуте. В сфере государственного строительства замыслы декабристов весьма чётко соотносятся с планами сепаратистов начала XX века или 1990-2000 гг. А также планами западных политиков и идеологов, мечтающих расчленить Великую Россию на ряд слабых и «независимых» государств. То есть возможные действия «декабристов» объективно вели к смуте и гражданской войне, к развалу могущественной Российской империи. Декабристы были предтечами «февралистов», которые смогли уничтожить русскую государственность в 1917 г.
Поэтому Николая Павловича и поливают всячески грязью и не могут простить подавления мятежа «декабристов». Ведь он смог остановить первую крупную попытку «перестройки» России, которая вела к смуте и гражданскому противостоянию на радость нашим западным «партерам».
При этом Николая обвиняют в бесчеловечном отношении к декабристам. Однако правитель Русской империи Николай, которого записали в историю «Палкиным», проявил удивительное милосердие и человеколюбие к мятежникам. В любой европейской стране за подобный мятеж многие сотни или тысячи людей были бы казнены самым жестоким образом, чтобы другим неповадно было. А военные за мятеж подлежали смертной казни. Вскрыли бы всё подполье, многие лишились своих постов. В России всё было иначе: из около 600 человек арестованных по делу декабристов, были оправданы почти 300. Казнили только лидеров (и то не всех) — Пестеля, Муравьева-Апостола, Рылеева, Бестужева-Рюмина, и убийцу командира лейб-гвардии Гренадерского полка Стюрлера и губернатора Милорадовича — Каховского. 88 человек сослали на каторгу, 18 на поселение, 15 разжаловали в солдаты. К восставшим солдатам применили телесные наказания, отправили на Кавказ. «Диктатор» мятежников князь Трубецкой вообще не явился на Сенатскую площадь, струсил, отсиделся у австрийского посла, где его и повязали. Вначале он все отрицал, потом сознался и просил прощения у государя. И Николай I его простил!
«Декабристов» наказали не по желанию «тирана» Николая, а за участие в вооруженном мятеже. За такое преступление всегда казнили во всех странах и превращать участника вооруженного восстания в акт личной расправы — подло и глупо. Николай и так до минимума снизил число казненных. Николай I был строгим правителем, требовавшим чтобы все честно исполняли свой долг, но он не был ни жестоким человеком, ни тем более тираном. Так, когда во время мятежа встал вопрос о необходимости открыть огонь по восставшим, Николай никак не мог решиться отдать приказ стрелять, так как это событие было для тогдашней России исключительным. Генерал-адъютант Васильчиков сказал тогда ему: «Нельзя тратить ни минуты; теперь ничего нельзя делать; необходимо стрелять картечью». «Я предчувствовал эту необходимость, — пишет в своих воспоминаниях Николай, — но, признаюсь, когда настало время, не мог решиться на подобную меру, и меня ужас объял». «Вы хотите, чтобы я в первый день моего царствования проливал кровь моих подданных?» — отвечал я. «Для спасения вашей империи», — сказал он мне. Эти слова привели меня в себя: опомнившись, я видел, что или должно мне взять на себя пролить кровь некоторых и спасти почти наверное все, или, пощадив себя, жертвовать решительно государством». И молодой государь решил пожертвовать своим душевным спокойствием, но спасти Россию от ужасов революционной смуты. То есть уже в этот день Николай показал сущность восстания декабристов: «кровь некоторых» и спасение здания империи и тысяч и тысяч жизней или гибель державы и кровавая смута.
«Сквозь тучи, затемнившие на мгновение небосклон, — сказал 20 декабря 1825 года император Николай I французскому посланнику графу Лафероне, — я имел утешение получить тысячу выражений высокой преданности и распознать любовь к отечеству, отмщающую за стыд и позор, которые горсть злодеев пытались взвесть на русский народ. Вот почему воспоминание об этом презренном заговоре не только не внушает мне ни малейшего недоверия, но еще усиливает мою доверчивость и отсутствие опасений. Прямодушие и доверие вернее обезоружает ненависть, чем недоверие и подозрительность, составляющие принадлежность слабости...» «Я проявлю милосердие, — сказал Николай дальше, — много милосердия, некоторые скажут, слишком много; но с вожаками и зачинщиками заговора будет поступлено без жалости и без пощады. Закон изречет им кару, и не для них я воспользуюсь принадлежащим мне правом помилования. Я буду непреклонен: я обязан дать этот урок России и Европе».
Свежие комментарии