На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 649 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Наградные трубы: Музыка храбрецов

Фото: наградная труба с георгиевскими лентами

В 1737 году батальон лейб-гвардии Измайловского полка отличился при взятии турецкой крепости Очаков и был награждён двумя серебряными трубами. Позднее, уже во время Семилетней войны, русские войска в 1760 году взяли Берлин, за что четырнадцать полков пехоты и кавалерии были отмечены серебряными почётными трубами с надписями, рассказывающими о том, за что они были пожалованы.

Коллективный знак отличия

В годы царствования императора Павла I было несколько случаев вручения серебряных труб полкам — лейб-гвардии Гусарскому, Кирасирскому графа Салтыкова и лейб-Кирасирскому (на лейб-кирасирских трубах было изображение Мальтийского креста) — за небоевые отличия. Именно в это время выходит императорское распоряжение: во всех полках, где имеются наградные серебряные трубы, «почитать их регалиями, и в которых оные имеются, отнюдь без особенного высочайшего соизволения вновь не делать». Получение серебряных труб таким образом официально стало коллективным отличием.
Первыми частями, награжденными серебряными трубами в войне с Наполеоном, стали гвардейские кавалерийские Уланский и Драгунский полки. Они заслужили эти знаки воинской доблести при Аустерлице. В сражении 20 ноября 1805 года отличился Уланский полк, который отчаянной атакой спас от полного уничтожения вражеской кавалерией пехотные гвардейские Семёновский и Егерский полки. Понеся огромные потери, уланы выручили товарищей, за что и были награждены двадцатью четырьмя серебряными трубами. Драгунский же гвардейский полк, сформированный в 1809 году из половины Уланского полка, получил одновременно «по наследству» пятнадцать труб из числа заслуженных при Аустерлице уланами.
В 1805 году появляется новый вид наградных труб — Георгиевские серебряные. Они отличались от обычных серебряных накладным изображениемГеоргиевского креста на раструбе, а также надписями и серебряными кистями на Георгиевских лентах.
К 1816 году были установлены различия в форме между наградными трубами, вручавшимися кавалерии и пехоте. У первой — трубы прямые длинные. У второй — фигурные, несколько раз выгнутые.

«И вечной памятью двенадцатого года…»

Первым в Российской армии заслужил Георгиевские трубы 6-й егерский полк за сражение при Шенграбене. На двух полученных егерями трубах — пехотные полки получали обычно две наградные трубы, а кавалерийские — по числу эскадронов — три трубы в каждый эскадрон и одну штаб-трубачу — изображён Георгиевский крест и сделана надпись по кругу на внешней стороне раструба: «За подвиг при Шенграбене 4 ноября 1805 года в сражении 5 т, корпуса с неприятелем, состоявшим из 30 т.».
В кампанию 1807 года сразу семь полков заслужили Георгиевские трубы, все с одинаковой надписью: «За отличие в течение кампании 1807 года против французов».
Особенно много награждений трубами было произведено за подвиги в 1812-1814 годах. Серебряными трубами были награждены восемнадцать полков пехоты, десять полков кавалерии и две конноартиллерийские роты. А серебряными Георгиевскими — соответственно двенадцать и шестнадцать полков и все пять рот гвардейской артиллерии. В числе прочих отличился Изюмский гусарский полк, вторично представленный к награждению трубами. Но так как это отличие полк уже заслужил ранее, ему были даны взамен Георгиевские штандарты.
Серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 г» получили в пехоте восемь полков, в кавалерии — четыре полка, в артиллерии — конноартиллерийская №1 рота. Георгиевские трубы с такой же надписью были даны лишь в кавалерии пяти полкам и в артиллерии — пяти гвардейским ротам.
В январе 1815 года были пожалованы Георгиевские трубы с надписью: «За оказанное отличие в сражениях, бывших под Городечной, Кенигсвартом, Бауценом в Силезии и под Бриенном».
Награда эта предназначалась пяти полкам: пехотным Владимирскому и Костромскому и егерским 11, 28 и 32-му. Но не успели ещё изготовить эти знаки отличия, как все пять полков, снова отличившись, теперь при Ла-Ротьере, заслужили новые трубы — серебряные. В результате пяти полкам были даны Георгиевские трубы с комбинированной надписью: «За сражения под Городечном, в Силезии, под Брин-Ле-Шато и при селении Ла-Ротьер».
Некоторые полки русской армии за неоднократные подвиги получали наградные трубы с общими надписями. Так, лейб-гвардии Казачий полк был отмечен Георгиевским штандартом за 1812 год и за Лейпциг. Но в 1813 году полк принимал участие и в других сражениях. Поэтому вполне заслуженно лейб-казаки добавили к своим наградам девятнадцать серебряных труб с надписью: «За отличия против неприятеля в минувшую кампанию 1813 г.». Одновременно две серебряные трубы с такой же надписью получила причисленная к полку на время войны Черноморская казачья сотня. Подобные награды были пожалованы Чугуевскому уланскому полку, только трубы были Георгиевские с надписью: «За отличие в войну противу французских войск в
1813 году
». Последним по времени свершения подвигом, отмеченным награждением трубами, стало «отличие при штурме Монмартра 18 марта 1814 г.», как было начертано на серебряных трубах, полученных 33-м егерским полком 30 августа 1814 года. Тем же приказом были удостоены серебряных труб 1, 2 и 3-й Украинские казачьи полки, а несколько позже, 3 марта 1815 года, и 4-й Украинский полк. На казачьих наградах надписи содержали лишь название отличившегося полка.

От горна до рожков

В соответствии с правилами 1860 года Георгиевские серебряные трубы жаловались по две на каждый батальон в составе полка, отдельный батальон или пешую батарею. В кавалерии и конноартиллерийских батареях — по числу трубачей. Особых музыкантов для них не полагалось, они носились горнистами и трубачами, сохранявшими при этом сигнальные рожки и трубы.
В 1871 году появились также Георгиевские сигнальные рожки для стрелковых частей (ими потом награждали также флотские части). Георгиевские серебряные трубы стали жаловаться по две на пехотный батальон, кавалерийский дивизион, пешую или конную батарею, казачью сотню. Рожки — по два на отдельный стрелковый батальон или все стрелковые роты полка, или по одному на отдельную стрелковую роту.
В 1896 году появились также юбилейные трубы в артиллерии. Батареи, отмечавшие сто — или двухсотлетние юбилеи своего существования, получали юбилейные трубы с Андреевскими (в гвардии) и Александровскими (в армии) лентами.

«Гренадёрский бой»

Большой наградой для полка считался особый музыкальный сигнал или барабанный бой. Пётр I был первым, кто стал награждать отличившиеся гренадёрские полки правом исполнить торжественный марш «Гренадёрский бой». В 1762 году на торжественной церемонии вступления на престол Екатерина II предоставила право исполнить марш «Поход» гвардейскому полку, с чьей помощью она взошла на российский престол. С 1871 года эта необычная полковая награда стала называться — марш «Поход за военное отличие».

Надо — опять Берлин возьмём!

Во время визита в Россию в 1897 году кайзер Вильгельм II посетил 85-й Выборгский полк в Петербурге. После отдачи церемониальных почестей, во время смотра, кайзер подошёл к полковому трубачу и спросил, за что полку пожалованы серебряные трубы. — За взятие Берлина, Ваше императорское величество, — лихо отрапортовал трубач. — Ну, этого больше не повторится, — смущённо сказал Вильгельм.
— Не могу знать, как прикажет нам наше Императорское величество, — так же громко сказал трубач. Кайзер молча пошёл дальше…

Автор: Георгий Петров

Журнал: Военная история, №3 — март 2015 года

Картина дня

наверх