8 сентября 1951 года США, Великобритания и ещё 47 государств подписали мирный договор с Японией. После крупной войны традиционно закреплялись её итоги, новые границы, репарации, права победителя и побеждённого и так далее. Акт о капитуляции, конференции союзников или уставы международных организаций этих вопросов не решали.
В 1952 году (28 апреля) Сан-францисский мирный договор вступил в силу. Японии возвращался суверенитет над её территорией (четырьмя основными островами Хонсю, Хоккайдо, Сикокку и Кюсю) и окружающими водами.
Далее статьями раздела «Территория» закреплялся раздел бывшей империи. Из территории Японии исключались Тайвань, Карафуто (Южный Сахалин), Курильские острова (архипелаг Тисима), острова Южного Тихоокеанского мандата (они отходили под опеку США) и другие части Азии и Тихого океана. Независимость получала Корея, в те времена ещё единая, но уже разделённая на советскую и американскую зоны влияния.
Отдельной строкой договора оговаривалась права Соединённых Штатов на острова Амами, Рюкю и Огасавара. Они попадали под полное административное и военное руководство США, то есть фактически становились американской территорией на неограниченный срок. На многих картах того времени эти территории были окрашены не в японские цвета.
В мирном договоре не указывалось, но подразумевалось, что, в конце концов, эти острова станут либо американской территорией, либо каким-либо иным протекторатом США. Так получилось позднее, например, с островами Южного Тихоокеанского мандата — Северными Марианскими, Каролинскими, Маршалловыми — они стали Подопечной территорией тихоокеанских островов также под управлением США. Таким образом, у США в Тихом океане возникло две громадные подопечные территории, однако за одной из них (Рюкю, Огасавара, Амами) американцы признавали «остаточный японский суверенитет».
Острова Амами возвращены к Японии в следующем 1953 году (под Новый год), острова Огасавара (Бонин) — в 1968 году, а Окинава и другие южные острова Рюкю только в 1972 году. До этих пор власть там фактически осуществляли американцы. Например, на Окинаве, Исигаки и других южных островах архипелага Рюкю имелось своё правительство; свой флаг, отличный от японского; официальной валютой был доллар США (а не йена); а дорожное движение было правосторонним (в отличие от Японии, где оно левостороннее). После возвращения под контроль Японии всё это стало таким же, как и в других частях Страны восходящего солнца. Таким образом, к 1972 году Япония в основном закончила процесс «собирания земель», которые она считала своими, кроме так называемых Северных территорий (Южных Курил).
На все идущие в Тихом океане процессы СССР не мог или не хотел повлиять, что сейчас видится большой дипломатической ошибкой. Остался он и в стороне от проблем послевоенного переустройства Японии, отдав всё на откуп американцам.
Аннексировав Курильские острова и Южный Сахалин (хотя во время войны Япония по закрытым каналам предлагала отдать их мирно в обмен на посредничество в мирных переговорах с США), и установив коммунистические режимы в Китае и Корее, СССР успокоился. Между тем, объявление любой части Курильских островов не аннексированными, а лишь оккупированными японскими территориями, что дало бы право на влияние на общеяпонские дела как оккупирующей стороне.
Но история рассудила иначе. При заключении в 1952 году Сан-францисского мирного договора СССР отказался его подписывать на том основании, что в нём не были оговорены его права на бывшие японские Курильские острова и Южный Сахалин, а также претензии Китая на Тайвань и некоторые другие острова. Ответ американцев был примерно таков: «кому не нравится — все свободны» и делегация СССР покинула переговоры.
Тогда это решение казалось правильным, и с тех пор Россия не признаёт Сан-францисский договор как важный для себя, хотя только по нему она может претендовать на Курильские острова, ибо устные договорённости между лидерами Большой тройки в Ялте или Потсдаме не имеют никакой юридической силы — это пустые декларации. В приложении же к Сан-францисскому договору американцы указали, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи не являются частью Курильских островов, следовательно, не подлежат исключению из японской юрисдикции.
Конечно, американцы верстали тот мирный договор, прежде всего, под себя и специально составили его так, чтобы осталось как можно больше территориальных споров. Но и поведение советской делегации было крупной ошибкой по нескольким причинам. Основная причина заключается в том, что наша подпись в Сан-францисском мирном договоре, по сути, стала бы достаточным основанием для признания всех Курильских островов: Япония отказалась, а мы забираем — по тому же договору. Поскольку подписи под договором нет, чисто теоретически Токио мог бы претендовать на «остаточный суверенитет» над всеми Курилами, Южным Сахалином и Тайванем. Хотя пока это больше из области фантастики, чисто формально эти территории никому не передавались.
Так или иначе, нам с Японией теперь нужен отдельный мирный договор, который и установит точную границу. И попытки заключить его за 70 лет предпринимались не раз.
Первая попытка урегулировать отношения между СССР и Японией пришлась на 1956 год. Послевоенная возрождённая Япония переживает небывалый экономический рост и советское руководство начинает приходить к мысли, что отсутствие мирного договора с островным соседом это не совсем нормально. Потому была принята советско-японская декларация. В ней фиксировалось отсутствие состояния войны между державами (это для тех, кто твердит о якобы имеющемся до сих пор «состоянии войны») и готовность СССР передать Японии захваченные ранее небольшие острова Шикотан и Хабомаи.
До мирного договора оставался один шаг, но вмешались американцы. Они объявили, что никогда не вернут Японии Окинаву, если та откажется от Итурупа и Кунашира. После того, как японское правительство предъявило Хрущёву новые условия, советский лидер отказался их даже обсуждать.
В 1960 году был заключён американо-японский договор о безопасности. Токио окончательно определился с выбором стороны в холодной войне и СССР прервал переговоры по мирному договору.
Позицию японцев понять можно. СССР соглашался вернуть лишь два крошечных северных острова. Американцы же предлагали вернуть целые островные цепи на юге — Огасавара и Рюкю, правда, при условии сохранения там американских баз. Правительство Японии здраво рассудило, что лучше получить острова с американскими базами, чем не получить их вообще. Если бы Хрущёв вдруг предложил ещё хотя бы Кунашир, то в Токио ещё бы подумали, а так…
В скобках надо оговориться, что в других местах дорогой Никита Сергеевич щедро разбрасываться кусками земли, ничего не требуя взамен. Достаточно вспомнить широким жестом отданный Украине Крым; кусок Ставропольского края, отошедший по его воле к Чечне; Порт-Артур, безвозмездно переданный Китаю раньше срока или военно-морскую базу на полуострове Порккала, отданную за красивые глаза Финляндии. Так что японское правительство небезосновательно рассчитывало, что советский лидер может уступить.
Тем не менее, экономическое сотрудничество СССР и Японии продолжалось все годы холодной войны. Советскому Союзу нужны были высокоточные станки, Стране восходящего солнца — ресурсы. В 1968 году островная держава вырвалась в экономические лидеры, став второй по ВВП страной капиталистического мира и уже в 1980-е всерьёз начала рассматриваться возможность нефтепровода из Восточной Сибири в Японию, но этот проект был торпедирован американцами ещё на зачаточной стадии.
Переговоры же по Южным Курилам были прекращены до 1993 года, когда российское руководство впервые признало сам факт территориального спора и то, что он охватывает все четыре южнокурильских острова. Наступали новые времена…
Территориальный спор, тем более такой серьёзный, как Курильский, — это всегда потенциальный повод если не для крупной войны, то для очень неприятного конфликта. Достаточно вспомнить, что с подобного и началась Вторая мировая война, когда Германия выдвигала требования передать ей Данциг (который не был частью Польши, но состоял в союзе с ней) и предоставить экстерриториальный коридор к нему.
У России есть богатый опыт разрешения территориальных споров путём компромисса. Например, заключение в 1970 году Московского договора между СССР и ФРГ. До этого Западная Германия не признавала новых границ на востоке, однако по итогам совместных консультаций было решено, что Бонн отказывается от прав на Калининград, а взамен СССР не будет препятствовать объединению двух Германий, если для того представится возможность. Есть и другие, более свежие примеры.
В первые два срока в президентском кресле Владимир Путин уже пытался решить территориальный конфликт с Японией, опираясь на советско-японскую декларацию 1956 года, предусматривающую возврат маленьких островов Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора. Ответ из Токио был следующим: «объектом территориального спора являются все четыре острова и вы это сами признали ранее». К тому же, подстрекаемые американцами (и полностью от них зависимые) прошлые японские руководители бескомпромиссно требовали все четыре острова и никак иначе. Естественно, ни о каком диалоге в такой атмосфере речи быть не могло. На том вопрос и повис.
Посещение президентом Медведевым острова Кунашир в ноябре 2010 года вызвало бурю гнева в Японии и такую же волну неумеренного патриотизма в Российской Федерации. На первый взгляд мы видим президента-государственника, блюстителя интересов страны… Но кое-что не сходится. Зачем либералу до мозга костей Дмитрию Анатольевичу вдруг понадобилось перекрашиваться в державника и защитника интересов государства? Ведь в других аспектах он без стеснения показывал свою сущность, не важно, во внутренней (реформа МВД, Сколково) или во внешней (сдача Ливии на растерзание НАТО) политике.
А дело в том, что Дмитрий Медведев — фактически был человеком Запада, США и ЕС в Кремле — тут, как говорится, всё видно по его делам. И Соединённым Штатам и Евросоюзу категорически невыгодно примирение Москвы и Токио, поэтому из шкафа были вытащены Курилы, как старый проверенный способ. Отношения с Японией были отброшены назад на много лет, и газопровод с Сахалина в центральные районы Страны восходящего солнца так и не был построен.
Давайте на миг вообразим, что было бы, если бы сейчас газопровод функционировал или находился на финальной стадии строительства. Что бы это изменило, скажем, на украинском направлении? Да всё изменило! Москва могла бы проводить гораздо более жёсткую в отношении зарвавшегося ЕС и киевского нацистского режима (вплоть до прямого военного вмешательства), не боясь потерять крупный рынок сбыта газа. Ведь на востоке у неё гарантировано был бы ещё один. Не нравится Россия — топите дровами! Да и Китай не посмел бы столь нагло диктовать условия, как сейчас, зная, что Москве есть кому продать драгоценное углеводородное сырьё.
Польза в России была лишь для господина Медведева лично, который не только выполнил заказ «партнёров» по ослаблению позиций России, но и заработал политические очки на дешёвом популизме. Соединённые Штаты чужими руками вновь получили то, что хотели.
Когда в кресло президента вернулся В.В. Путин, то он начал с того, что стал разгребать провалы своего предшественника, в том числе и дипломатические. В том числе и на японском направлении. Так получилось, что это желание совпало с желанием нового премьера Японии Синдзо Абэ избавиться от американской зависимости и улучшить отношения с РФ. По существу, это первый политик в послевоенной истории Японии, который стремится сделать из своей страны самостоятельную силу. И первые полтора года всё шло хорошо: контакты налаживались, товарооборот неуклонно рос.
Что до Курил, то тут тоже пришло согласие. Абэ прекрасно понимал, что возвращения всех четырёх островов ждать не стоит, Путин же осознавал, что отделаться от Японии крошечными Хабомаи и Шикотаном не удастся. Так оба лидера пришли к выводу, что нужно искать компромисс в тишине кабинетов, без оглядки на общественное мнение в обеих странах — и так родился термин «хикивакэ» («ничья»). Что именно в него вкладывалось, сказать невозможно, но это, очевидно, было именно то, что устраивало и Москву и Токио. Ещё в конце 2013 года дипломаты двух стран проводили активные контакты, и большие надежды возлагались на итоговую встречу в Токио, но тут снова вмешались американцы…
Переворот в Киеве, события в Крыму и на Донбассе смешали все карты. Соединённые Штаты оказали громадное давление на Японию, чтобы та разорвала отношения с РФ или ввела максимально жёсткие санкции. В Токио отчаянно сопротивлялись этому, понимая, что нет смысла жертвовать стратегическими интересами ради американских махинаций на Украине, поэтому там делают всё, чтобы санкции носили как можно более косметический характер. Также Абэ (в отличие, кстати, от европейских лидеров) пытается сохранить и хорошие личные отношения с Владимиром Путиным.
И Путин, и Абэ понимают, что снова стали заложниками ситуации, когда проамериканские силы в обеих странах вновь мешают им договориться, как уже не раз бывало. Получится у них это снова, или нет — вопрос исключительно важный для безопасности, по меньшей мере, всего региона.
/Игорь Кабардин, topwar.ru/
Свежие комментарии