![]() | |
Битва турецких и европейских галер | |
![]() | |
Турецкие воины |
Окончив осмотр галеры, командир и его свита возвращаются на корму. Вот — отдана команда начать движение. Дружный взмах трехсот гребцов, надуваются подхваченные ветром паруса. Галера скользит все быстрее.
Играют трубачи, барабаны задают ритм. Громко шумят флажки на уключинах.Капитан дает команду готовиться к бою. Размещаются по своим местам арбалетчики, матросы подбирают паруса и флаги. Из арсенала подают горшки с гремучей смесью, ядра для пищалей и пули для мушкетов. В центре палубы во мгновение ока собирают специальный помост, где разместятся стрелки.
Звучит команда остановиться; гребцы опускают весла в воду и, напрягаясь изо всех сил, удерживают их, тормозя галеру. Корабль, как вздыбленный конь, замирает, даже не покачиваясь на волнах. Команда: «Пли!». Борт окутывается пороховым дымом, десятки арбалетных стрел летят в мнимого неприятеля. Да, все это лишь маневры... Галера кренится в противоположную залпу сторону, затем выпрямляется. Ещё мгновение, и весла начинают ритмично входить в воду...
Совершив тренировочное плавание и показательный бой, галера описывает дугу и возвращается в бухту. После того, как корабль отшвартовался, командир принимает рапорт от офицеров. Кто-то будет поощрен, кто-то — наказан. Отъезд капитана сопровождается такими же почестями, как и прибытие. ..
На носу этого воинственного исполина я обнаружил шкиперскую, полную тросов, пеньки и парусины. Как же, всё-таки, рационально должна была строиться жизнь на этих судах, чтобы одновременно могли работать триста гребцов, пятьдесят матросов и ещё около ста воинов и офицеров! Более четырёхсот человек на столь небольшом пространстве... А ведь плавания были длительными.
Вот что писал авиньонский раввин Авраам Перизоль в конце XV столетия: «Я слышал от венецианских купцов, торговавших с Фландрией на торговых галерах, и сам нередко испытывал, что плавание продолжается 18 месяцев… Бывают, однако, случаи, когда все благоприятствует; тогда путешествие их совершается за восемь месяцев.»
Более короткими, но не менее опасными бывали плавания из Южной Европы в Черное море. Караваны галер шли вдоль черноморского берега за зерном, пушниной, строевым лесом. Везли они с собой вина, металлы и предметы искусства. Появление этих флотилий всегда вызывало повышенный интерес.
Яркие, пышно украшенные корабли внушали страх и уважение. Хроника отмечает, что флаг на борту галеры, которой командовал будущий король Франции Людовик II, был длиною более двадцати, а шириною в двенадцать метров. Корабли были покрыты резьбой и декором, часто на сюжеты греческих мифов и библейских сказаний.
Кормовая часть барселонской галеры также великолепно украшена. Здесь целый зверинец реальных и вымышленных животных, множество резных колонн и целые панно, изображающие сцены охоты. Борта галеры, окрашенные в красный цвет, увенчивает полоса золоченой резьбы. От «Ля Реаль» трудно отойти, корабль притягивает к себе, словно магнитом. Как, должно быть, красиво он должен был выглядеть на воде во время движения!..
В соседнем зале — большая модель ещё одной из известнейших галер, флагманского корабля дона Жуана Австрийского. С именем этого человека связана победа соединенного европейского флота над эскадрой Османской империи. Дон Жуан был братом короля Испании Филиппа II, возглавлявшего борьбу коалиции европейских стран против турков. В объединенный флот из 211 галер входили корабли испанских герцогств, Венеции, Генуи.
Европейцам противостоял турецкий флот из 210 галер и 65 галеасов. Умелыми действиями дон Жуан добился полного поражения турков. Их разгром привёл к подрыву морского могущества Османской империи. Это сражение состоялось в Коринфском заливе, недалеко от местечка Лепанто в 1571 году. Флагман же был построен для дона Жуана по приказу Филиппа II в 1568 году..
Галерники |
![]() | |
Солдат галерного флота | |
![]() | |
Галерник |
Из хроник мы знаем, что корму украшала целая рельефная галерея, рассказывавшая об аргонавтах и их путешествии в Колхиду. Внутреннее помещение украшали статуи Марса, Меркурия, Одиссея.
На фризах были изображены тритоны, русалки, морские чудовища, дельфины и черепахи. Всего фигур насчитывалось более ста. И флагманская галера дона Жуана была не единственной в своём роде. Блеском и великолепием отличались не только флагманы, но также и простые военные галеры, и корабли богатых аристократов...
Но за роскошью гордо плывущих галер скрывался тяжелый труд. Команды гребцов состояли из трех разрядов людей: каторжников, невольников и добровольцев. Каторжники, приговоренные судом, были прикованы за одну ногу; их никогда не отпускали на берег, им было запрещено носить волосы, бороду и усы.
Ко второму разряду гребцов относились невольники: мавры (арабы), турки, негры и даже индейцы — ирокезы. Невольников также держали прикованными. На макушке при бритье им оставляли клок волос, чтобы отличать от каторжников.
Добровольцы, составлявшие немногочисленный отряд гребцов, находились в привилегированном положении. Они получали жалование и могли сходить на берег. Но все же их брили, оставляя только усы, и на ночь приковывали цепью.
Войдя в один из небольших залов королевского музея, я столкнулся с манекенами галерников. Бритоголовый каторжник и полуголый невольник сидят, скованные цепью, на мешках с провизией. Их охраняет вооруженный мечом солдат. Чуть поодаль — фигура свободного гребца, несущего ящик с инструментом. Несколько больших гравюр на заднем плане: порты Барселона и Генуя. Там изображены люди, закованные в цепи, а за ними — золоченые галеры...
Медленно, вереницей поднимаются каторжники на борт. Каждый сообщает офицеру охраны свое имя, а также имена родителей и жены. Эти сведения вносятся в судовой журнал. В него же записывается дата судебного приговора, а также данные о характере преступления и длительности наказания.
Затем производится описание личности: рост, цвет глаз и волос, форма лица, особые приметы. После этого каждому из каторжников сообщают номер, с которым он будет жить все годы, назначенные ему судом. (Невольник, под своим номером будет и похоронен...)
Далее к осмотру приступает врач, ощупывая каторжников, словно быков на рынке. Наиболее сильные и выносливые пополняют состав гребцов, другие же вынуждены сполна познать участь галерных инвалидов: их оставляют «догнивать» на старых судах или же отправляют на вновь открытые земли. В обоих случаях их участь предопределена. Голод и болезни быстро вершат свое страшное дело.
По окончании унизительной процедуры отбора заключенные передаются в руки брадобрея. Он за несколько секунд сбривает не только бороду, но и умудряется начисто снять все волосы на голове.
После этого галерники получают по две пары рубашек и брюки из грубой ткани, а также коричневый мешок из шерсти, служащий им постелью.
Толстыми цепями осужденных по пять человек приковывают друг к другу и помещают в тесные отсеки длиной 230 см и шириной 125 см. Эти камеры находятся в трюме, в самом низу корабля. Сюда проникает соленая вода, разъедая кожу...
Питание галерников ничем не лучше их жизни. Ежедневный рацион составляет 980 граммов сухарей, 120 граммов бобов, немного соли и масла; только по особым праздникам — вино. В походе через день выдают суп; четыре раза в году подневольным положено мясо... Те, кому помогают родственники, имеют мизерное количество денег. Они могут позволить себе купить некоторые продукты у членов экипажа или солдат...
Каторжный труд в море быстро изматывал голодных рабов. За отказ от работ их били, ослабевших бросали в море. В ближайшем порту капитаны пополняли запасы рабочей силы. Доставалось и вольнонаемным, но всё же их положение было несколько лучше.
На фризах были изображены тритоны, русалки, морские чудовища, дельфины и черепахи. Всего фигур насчитывалось более ста. И флагманская галера дона Жуана была не единственной в своём роде. Блеском и великолепием отличались не только флагманы, но также и простые военные галеры, и корабли богатых аристократов...
Но за роскошью гордо плывущих галер скрывался тяжелый труд. Команды гребцов состояли из трех разрядов людей: каторжников, невольников и добровольцев. Каторжники, приговоренные судом, были прикованы за одну ногу; их никогда не отпускали на берег, им было запрещено носить волосы, бороду и усы.
Ко второму разряду гребцов относились невольники: мавры (арабы), турки, негры и даже индейцы — ирокезы. Невольников также держали прикованными. На макушке при бритье им оставляли клок волос, чтобы отличать от каторжников.
Добровольцы, составлявшие немногочисленный отряд гребцов, находились в привилегированном положении. Они получали жалование и могли сходить на берег. Но все же их брили, оставляя только усы, и на ночь приковывали цепью.
Войдя в один из небольших залов королевского музея, я столкнулся с манекенами галерников. Бритоголовый каторжник и полуголый невольник сидят, скованные цепью, на мешках с провизией. Их охраняет вооруженный мечом солдат. Чуть поодаль — фигура свободного гребца, несущего ящик с инструментом. Несколько больших гравюр на заднем плане: порты Барселона и Генуя. Там изображены люди, закованные в цепи, а за ними — золоченые галеры...
Медленно, вереницей поднимаются каторжники на борт. Каждый сообщает офицеру охраны свое имя, а также имена родителей и жены. Эти сведения вносятся в судовой журнал. В него же записывается дата судебного приговора, а также данные о характере преступления и длительности наказания.
Затем производится описание личности: рост, цвет глаз и волос, форма лица, особые приметы. После этого каждому из каторжников сообщают номер, с которым он будет жить все годы, назначенные ему судом. (Невольник, под своим номером будет и похоронен...)
Далее к осмотру приступает врач, ощупывая каторжников, словно быков на рынке. Наиболее сильные и выносливые пополняют состав гребцов, другие же вынуждены сполна познать участь галерных инвалидов: их оставляют «догнивать» на старых судах или же отправляют на вновь открытые земли. В обоих случаях их участь предопределена. Голод и болезни быстро вершат свое страшное дело.
По окончании унизительной процедуры отбора заключенные передаются в руки брадобрея. Он за несколько секунд сбривает не только бороду, но и умудряется начисто снять все волосы на голове.
После этого галерники получают по две пары рубашек и брюки из грубой ткани, а также коричневый мешок из шерсти, служащий им постелью.
Толстыми цепями осужденных по пять человек приковывают друг к другу и помещают в тесные отсеки длиной 230 см и шириной 125 см. Эти камеры находятся в трюме, в самом низу корабля. Сюда проникает соленая вода, разъедая кожу...
Питание галерников ничем не лучше их жизни. Ежедневный рацион составляет 980 граммов сухарей, 120 граммов бобов, немного соли и масла; только по особым праздникам — вино. В походе через день выдают суп; четыре раза в году подневольным положено мясо... Те, кому помогают родственники, имеют мизерное количество денег. Они могут позволить себе купить некоторые продукты у членов экипажа или солдат...
Каторжный труд в море быстро изматывал голодных рабов. За отказ от работ их били, ослабевших бросали в море. В ближайшем порту капитаны пополняли запасы рабочей силы. Доставалось и вольнонаемным, но всё же их положение было несколько лучше.
Свежие комментарии