На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Взятие Ардагана

Ровно 140 лет тому назад, 5 мая 1877 г. русские войска под началом командующего корпусом генерала от кавалерии Михаила Тариеловича Лорис-Меликова (1825-1888) взяли крепость Ардаган. Это была первая значительная победа в начавшейся русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В начале мая русское командование, воспользовавашись создавшейся обстановкой, решило вплотную заняться крепостью Ардаган, которая имела важное стратегическое значение. Мощные Ардаганские укрепления защищал гарнизон в 8100 человек при 95 орудиях[1]. Перед гарнизоном стояла задача, определенная в инструкции главнокомандующего турецкой армией мушира Мухтар-паши от 3 апреля 1877 г.: “Вашим первейшим долгом является в случае войны не допускать неприятеля к переходу нашей границы, а если он таковую все-таки перейдет, то вы обязаны будете до последней крайности защищать Ардаган[2]. Вскоре в Ардаган прибыл Лорис-Меликов, лично возглавивший штурм. Сложность обстановки заключалась в том, что “в последние годы турки обратили особое внимание на на укрепление Ардагана, не щадя для этого трудов и издержек, а также пользуясь указаниями английского инженера”[3]. Кроме того, “против 63 орудий турецких мы могли выставить одинаковых по дальности 52”[4].

1 мая с высот Ардагана командующий корпусом провек рекогносцировку крепости. 5 мая после мастерской артподготовки укреплений Эмир-Оглы, Сингер и Фаз-Тапаси, произведенной начальником артиллерии действующим корпусом генерал-майором Ф.А. Губским, крепость пала. В приказе по войскам генерал-адъютант М.Т. Лорис-Меликов отмеал: “Бог благословил нас порадовать Государя нашего, Главнокомандующего и русский народ первою важною и громкою победою; крепость Ардаган с 90 орудиями пала к стопам ЕИВ и на крепостных верках развеваются знамена наших славных полков … Смотря на здешнюю, созданную для упорной обороны природу, на размеры крепостных верков, на отличные орудия новейших систем, в числе коих есть громадных калибров, на груды тел неприятеля, не верится, чтобы человеческие силы смогли одолеть все это[5].

Во время штурма русские войска потеряли 69 человек убитыми и 352 ранеными, в то время как потери турок составили только убитыми 1184 человека, кроме того в плен попали 15 офицеров, во главе с командующим пехоты Али Османдер-пашой и 60 солдат, комендант крепости Гусейн Сабри-паша поспешно спасся бегством. Трофеи составляли: весь лазарет, 92 орудия, 1179 ружей, 6507 снарядов, 6 млн. патронов, 1106 бочнков пороха и 11 амбаров продовольствия на общую сумму от 4 до 5 млн. руб[6]. За взятие Ардагана Лорис-Меликов был награжден орденом Св. Георгия III ст. В приказе о награждении говорилось: “В воздаяние отличного мужества и распорядительности. Оказанных вами при взятии 5 мая 1877 г. нашими войсками турецкой крепости Ардаган, Всемилостивейше пожаловали Мы вас Указом в 14 день мая 1877 г. Капитулу данным Кавалером Императорского ордена Нашего святого Великомученика и Победоносца Георгия третьей степени[7]. В том же сражении орденом Св. Георгия IV ст. 28 ноября 1878 г. был награжден штабс-капитан 15-го гренадерского Тифлисского полка Ростом Иванович Сагинов. В приказе о награждении которого говорилось: “При штурме Ардагана, находясь с ротою в цепи против укрепления Дюз-табия, вооруженного в крепости орудиями, штабс-капитан Сагинов примерною распорядительностью способствовал успеху штурма и личною храбростью воодушевлял нижние чины. Верно и метко направляемым огнем стрелков он поколебал мужество гарнизона укрепления и во главе роты первый взошел на бруствер. Захватив все находившиеся там орудия и спустившись в укрепление он штыками выбил из оного неприятеля, обратил его в бегство, преследовал за город и там отбил одно горное орудие, которое и представил командиру[8].

В Ардаганском сражении отличился и штабс-капитан втоторй роты 13-го лейб-гренадерского Эриванского ЕИВ полка штабс-капитан Михаил Георгиевич Мирзоев. Вот как описаны его действия в истории полка: “Командир второй роты штабс-капитан Мирзоев и поручик Вольский, одаренные ловкостью и силою, вскочили на верки Сингера. Когда они влезли на бруствер, то в нескольких шагах перед ними были еще видны спины беспорядочно убегавшей толпы турецкого низама. Мирзоев, сознавая, что не следует упуслать из виду драгоценную минуту преследования и, видя, что турки уже начинают уходить, крикнул “Вперед!” и бросился за неприятелем. Бывшие около него солдаты разных рот стремительно кинулись за ним ... Турки из Каз-тапаси и Сингера бросились по кратчайшей тропинке и по совершенно обрывистому берегу Куры к мосту, чтобы скорее проникнуть на ту сторону реки. Мирзоев, Вольский и передовые люди успели на них насесть. Эти храбрые офицеры, увлеченные преследованием врага, растолкали со своими солдатами турок и многих столкнули в Куру, хотя некоторые и сами, объятые ужасом, бросались с обрыва в реку. Мирзоев лично изрубил двух турок. Чать гарнизона, успевшая перебежать на противоположный берег, а также турки, защищавшие укрепления левого берега, открыли по ним непрерывный огонь. Но Мирзоев все же пробежал мост, занял противоположный берег и засел за камни. Мирзоев и Вольский, видя приближение своих резервов, решились на отчаянное дело: двигаться дальше на укрепления Кая-баши. Таким образом, первым взошел на Кая-баши Мирзоев. Здесь он захватил в плен турецкого командующего пехотой генерала Али-пашу. Если бы эти офицеры не взали бы на себя почин преследования, то турки могли приостановиться, залечь за обрывистым берегом Куры и оттуда стрелять по устроившимся нашим войскам. Таким образом, решимость этих храбрых офицеров, наверно спасла у нас жизнь нескольким десяткам человек и дала возможность легко занять переправу[1]. По мнению командира полка А.Н. Толстого, Мирзоев совершил военные подвиги заслуживающие награждения орденом Св. Георгия IV ст. Однако, Кавалерская дума не признала возможным утвердить просимой награды, и Мирзоев был удостоен ордена Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом.

В результате этой первой победы на фронтах разыгравшейся войны линия обороны турок была прорвана, и левый фланг их Анатолийской армии разбит. Было уничтожено сообщение между Батумом, Карсом и Эрзерумом, сокращена русская опперационная линия и получена возможность угрожать Карсу с тыла, были открыты пути на батум, Ольты и Пеняк. Кроме того, были обеспечены тыл и правый фланг русской армии со стороны Батума, освободились войска Ахалцихского отряда и осадная артиллерия, необходимые для усиления главных сил корпуса при изолировании или осаде Карса, а также была обеспечена безопасность жителей приграничных деревень Ахалцихского и Ахалкалакского уездов.



[1] Описание боевой жизни в минувшую войну 1877-1878 гг. 13-го лейб-гренадерского Эриванского ЕИВ полка. / сост. Того же полка майор Д.Ф. Шабанов. Тифлис, 1881. С. 22-24.


[1] Материалы для описания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре. /под ред. генерал-лейтенанта И.С. Черняховского. Тифлис, 1886. Приложения. С. 228-230.

[2] Гази Ахмед Мухтар-паша. История русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Анатолии. (пер. с тур. М. Шахтахтинский) //Военно-исторический сборник. СПб., 1914. № 3. С. 192.

[3] Материалы … Приложения С. 144.

[4] Там же. С. 151.

[5] Там же. С. 254.

[6] Там же. С 203-204; Сал-Ман (А. Атанесьянц). Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее армянские герои. Генерал-адъютант М.Т. Лорис-Маликов. Кн. I. Тифлис, 1914. С. 32-33.

[7] Сборник сведений о геориевских кавалерах и боевых знаках отличий Кавказских войн. /Сост. По архивным документам А.Л. Гизетти; под. Ред. Генерал-майора В.А. Потто. Тифлис, 1907. С. 165-231.

[8] Там же.

Картина дня

наверх