На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 657 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Сбитый ас

Январь месяц богат на наши, хоть и трудные, но великие победы: в 1942-ом под Москвой, в 1943-ем под Сталинградом, в 1944-ом освобождение от блокады Ленинграда, в 1945-ом  начало Висло-Одерской операции и освобождение Будапешта и много других чуть менее значимых, но важных успешных операций на других фронтах.

Честь и слава нашим воинам павшим и живым!

 

В Русском музее г. Санкт-Петербурга хранится удивительное полотно работы советского художника Александра Дейнеки "Сбитый ас, 1943г"

 

Иной на первый взгляд трудно определит чей это лётчик.

Мы же отчётливо видим, что у падающего форма мышиного цвета, а наши лётчики носили синюю. Картина тягостная, но сюжет не вызывает сострадания. Не мог, да и не стал бы Дейнека так писать нашего аса, будь то Гастелло, или "Ромео" с  "Кузнечиком" из любимой всеми киноленты "В бой идут одни "старики".

А в одном из комментариев читаю:

"На персональном сайте Якова Ерманка я прочёл интересный искусствоведческий рассказ об этой картине.

"Сбитый ас" показывает нам судьбу врага, посмевшего напасть на нашу Отчизну. Страшно ощетинились колючие, острые надолбы. Они вбиты в землю Родины - разрытую, изуродованную окопами и рвами. Следы глубоких воронок от авиабомб.

Шрамы войны.

Окраина города, дымные, обгоревшие руины домов. Горько одиноко торчат трубы печей, зияют пустые глаза окон разрушенных зданий.

Разбитые, искореженные, сваленные набок военные грузовики.

Сизо-синяя, гневная течёт река.

Почти чёрная застава соснового бора. И над всем этим хаосом, разрухой и ужасом - высокое серое небо с белёсыми прорывами свинцовых туч.

Жуткую тишину мёрзлой земли внезапно пронзил режущий вой.

Смердя, таща за собой дымный шлейф, куда-то за раму падает фашистский самолёт.

Сложивши в гибельной тоске руки, прикрывая голову и держась за ремни нераскрывшегося парашюта, прямо на надолбы летит сбитый в бою нацистский ас.

Коротко стриженный под бокс, с пепельными волосами, скошен до прямизны затылок, сомкнуты челюсти, сведены скулы.

Закрыв глаза, падает этот герой "фашистского рая" в объятия смерти.

Художник нашёл единственно правдивый образ.

Он не издевается над переступающим порог жизни человеком, пусть даже врагом.

Дейнека - русский.

Он мужествен, суров, но не фанатически жесток и не злобен. И поэтому его холст ещё страшней в своей открытости. Мы до боли ощущаем не наступивший ещё миг столкновения ворога с чужой ему землёй.

Конец один.

Вспомним "Окраину Москвы. Ноябрь 1941г.",

 "Оборону Севастополя, 1942г.",

"Сгоревшую деревню, 1942г.",

и у нас не останется сомнений по поводу позиции автора картин.

Он ненавидит врага.

Но Дейнека не становится от этого безчеловечным. Святая ненависть даёт ему силу зримо показать причинность конца агрессора.

Спалённая Отчизна, пепелища родных мест, оплёванная земля, которую возмечтали поработить эти "сверхчеловеки" с иголочки одетые, выбритые, аккуратно стриженные, пахнущие одеколоном, снабжённые первоклассной техникой.

Они забыли только об одном - что война, кроме сражения железа, есть ещё и битва духовных сил народов. И вот здесь был заложен крах блицкрига".

 

"Сбитый ас" безконечно современен.

 

Не только мы, наши будущие  поколения, но и весь мир, должен знать и помнить:

 

«Неулыбчивые русские не начинают войн.

Их начинают жизнерадостные европейцы.

Неулыбчивые русские войны заканчивают.

Как правило, в европейских столицах.

И тогда русские на некоторое время становятся самым улыбчивым народом.

Ненадолго.

Потому, что Война всегда рядом.

Ибо кто, кроме нас, оградит землю эту».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх