На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 648 подписчиков

Свежие комментарии

  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...
  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...

Почему вермахт отказался от мотоциклов после поражения под Сталинградом

По условиям Версальского мирного договора, завершившего Первую мировую войну, Германия была ограничена в разработке и производстве многих видов вооружения и техники. Мотоциклы в этот перечень не входили, что привлекло к ним внимание вооружённых сил.

Моторизованная пехота

Германская армия стала называть мотоциклы Kraftrad («силовое колесо»), что привело к появлению в индексах мотоциклов букв «К» или «R».

В двадцатые — тридцатые годы армия довольствовалась адаптированными гражданскими мотоциклами компаний Zundapp и BMW. Лёгкие Kraftradы этих фирм использовались в разведке, патрулях, для быстрого передвижения связных. В 1940 году настало время реформы и вермахт потребовал от производителей выпуска нового класса мототехники — тяжёлых мотоциклов с коляской. Её использовали для транспортировки раненых или же для установки пулемёта MG-34 или MG-42 . Для воздушно-десантных и горно-егерских подразделений был нужен полугусеничный мотоцикл.

К началу вторжения в СССР вермахт располагал десятками тысяч мотоциклов разных классов объёмом двигателей 125 см3 - 800 см3. Востребованной полугусеничной машиной стал SdKfz 2, обозначавшийся также как Kettenkrad HK 101. Он стал больше тягачом для лёгкой артиллерии, чем мотоциклом.

Мотоциклы использовались не как самостоятельный род войск, а для усиления других. В мотострелковом батальоне было три роты мотоциклистов, оснащённых дюжиной станковых пулемётов, 61 ручным пулемётом, 15 миномётами, 3 противотанковыми пушками и 4 мортирами. Мотоциклисты вооружались карабинами. К 1941 году в вермахте было 16 подобных батальонов. К началу Великой Отечественной войны батальоны появились в танковых дивизиях, СС и мотопехоте. Мотоциклисты во множестве запечатлены на кадрах фото- и кинохроники. Мотоциклисты принимали участие в боях лета-осени 1941 года, отлично зарекомендовав себя, в том числе — в преследовании отступавших частей РККА. И это было фактически первое боевое применение мотоциклов: Австрия, Бельгия, Польша,Франция, Чехословакия были завоеваны практически бескровно, мотоциклисты лишь прокатились по хорошим европейским дорогам.

Сталинград ставит крест на мотоциклах

Бои за Сталинград стали переломными не только в войне в целом, но и в судьбе мотоциклов в составе вермахта. Отсутствие единой линии фронта, множество очагов сопротивления и городские бои свели на нет преимущества мотоциклетной техники. Скорость передвижения в Сталинграде была неактуальна, как и поддержка пехоты или танков — мотоциклисты были слишком лёгкой добычей не только для снайперов, но и для огня обычной пехоты, тем более, прятавшейся в развалинах зданий. А когда в дело вступали гранаты и бутылки с зажигательной смесью — мотоциклы уничтожались вместе с экипажем в ста процентах случаев. Подробности можно узнать на Поисково-историческом форуме Smollbattle.

В частности, из частей, воюющих на Восточном фронте, стали выводить BMW R75, поставляя его, в основном, в Африку, Роммелю, что привело к появлению у этого мотоцикла прозвища «Сахара». R75 стоил как два автомобиля Volkswagen, что делало его потери в боях с РККА или из-за русского бездорожья весьма чувствительными и затратными. В Африке «Сахара» пришлась как нельзя кстати.

Справедливости ради, лёгкие мотоциклы продолжали использоваться в разведке и для связи как на Восточном, так и Западном фронте. Тяжёлые мотоциклы применялись в антипартизанской борьбе, но уже не так массово, как это было в боях с РККА в 1941-1942 годах. Мотоциклетные роты и взводы в составе батальонов и дивизий после Сталинграда были расформированы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх