На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 635 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Где ликовал буйный Рим

 
Ликует буйный Рим... торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена...

Михаил Лермонтов
Амфитеатр в Эль Джеме

 
   
Кого из нас не охватывает романтическая жуть при одном слове «гладиатор»?


Раб, которому судьба даровала не медленное умирание в рудниках или под бичом на плантации, а героическую смерть, быть может, после многих побед, на арене цирка; последний из людей, по римскому определению — «говорящее орудие», возможно, черпающий горькую сладость в своем приговоре.

Смельчак, обнажающий оружие перед тысячами свободных граждан, как знать, — не завидующих ли его отваге, силе и решительности; перед римлянками, начнущими презирать с этого дня своих слабовольных, изнеженных мужей и любовников и бредить по ночам храбрецом, закованным в сталь...

А если поднимет палец кверху Цезарь в своей ложе, обитой пурпуром; а если кто-нибудь из патрициев попросит жизни и свободы особо стойкому бойцу?.. История знала и такое.

Многие ланисты, содержатели гладиаторских школ, были вольноотпущенниками, заслужившими славу на арене...

 
   
 
   
 
   
Кто, как не гладиаторы, составили мощный костяк армий Спартака, потрясшего всесильное государство; кем был сам неистовый силач-фракиец?..

Да, у нас особое отношение к героям античных амфитеатров. И лишь через амфитеатры, через их жутковато-манящую суть мы можем понять душу римлянина.

Первый известный истории амфитеатр — здание, специально предназначенное для гладиаторских боев и публичной травли зверей — был выстроен свыше двух тысяч лет назад в италийском городе Помпеи.


Затем арены кровавых ристалищ стали возникать по всему римскому миру.

То было время расставания государства с остатками «старого, доброго» республиканского устройства и строгих нравов старины.

Правители-принцепсы, которых мы обычно называем императорами или цезарями, собирая в своих руках все большую власть, хотели народной покорности — и достигали ее не только силой, военно-полицейским устрашением.

Тогдашние властелины не хуже нынешних понимали, что народ можно отвлечь от горьких будничных проблем, погасить в нем желание бороться за лучшую жизнь, всячески потрафляя людским инстинктам, растормаживая низшие побуждения. «Аккумуляторы страстей должны же как-то разряжаться...»

И вот, появились амфитеатры, где была опрокинута условность античной трагедии, зрелищем стали действительные раны и смерть.

Собственно, ритуальные поединки, кончавшиеся смертью участников, происходили на италийской земле уже давно, во время погребальных обрядов у предков римлян — этрусков.

Но этот обычай дал лишь канву гладиаторских сражений. Содержание стало другим: добровольная смерть превратилась в принудительную, сакральное самопожертвование — в «адреналиновый триллер» для усталого ремесленника или вечно беспокойного торговца, в щекотку для нервов патриция, переевшего сытных блюд, пресыщенного всевозможными изощрениями любовных ласк...
Эра амфитеатров
 

 

Римские
императоры


Музей Бордо,
Тунис

 

Вителий
(69 г. н. э.)
Веспасиан
(69-79 гг. н. э.)
Адриан
(117-138 гг. н. э.)
Луций Вер
(161-169 гг. н. э.)
Марк Аврелий
(161-180 гг. н. э.)
Септимий Север
(193-211 гг. н. э.)

  Шлем Гладиатора
  Шлем Гладиатора
Римский колизей сегодня  
Римский колизей сегодня  
Аркады амфитеатра помнят толпу древних римлян...  
Аркады амфитеатра помнят толпу древних римлян...  
Бой бестиариев со львами. Рельеф на Вилле Торлониа, Рим  
Бой бестиариев со львами. Рельеф на Вилле Торлониа, Рим  
Особый размах «индустрия» амфитеатров приобрела, начиная со второй половины I века н. э.

Обезумевший от вседозволенности, свергнутый с престола и позорно погибший в 68 г. принцепс Нерон любил кровавые зрелища, но не спешил снабдить город новыми аренами.

Его заботы были вполне эгоистичными: непомерные средства потратил Нерон на возведение чудовищно громадного и роскошного дворца, Золотого Дома, с просторными садами и парками вокруг...

Пришедшая вскоре после него новая династия Флавиев, ища любви народной, возвела небывало крупный амфитеатр именно в этой, еще неоконченной усадьбе. Рядом выросло здание школы гладиаторов с ареной для тренировок.

Амфитеатр Флавиев, получивший в народе прозвище Колоссеум («колоссальный», отсюда нынешнее название — Колизей), был заложен императором Веспасианом.

Фундамент установили на дне котловины, предназначавшейся для искусственного озера в садах Золотого Дома, в шести метрах ниже уровня земли.

Каркас будущего эллиптического здания-гиганта собирали из блоков травертина; своды галерей делали из бетона (да, им пользовались в Римской империи!).

Камень доставляли из Тибура по специально проведенной для этого дороге. Были сконструированы подъемные краны, приводившиеся в движение рабами. Материалы также затаскивали наверх по наклонным плоскостям будущих лестниц.

Тяжеловесность и общая грубоватость конструкции были скрыты пышным декором. Каждый из трех нижних этажей прорезан арками, в промежутках между которыми стоит по колонне: в первом этаже колонны наиболее строгой формы, этрусско-дорические, во втором — более изысканные, ионические, и в третьем — самые затейливые, коринфские.

Четвертый этаж выше каждого из нижних и состоит из глухой стены с небольшими прямоугольными окнами и плоскими коринфскими пилястрами: на этой стене висели огромные декоративные щиты.

Можно себе представить, какое впечатление производило это здание на толпу, особенно на приезжих, в дни игр! Сами размеры Колоссеума подавляли; сверкала на солнце беломраморная штукатурка, поражало обилие статуй, стоявших на всех уровнях, разнообразных колонн, больших и малых арок...

В нижнюю, гостеприимно открытую аркаду десятиметровой высоты вливались через 76 входов людские потоки. Пятьдесят тысяч зрителей вмещал амфитеатр, — не так уж далеко от современных стадионов... Хорошо продуманная система лестниц исключала давку; пути движения толп нигде не пересекались.

Нарядными портиками на концах короткой оси овала были украшены входы для императора и для высших должностных лиц Рима: вблизи от них, соответственно, находились императорская ложа (соединенная подземным ходом с дворцом на Палатине) и ложа городских властей. Через входы на концах главной оси вступали на арену отряды гладиаторов.

Хотя Флавии и заигрывали с массой, места в Колизее распределялись строго по общественным категориям: внизу, на высоком подиуме, очерчивавшем арену, сидели сенаторы и весталки (жрицы чрезвычайно уважаемого государственного культа Весты), выше — свободные римляне-мужчины; места для женщин отводились под верхним портиком, а рабы смотрели на арену с крыши последнего...

Однако при этом каждый зритель видел всю арену и все остальные трибуны.

Все здесь «работало» на общее настроение, столь необходимое властям: люди, вплоть до последнего бедняка, проникались гордостью за родной Город, сумевший воздвигнуть такую пышную громаду, и чувством незыблемости империи; их охватывала благодарность к «сильным мира сего», устроившим великолепные игры на столь блистательной арене; они ощущали себя единым целым, человеками высшей расы, для потехи которых (включая и того же бедняка) дрались, страдали, умирали всякие эфиопы, галлы, арабы...
наверх