Василий Меркурьев запомнился зрителям добродушным и слабохарактерным лесничим в сказке «Золушка» и сложной ролью отца главного героя в картине «Летят журавли». Он очень любил свою профессию и отдавался ей полностью, сыграв более 70 ролей в кино и воплотив множество ярких образов на театральной сцене.
Но о главном достижении актера и его жены мало кто знает – они спасли несколько человеческих жизней. Правда, сам Василий Меркурьев отнюдь не считал это подвигом – он просто жил сердцем и совестью.ШВЕЙЦАРСКИЕ КОРНИ АКТЕРА
Когда актеры ленинградских, теперь петербургских театров говорили о Василии Меркурьеве, то однозначно называли его ленинградцем, и очень удивлялись, когда узнавали, что 6 апреля или 24 марта по старому стилю 1904 года Василий Васильевич Меркурьев родился в небольшом русском городке Острове – аж за 330 километров от северной столицы. Там же он провел детство и юность, закончил школу (здание школы, построенное в 19 веке, сохранилось до сих пор, но теперь в нем размещается городской суд). А еще он имел швейцарские корни – его мама Анна Ивановна, по национальности немка, родилась и жила в Швейцарии. Она приехала в Остров с родным братом Генрихом в конце 19 века, спасаясь от голода, который был в Швейцарии. В Острове она и встретила будущего мужа - Василия Ильича Меркурьева. Сыграли свадьбу. Их семья славилась в Острове кулинарными изысками, которых не знали в Острове, и тайны приготовления которых отлично знала прекрасная хозяйка Анна Ивановна – швейцарских сыров, вкусных наливок и новых для маленького городка блюд. У Меркурьевых родилось 6 мальчиков, но судьбы почти всех оказались трагическими. Один из сыновей умер в детстве, другой погиб во время первой Мировой войны…
У оставшихся сыновей Меркурьевых Василия, Александра и Петра судьбы сложились тоже нелегко. Александр – директор одного из городских хлебозаводов в годы блокады Ленинграда – умер от… голода. Какой же силой воли и честностью отличался этот человек: работал рядом с самой большой ценностью блокадного Ленинграда – хлебом – и другими продуктами, но ради спасения себя не взял ни крошки! И надо сказать, что такими были все в семье Меркурьевых.
СУДЬБА АКТЁРА
Самым удачливым из всех шести сыновей супругов Меркурьевых оказался Василий – только он дожил до старости, и, возможно, его старший брат Евгений.
В качестве театрального актёра Василий Меркурьев попробовал себя в 16 лет, а в 20 уже дебютировал в кино. Помимо фильмов «Золушка» и «Летят журавли», он запомнился зрителям и по ролям в картинах «Небесный тихоход», «Двенадцатая ночь», «Верные друзья». А руководство страны больше оценило актёра в лентах «Донецкие шахтёры», «Глинка» и «Повесть о настоящем человеке», за которые удостоило Василия Меркурьева Сталинских премий.
Василий Меркурьев до самой смерти был увлечён профессией, но каждый раз перед выходом на сцену волновался, как когда-то в 16 лет.
Коллеги любили Меркурьева и относились к актёру с большой теплотой, называя его человеком удивительного благородства и огромной души. Этот большой во всех смыслах – и телом, и сердцем – человек покорил даже невероятно требовательную к окружающим людям Фаину Раневскую, которая очень его уважала и даже сожалела о том, что сниматься вместе с Меркурьевым после «Золушки» ей больше не довелось. Хотя в нем он снялся именно благодаря Раневской – ей удалось уговорить чиновников из министерства культуры, считавших, что человек, снимавшийся в патриотических фильмах, не может появиться в детской сказке в роли лесничего, отчаянно боящегося своей сварливой и вздорной жены, не снимать его с этой роли.
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ АКТЕРА
Женой Василия Меркурьева стала Ирина Мейерхольд – дочь легендарного режиссёра Всеволода Мейерхольда, на тот момент уже находившегося в опале. Поэтому находились «доброжелатели», предупреждавшие актёра о последствиях этого брака. Но Василий Меркурьев был из тех людей, которые не способны на предательство, которые не предают ни свои чувства, ни профессию. И еще он был твердо убежден, что для любви не существует никаких преград. За годы супружеской жизни Меркурьевым предстояло преодолеть множество испытаний, но они всегда поддерживали друг друга и до конца сохранили свои чувства друг к другу.
Актёр был счастлив в своей семье и был настоящим ее главой. У пары родились трое детей: Анна в 1935 году, в 1938 – Екатерина, а в 1943 – Пётр, названный актером в честь младшего брата, которого больше всего любил и с которым крепко дружил. С ними жила и мама Василия Васильевича.
1938-ой год был очень сложным для семьи: в феврале был расстрелян Всеволод Мейерхольд, а потом пришло сообщение о смерти младшего брата Василия Петра. У него остались трое малолетних детей – Виталий, Евгений и Наталья, и тяжелобольная жена. Их нужно было помочь, и на недолгом семейном совете было решено усыновить и воспитывать детей Петра.
Сын Ирины и Василия родился в 1943 году в эвакуации. В 1944 году, когда Меркурьевы возвращались из эвакуации, к шестерым уже растущим в семье детям прибавились ещё двое (в некоторых источниках упоминается трое детей) – Ирина не смогла пройти мимо малышей, отставших от своего поезда, а Василий Васильевич даже не думал возражать против такого решения жены. После войны, в 1947 году, он рассказал эту историю по радио, и нашлась мама детей, уже и не надеявшаяся на встречу с ними.
Еще одна спасенная Меркурьевыми жизнь – домработница, которая появилась у них в 1955 году. Эта молодая женщина побывала в немецком плену во время войны, а после возвращения осталась без прописки и без работы - ее никуда не брали. Василий Васильевич прописал ее в их с женой квартире, назвав своей племянницей, а за ее помощь жене Ирине по дому платил зарплату.
Меркурьевы вообще помогали всем, чем могли, всем, кому нужна была помощь, несмотря на то, что с таким количеством детей и своих забот, хлопот и ответственности хватало – и болезни случались, и работали оба супруга много – он на сцене и на съемках, она – по дому.
Помимо собственной большой семьи, в квартире почти всегда жил кто-то еще. Так, кроме найденных детей, они привезли из эвакуации в Ленинград весь коллектив самодеятельного театра из Новосибирска. Вся труппа этого театра поступила в театральный на второй курс, но общежитие еще было закрыто, и все студенты жили первое время у Меркурьевых. И возвращавшиеся из сталинских лагерей заключенные часто жили у них месяцами.
Гостей в доме всегда было много - приходили в гости и часто ночевали коллеги и знакомые - от художников до милиционеров. И бездомных кошек и собак Меркурьевы забирали с улицы.
Сын Меркурьева Петр Васильевич вспоминал однажды:
- Первое время мы жили в трехкомнатной квартире – каждая комната где-то по 15 метров. А в соседней квартире, большой — там общая площадь была где-то 80 метров, — жил Александр Александрович Брянцев, основатель ленинградского ТЮЗа. Однажды Брянцев зашел к нам в квартиру, попросил что-то у моей бабушки — лук или что-то в этом роде. Бабушка пригласила его на кухню, и они пошли мимо всех комнат. Брянцев увидел весь наш табор. И, когда бабушка его провожала, он сказал: "Анна Ивановна, скажите Васе: пусть ко мне зайдет, когда вернется из театра“. Папа пришел после спектакля, бабушка сказала о просьбе Александра Александровича. Папа сразу пошел к нему, постучал — звонков тогда еще не было.
Брянцев открыл дверь, пригласил его и говорит: "Вася, нам со старухой такая большая квартира ни к чему, а тебе с твоим табором — в самый раз. Давай переезжай. А чтобы ты не передумал наутро, переезжай прямо сейчас“. И той же ночью переезд состоялся!
СМЕРТЬ НА СЦЕНЕ
В 1978 году на репетиции в ленинградском Театре им. Пушкина актёр готовился сыграть роль Рембрандта, и ему стало плохо. «Скорая помощь» увезла его в реанимацию, но 12 мая актёра не стало. Всего на три года его пережила жена Ирина, больше всего волновавшаяся эти годы о том, встретиться ли она со своим любимым Василием после смерти – они прожили душа в душу 44 года, и своей любовью и добротой щедро делились с теми, кто был рядом.
Вот таким был Великий Актер и Великий Человек – Василий Меркурьев!
Свежие комментарии