На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

"Нетрадиционные" отношения в Древней Месопотамии

Здравствуйте, дорогие друзья!

Как мы знаем, однополая любовь существовала везде и всегда, и в разные времена отношение к ней было тоже разным. В этой заметке мне хотелось бы рассказать Вам о том, как гомосексуальность воспринимали в Месопотамии, в одной из древнейших цивилизаций мира.

Гильгамеш и Энкиду поражают небесного быка Любопытно, что гомосексуальные отношения нашли отражение в мифологииТак, самым ярким примером гомоэротических чувств считается герой вавилонского эпоса Гильгамеш, воспылавший страстью к Энкиду и горько оплакивавший его после гибели. В знаменитом “Эпосе о Гильгамеше”, который считается первым в истории героической поэмой, мать Гильгамеша Нинсун напрямую говорит ему о том, что когда явится Энкиду, тот полюбит его больше матери и прильнет к нему, словно к супруге. Обратимся к переводу, принадлежащему М.М. и Д.М. Дьяконовым:

 

“Прежде чем с гор ты сюда явился,

Гильгамеш среди Урука во сне тебя видел.
Встал Гильгамеш и сон толкует,
Вещает он своей матери:
„Мать моя, сон я увидел ночью:
Мне явились в нем небесные звезды,
Падал на меня будто камень с неба.
Поднял его – был меня он сильнее,
Тряхнул его – стряхнуть не могу я,
Край Урука к нему поднялся,
Против него весь край собрался,
Народ к нему толпою теснится,
Все мужи его окружили,
Все товарищи мои целовали ему ноги.
Полюбил я его, как к жене прилепился.
И к ногам твоим его принес я,
Ты же его сравняла со мною“.
Мать Гильгамеша мудрая, – все она знает, – вещает она своему господину,
Нинсун мудрая, – все она знает, – вещает она Гильгамешу:
„Тот, что явился, как небесные звезды,
Что упал на тебя, словно камень с неба, —
Ты поднял его – был тебя он сильнее,
Тряхнул его – и стряхнуть не можешь,
Полюбил его, как к жене прилепился,
И к ногам моим его принес ты,
Я же его сравняла с тобою —
Сильный придет сотоварищ, спаситель друга,
Во всей стране рука его могуча,
Как из камня с небес, крепки его руки, —
Ты полюбишь его, как к жене прильнешь ты,
Он будет другом, тебя не покинет —
Сну твоему таково толкованье”.
 
(“Поэзия и проза Древнего Востока“// под ред. И.С. Брагинского. (М.: Художественная литература, 1973), стр. 172).
 
 
Примечательно, что перевод был опубликован в Советском Союзе, в котором гоосексуалов преследовали.
 

Гомосексуальность никак не порицалась в законодательстве – она не упоминалась ни в древнейших Законах Урукаганы (2375 г. до н.э.), ни в законодательстве Ур-Намму (2100 г. до н.э.) и Эшнунны (1750 г. до н.э.), ни даже в знаменитых Законах царя Хаммураппи (1750-е гг. до н. э.), ни в праве хеттов (800-е гг. до н.э.), что говорит о толерантном отношении к ней общества. Напротив, есть сведения, что сами цари Зимри-Лим и Хаммурапи имели любовников-мужчин. (David F. Greenberg,“The Construction of Homosexuality” (University of Chicago Press,  1990). pp. 124-126).

Любопытно, что иногда в гомосексуальном поведении видели особый мистический смысл. В одном из сборников примет (подобные сочинения составлялись жрецами) тем или иным формам гомосексуальной близости приписываются различные последствия. Всего там 4 подобные приметы. Например, если мужчина переспит с другим активной позиции, то он станет главным над своими сверстниками и братьями, а если мужчина вступит в связь с придворным, то на протяжении последующего года он будет жить в беспокойстве, которое по истечении этого времени покинет его. Если мужчина совокупится с храмовым проститутом-мужчиной, то невзгоды покинут его. А если мужчина вступить в связь с домашним рабом, то его постигнет тяжелая судьба. (Bruce L. Gerig, “Homosexuality in the Ancient Near East, beyond Egypt“, ссылка на: Nissinen, Martti, “Homoeroticism in the Biblical World: A Historical Perspective” (Minneapolis: Fortress Press, 1998.)

Таким образом, гомосексуальность в Месопотамии достаточно спокойно воспринималась обществом. Законы не порицали ее, и гомоэротические чувства отразились даже в героическом эпосе. 

Спасибо Вам за внимание и до новых встреч!)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх