Автор: Сергей КРИВЕНКОВ
Источник: НЛО № 21 (2004)
Примерно за десять лет до высадки Кортеса на востоке от столицы ацтеков в ночном небе появилась огненная, как заря, пирамида. Ее вершина доходила «до самого сердца неба». На рассвете явление исчезло. Упоминают еще пожар храма бога войны и то, что храм бога огня неожиданно поразила молния.
В небе видели миражи - необычно одетых вооруженных людей. А однажды рыбаки поймали странного серого журавля с зеркалом на голове. В зеркале виднелась картина звездной ночи. Птицу показали царю Монтесуме. Ровно в полдень он увидел в зеркале сначала звездное небо, а затем - множество воинов, скачущих верхом на «косулях» (лошади ацтекам были неизвестны).
Итак, события конкисты не были совсем неожиданными. Предания повествуют и о других знамениях. Все они описаны в источниках, правда, некоторые, возможно, вымышлены. Мы упомянули лишь о наиболее интересных.
Монтесума, по слухам, из-за знамений переживал. Но незадолго до вторжения захватчиков приказал высечь свой лик на камне священной скалы Чапультепек, как это делали предыдущие цари на вершине могущества. Их лики частично сохранились до наших дней. Изображен Монтесума в плаще из кожи, содранной с девушки, что символизировало еще и облик бога жатвы.
Ацтекский царь жил в роскоши, среди всех яств он предпочитал напиток из взбитого шоколада. Слуги растирали бобы какао в порошок, добавляли мед и перец. Смесь разогревали на огне, а затем взбивали золотой мешалкой до появления пены. В течение дня царь вкушал напиток до полусотни раз.
Все шло по-прежнему. Продолжались войны с соседними племенами, еще не покорившимися империи. Кроме обычных, вели так называемые цветочные войны - исключительно ради захвата пленных и последующего принесения их в жертву богам. Вожди вражеских племен выставляли войско с заранее оговоренной численностью бойцов в строго определенном месте, а после окончания цветочной войны пировали, любуясь ритуальными жертвоприношениями, и вместе с ацтекской знатью поедали конечности воинов, .зарезанных в честь богов.
На огромном каменном календаре (диск весом 25 тонн и диаметром около 3,5 метра) происходили ритуальные поединки. Пленника привязывали к столбу, укрепленному в центре диска, и давали ему полуигрушечное оружие, которым он должен был обороняться от нападавшего на него отлично вооруженного «воина-орла». Несчастных подпаивали перед ритуалом специальными дурманящими напитками. Кстати, они считали за честь быть участниками такого неравного поединка. Более того, иногда им удавалось давать нападавшему достойный отпор. Тогда «воина-орла» сменял «воин-ягуар». Когда израненный пленник лишался сил, его хватали жрецы. Старший из них одним взмахом острого ритуального кинжала из обсидиана вскрывал грудь побежденного, вырывал сердце и показывал его солнцу.
На небе сверкали звезды, только созвездия в Центральной Америке были совсем иные, чем знакомые нам. Да и в зодиаке было не 12, а 13 созвездий. Ацтеки почитали числа 9 и 13, а не тройку, семерку и дюжину, как в Европе. Существовала (как и у более древней культуры майя) и своя астрология. Но о том, чтобы ацтеки предсказывали последующие события по звездам, сведений нет.
В регионе была принята двадцатиричная система счисления. Единицу обозначали точка или палец, 20 - флаг, 400 - перо. Мешок с заменявшими деньги бобами какао символизировал 8000 (богатство!).
У майя кролик стоил десять бобов, за ту же цену можно было провести ночь с девицей легкого поведения, раб стоил сто бобов. Позднее, у ацтеков, на рынке кролик стоил уже тридцать бобов (инфляция).
Многое о быте ацтеков мы знаем благодаря их рисованным книгам-кодексам, напоминающим наши ребусы. Известно, в частности, что в последние перед вторжением конкистадоров годы каннибальские ритуалы стали исполняться с еще большим рвением. Каждый рассвет приветствовали жертвоприношением. Для ежедневных закланий не хватало людей, несмотря на непрерывные войны. А ведь даже чины в армии зависели от того, сколько пленников взял воин - после каждого нового захваченного вражеского солдата полагался более красочный плащ.
Однако не каждый пленник удостаивался чести взлечь на жертвенный алтарь. Преступники, например, не удостаивались такой чести - их казнили либо уродовали. Поэтому ацтеки не пренебрегали принесением в жертву животных. Так, каждый день на рассвете жертвенники в храмах орошались кровью птиц.
В общем, к XVI веку обычаи ацтеков настолько отличались от европейских, что даже весьма жестокие конкистадоры испытывали при столкновении с местными верованиями ужас. Еще бы! Только на главной храмовой площади столицы жертвенных пирамид было десять! И над всеми возвышалась самая огромная - Большой Теокалли. На ее вершине перед началом закланий ритмично били в большой барабан, обтянутый змеиной кожей. Черепа жертв нанизывали на жерди и выставляли вблизи пирамид на особых сооружениях, напоминавших гигантские счеты. К моменту прихода испанцев на самой большой из таких решеток насчитывалось 136 тысяч черепов!
Такая аномальная цивилизация не могла устоять перед натиском тоже жестоких, но лучше вооруженных завоевателей. Впрочем, покорению Теночтитлана поспособствовала и завезенная европейцами оспа.
Появление на побережье пришельцев поразило всех. Невиданные ранее лошади, аркебузы, пушки, стальные кирасы, - все указывало на грозную опасность. Вряд ли пришельцев всерьез приняли за богов. Просто ацтеки столкнулись с совершенно не знакомой цивилизацией, в своем развитии опередившей их на столетия. Однако местный культ смерти не способствовал трезвой оценке ситуации.
Картина мира была искажена - само существование жизни ставилось в зависимость от регулярности жертвоприношений. Поэтому первой реакцией на опасность стало не сплочение ацтеков, а новые попытки «задобрить» бога войны. А завоеватели сыграли на вражде между племенами, ведь конкистадоров было слишком мало, чтобы штурмом взять огромный столичный город.
Да, храбрости у ацтеков не отнять, сопротивлялись они отчаянно. В ацтекском войске были и свои смертники. Это дававшие клятву никогда не отступать и прикрывавшие отряд в случае его отхода опытные воины (куачике), сражавшиеся всегда вдвоем. Они разрисовывали одну половину лица голубой краской, а другую - красной или желтой.
Войну ацтеки все же проиграли, хотя только Большой Теокалли завоевателям пришлось брать трижды. Жестокие бои шли на трех дамбах, ведущих к столице, расположенной на озерном острове. В 1520 году, в так называемую Ночь печали, конкистадоры с потерями отступали по одной из дамб, но на следующий, 1521 год, они вновь штурмовали город, уже с трех направлений, сумев даже построить 13 небольших бригантин, поддерживавших колонны штурмующих с воды.
Город методично разрушали квартал за кварталом. И все же последняя битва длилась три месяца, а пленных конкистадоров перед принесением в жертву богу войны заставляли танцевать на вершине пирамиды с веерами в руках... Кстати, штурм Теночтитлана - крупнейшее сражение XVI столетия по числу участников.
А как все же быть со знамениями? С одной стороны, до ацтеков могли доходить сведения о завоевании европейцами островов Карибского моря, а также о первых стычках в 1511 году на побережье населенного племенами майя полуострова Юкатан. И в то же время мы не можем игнорировать свидетельства старинных хроник о предвестниках катастрофы, постигшей ацтекскую империю. Например, о том, что в 1511 году в небе видели мираж - необычно одетых и вооруженных людей, которые убивали индейцев. И, наконец, правитель союзного ацтекам города Тескоко прямо предсказал гибель царства Монтесумы (сам предсказатель не дожил до предвиденных им событий). Так что тут есть над чем задуматься...
Свежие комментарии