Научно-исследовательская группа во главе с доктором Александром Хуппертцем из Берлинского медицинского университета Шарите, Германия, обнаружила внутри знаменитого бюста Нефертити ещё одно скульптурное изображение. Этому открытию посвящена публикация в журнале Radiology, на него ссылается газета Telegraph.
Гипотеза о том, что внутри гипсового бюста находится каменное основание, высказывалась уже давно, однако ученые считали, что камень как более прочный материал должен был всего лишь служить основанием для скульптурного портрета. Тем не менее, когда доктор Хуппертц и его коллеги подвергли бюст компьютерной томографии, они обнаружили, что внутри заключена ещё одна скульптура.
При сравнении обоих портретов царицы ученые обнаружили некоторые различия в изображении внешности: особенно сильно отличаются уголки губ и линия носа Нефертити. На основании этого у исследователей сложилось мнение, что кто-то давал четкие указания мастеру об изменении каменной скульптуры. «Можно предположить, что окончательная версия оказалась более приемлемой по каким-то критериям, чем первоначальное изображение, хотя в этом вопросе следует быть весьма осторожным», — говорит Джон Тейлор, куратор отдела древностей Египта и Судана в Британском музее.
Бюст царицы Нефертити, созданный 3,3 тыс. лет назад придворным скульптором Тутмесом, был найден в 1912 году археологом Людвигом Борхардтом — атташе по вопросам науки при германском консульстве в Каире. Шестью годами раньше Немецкое Восточное Общество приобрело права на проведение раскопок в окрестностях Тель-эль-Амарны, на месте построенной Эхнатоном столицы — Ахетатона. Осенью 1912-го в ходе раскопок в квадрате P-47, обозначенном на плане как развалины жилого дома, под слоем песка обнаружилось ателье придворного скульптора, в котором безраздельно царили изображения Нефертити.
Вот как описывал знаменитую скульптуру сам Борхардт:
Гипотеза о том, что внутри гипсового бюста находится каменное основание, высказывалась уже давно, однако ученые считали, что камень как более прочный материал должен был всего лишь служить основанием для скульптурного портрета. Тем не менее, когда доктор Хуппертц и его коллеги подвергли бюст компьютерной томографии, они обнаружили, что внутри заключена ещё одна скульптура.
При сравнении обоих портретов царицы ученые обнаружили некоторые различия в изображении внешности: особенно сильно отличаются уголки губ и линия носа Нефертити. На основании этого у исследователей сложилось мнение, что кто-то давал четкие указания мастеру об изменении каменной скульптуры. «Можно предположить, что окончательная версия оказалась более приемлемой по каким-то критериям, чем первоначальное изображение, хотя в этом вопросе следует быть весьма осторожным», — говорит Джон Тейлор, куратор отдела древностей Египта и Судана в Британском музее.
Бюст царицы Нефертити, созданный 3,3 тыс. лет назад придворным скульптором Тутмесом, был найден в 1912 году археологом Людвигом Борхардтом — атташе по вопросам науки при германском консульстве в Каире. Шестью годами раньше Немецкое Восточное Общество приобрело права на проведение раскопок в окрестностях Тель-эль-Амарны, на месте построенной Эхнатоном столицы — Ахетатона. Осенью 1912-го в ходе раскопок в квадрате P-47, обозначенном на плане как развалины жилого дома, под слоем песка обнаружилось ателье придворного скульптора, в котором безраздельно царили изображения Нефертити.
Вот как описывал знаменитую скульптуру сам Борхардт:
«…Бюст царицы, 47 сантиметров в высоту. В высоком, обрезанном сверху, парике, перевязанном посередине широкой лентой. Краски — как будто только что нанесены. Превосходная работа. Описывать бесполезно. Надо видеть…»Храмовые надписи свидетельствуют, что Нефертити во время царствования своего мужа фараона Аменхотепа IV, который называл себя Эхнатоном, играла значительную роль в государстве. Некоторые специалисты полагают, что она обладала большой властью, а может, даже была соправительницей Египта. Её муж прославился тем, что заменил политеистический культ египетских богов поклонением единому богу Атону. О причинах такой перемены, нехарактерной для древнего мира, египтологи спорят по сей день.
Свежие комментарии