У берегов Антарктиды возвышаются мрачные скалы острова Ливингстон из Южной Шетландской гряды. Здесь царит самая отвратительная погода на всём земном шаре: вечный ледяной дождь и сильный ветер. Эта неприветливая груда чёрных камней и льда хранит загадку первой трагедии в истории Антарктиды, достойной пера Эдгара Алана По или Дэна Симмонса…
В 1788 году со стапелей верфи близ испанского порта Ферроль сошёл новейший линейный корабль испанской армады —«Сан-Тельмо».
Новый линкор с 74-мя пушками был прекрасен. Он сочетал лучшие достижения британского и французского кораблестроения. И потому был стремительнее английских кораблей, а французские превосходил в мореходности и устойчивости(потому что не пытался то и дело зачерпнуть воды через орудийные порты нижней палубы).
Сан-Тельмо
Судьба уберегла«Сан-Тельмо» от Трафальгарского разгрома, который отправил на дно главные силы как испанского флота, так и французского. В дни битвы корабль мирно ремонтировался в Картахене.
После окончания наполеоновских войн он стал бесценен для испанской короны: её армада перестала существовать, а в американских колониях за океаном разгоралась борьба за независимость. И подавить мятежи без флота было невозможно. Испанцы даже купили несколько российских кораблей. Иногда по ошибке к их числу относят и«Сан-Тельмо».
«Сан-Тельмо» поднимает паруса
К началу 1819 года у испанцев в Америке всё шло хуже некуда. Из Аргентины, Венесуэлы и Чили революционные идеи распространялись по бескрайним владения короны.
Оплотом монархизма было вице-королевство Перу. Его армии небезуспешно боролись с повстанцами и даже однажды сумели вернуть Чили под скипетр его величества короля Испании Фердинанда VII. Но затем Хосе де Сан-Мартин разбил войска Перу. И теперь революционные силы собирались в поход на столицу королевства — Лиму.
Король Фердинанд VII кисти Франциско Гойи
Чтобы подбодрить роялистов и помочь им удержать позиции, король Фердинанд приказал отправить в Перу хотя бы небольшую эскадру. Помимо убедительных 24-фунтовых пушек экспедиция должна была доставить серебро для оплаты службы действующей армии.
Потому что даже самому убеждённому роялисту воевать без денег немного грустно.
13 мая из Кадиса(город на юго-западе Испании) вышла эскадра под гордым названием«Дивизия южных морей». Её возглавил наш знакомый«Сан-Тельмо» с грузом серебра. Командовал линкором капитан дон Хоакин де Толедо-и-Парра.
За флагманом шли линейный корабль«Александр I»(недавно купленный у России, тоже с 74-мя пушками) и пара фрегатов.
Над«Сан-Тельмо» развевался флаг командира эскадры, бригадира дона Росендо Порлиер-и-Астегьета. Опытный моряк и солдат, представитель высшей испанской аристократии, ветеран Трафальгара и бесчисленных сражений в колониях — он с самого начала понимал: его экспедиция — почти гарантированное самоубийство. Четырём кораблям, находившимся в плохом состоянии, предстояло пройти сквозь вечные бури сороковых и пятидесятых широт.
Но приказ есть приказ.Roaring Forties, Furious Fifties —«Ревущие сороковые, неистовые 50-е» — так называют моряки всего мира этот регион мирового океана, где дует устойчивый западный ветер, вызывающий частые штормы. Сила этого ветра в Южном полушарии объясняется отсутствием больших масс суши, которые могли бы отклонить или задержать его. В итоге океан в этих местах, по всей окружности планеты в 40-50-х широтах, почти никогда не бывает спокойным — гигантские длинные волны катятся в бесконечность одна за другой, и даже современным кораблям подчас приходится нелегко в этих водах.
Перед отбытием дон Росендо сказал одному из друзей-капитанов:«Прощай, Фраскито, скорее всего навеки».
Путь в бездну
Проблемы начались очень скоро. В районе тропика Рака линейный корабль«Александр I» — построенный по принципу«чѣмъ дешевле, тѣмъ лучше, потому что у государя императора на флотъ денегъ нѣтъ» и предназначенный для холодных балтийских вод — начал разваливаться и набирать воду всеми щелями. От греха подальше дон Росендо приказал ему вернуться в Кадис.
После остановок в Монтевидео и Рио-де-Жанейро в конце августа эскадра достигла пролива Дрейка. За которым ревел тот самый вечный приантарктический шторм в самом худшем его варианте. Корабли дона Росендо несмотря ни на что упорно пытались прорваться в Тихий океан. Во время последнего шторма в сердце бури испанцы потеряли друг друга.
Экипаж фрегата«Примоса Мариана» стал последними, кто видел«Сан-Тельмо». 2 сентября 1819 года флагман скрылся в чудовищном шторме посреди пролива Дрейка. С тяжёлыми повреждениями руля и грот-рея линкор продолжал отчаянно бороться с ненастьем.
Росендо Порлиер-и-Астегьета
Фрегаты сумели добраться до портов. А флагман вместе с бригадиром Росендо Порлиером, капитаном Хоакином де Толедо и остальными 642 членами экипажа поглотила бесконечная буря крайнего юга.
Спустя год революционная эскадра высадила чилийский десант в Перу. Без линейных кораблей испанской армады оказать сопротивление повстанцам было некому. А сгинувшее на«Сан-Тельмо» серебро так и не зазвенело в карманах королевских солдат. Оплот монархизма пал.
Свежие комментарии