На фотографии три Героя Советского Союза, три кавалера ордена Партизанской звезды 1-й степени несуществующей ныне Югославии, три авиатора, три друга. Вглядитесь в эти лица. Фотография любительская, сделана мной на стадионе «Динамо» в мае 1975 года во время празднования 30-й годовщины Великой Победы.
Всем троим звание Героя Советского Союза присвоено одним Указом Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм. Номера медалей «Золотая Звезда» – 5284, 5280 и 5279 соответственно. Тогда им было: капитану Михаилу Михайловичу Кириллову – 34 года, капитану Федору Сильвестровичу Румянцеву – 29 лет, майору Александру Дмитриевичу Давыдову – 35 лет. На фотографии они так и стоят (слева направо). Первые два – штурманы, третий – пилот. У всех схожие судьбы.
Михаил Кириллов (1911–1984) окончил семь классов, потом техникум. В 1931 году прошел курсы летнабов-аэрофотосъемщиков, работал по специальности в «Госаэрофотосъемке». За спиной участие в изысканиях Байкало-Амурской магистрали, съемка строительных площадок для Комсомольска-на-Амуре, Норильска, Советской Гавани. Семерым бамовцам в годы войны было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Но большинство из них не увидели День Победы.
“Летали «челноками» от Винницы до итальянского Бари, ночью, над горной местностью, без ориентиров”
Участник Великой Отечественной с августа 1942 года. Воевал в авиации дальнего действия штурманом корабля, звена, эскадрильи, полка. Прокладывал боевые маршруты над территорией Нечерноземья, Крыма, Белоруссии, Украины, Прибалтики, Польши, Финляндии, Германии, Румынии, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Болгарии и Австрии. К августу 1944-го Кириллов имел звание капитана и возглавлял штурманскую службу авиационного полка. К октябрю 1944 года совершил 165 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, скоплений его войск. С октября 1945-го майор Кириллов в запасе. Работал в полярной авиации. Стал пионером аэрофотосъемки шестого континента – Антарктиды, Южного и Северного полюсов. 8 января 1956 года состоялся первый полет в Антарктиде на вертолете Ми-1, во время которого было выбрано место и начато строительство станции. Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов руководил всей экспедицией, Герой Советского Союза Иван Иванович Черевичный – авиационным отрядом, в составе которого работал и штурман Кирилов.
Федор Румянцев родился в 1916 году в селе Рождествено (ныне Каширский район Московской области). Окончил семь классов школы в Калуге, затем Московский авиационный техникум Гражданского воздушного флота, после чего работал в «Бамтранспроекте» – проводил аэрофотосъемку будущего БАМа в Забайкалье. В конце 1941 года он узнал, что его родственников в Калуге расстреляли немецкие оккупанты. Но только в 1942-м после неоднократных рапортов был направлен штурманом в авиацию дальнего действия (АДД). К августу 1944-го гвардии капитан Федор Румянцев был штурманом эскадрильи 22-го гвардейского авиаполка 5-й гвардейской авиадивизии 4-го гвардейского авиакорпуса АДД СССР. К ноябрю того же года совершил 196 боевых вылетов, из которых порядка 60 на спецзадания. Они были связаны с доставкой различных грузов югославским партизанам. Летали «челноками» – от Винницы до итальянского Бари – туда и обратно (операция «Славянский мост»). Это были ночные полеты над горной безориентирной местностью продолжительностью 10–12 часов. Немало могил советских летчиков появилось на этом маршруте. В 1944-м АДД потеряла 696 самолетов.
Были и задания по обеспечению грузами Словацкого национального восстания, а также полеты с членами Коминтерна в различные страны, за что в документах Румянцева есть записи более чем о десяти благодарностях от Верховного главнокомандующего.
24 июня 1945 года Федор Румянцев прошел в строю Парада Победы по Красной площади Москвы. После войны продолжил службу в Советской армии. Окончил Военно-воздушную академию, после чего много лет находился на дипломатической службе. В 1970-м в звании полковника ушел в запас и стал преподавать штурманское дело в авиационном техникуме, который когда-то сам и окончил. Написал несколько пособий по штурманскому делу. Скончался в декабре 1988 года.
Александр Давыдов, самый старший из тройки Героев (1910–1985), с августа 1941-го, будучи летчиком высокого класса, участвовал в боевых вылетах в составе авиационной группы особого назначения при Генеральном штабе Красной армии. Капитан Давыдов одним из первых начал совершать посадки в тылу противника. В первые месяцы войны его самолет 27 раз производил посадки в тылу врага, доставляя партизанам боеприпасы и вывозя раненых. С июля 1942-го он стал летать на американском бомбардировщике В-25 «Митчелл», поступившем по ленд-лизу («В-25 «Митчелл» – капризный тихоход»). Десятки раз экипаж Давыдова, как наиболее опытный, работал в качестве лидера-осветителя.
С июня 1944 года воевал командиром эскадрильи 337-го авиаполка дальнего действия. Был включен в созданную группу по оказанию помощи Югославской народно-революционной армии. Его экипаж стал одним из первых начавших полеты в Югославию. Давыдов до войны был, как и многие в АДД, пилотом гражданской авиации. Во время Великой Отечественной – командир эскадрильи. К маю 1945-го гвардии майор Давыдов совершил более 320 боевых вылетов, основную часть (289) – по ночам.
Заслужил двадцать наград, из них пять орденов Красного Знамени. За свою летную жизнь пробыл в воздухе свыше семи тысяч часов, 1500 – в ночное время, более тысячи часов – днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Налетал около двух миллионов километров. В ноябре 1956-го подполковник Давыдов был уволен не очень красиво в запас, после чего продолжил работу «на гражданке».
Такими были три друга, три Героя Советского Союза.
племянник Федора Сильвестровича
Свежие комментарии