Раскопки Урука, начатые в 1902 г., послужили отправным пунктом археологических работ по изучению древней Месопотамии. Городские руины, засыпанные слоем песка, местами достигавшим 15 м, в точности соответствовали описаниям эпоса о Гильгамеше.
Шумеры были первым культурным народом Месопотамии, страны, лежащей между Тигром и Евфратом.
Лишь в 1902 г. немецкий археолог Вальтер Андре, ассистент знаменитого исследователя древностей Роберта Колдевея, приступил к раскопкам Урука. Это послужило началом нового этапа в изучении древней Месопотамии, которое велось уже около 100 лет. Между 1811 г., когда англичанин Дж. К. Рич прибыл в Двуречье, и началом XX в. были обнаружены и раскопаны развалины городов Вавилона, Дур-Шаррукина, Кальху, Ниневии и шумерских городов Лагаша и Ниппура. Затем в 1922 г. англичанин Ч.Л. Вулли обнаружил город Ур, а в 1933 г. француз А. Парро раскопал город Мари в верхнем течении Евфрата.
Урук, развалины которого были обнаружены под толстым слоем песка, местами достигавшим 15 м, в точности соответствовал описаниям в эпосе о Гильгамеше. Здесь находились две мощные храмовые башни (зиккураты), посвященные Иштар и Ану, «дом неба» Эанны, еще одно святилище Ану и четыре других храма, о которых говорится в эпосе. Были раскопаны царский дворец и сотни комфортабельных жилых домов с отоплением, ванными комнатами и канализацией. Широкие улицы города были мощеными. По ним одновременно легко могли бы проехать три колесницы, запряженные четверкой лошадей. Были обнаружены и остатки древесины кедра, что напоминает о ливанском лесе Хунбабы — ведь в долине южного течения Евфрата кедры не росли.
В древней Месопотамии распространение получили скульптура и художественные промыслы. Искусство шумеров, древнейшего народа Земли, повлияло на всю культуру Древнего Востока. В эпоху ранних династий это влияние простиралось до территории Сирии. При раскопках древнего города Мари были найдены художественные сокровища той эпохи: «орел с головой льва» из серебра и золота; в древнем античном городе Эбле нашли покрытое золотой фольгой сказочное существо, похожее на «зубра с головой человека».
Иштар, дочь бога неба Ану, в древней Месопотамии глубоко почиталась как богиня любви и плодородия. Обычно ее изображали стоящей на льве.
Кирпич из храма бога воды Энки из древнешумерского города Эриду.
Впечатляет возраст шумерских городов, которые в техническом отношении близки нашим. В Уре Вулли нашел шумерскую арфу XXVIII или XXVII в. до н. э., на которой изображен Гильгамеш с двумя быками! Если легендарный правитель существовал, то это было примерно пять тысячелетий назад, то есть в тут пору, когда по большей части земного шара еще бродили охотники каменного века. Стены, которые были возведены им, датируют XXX—XXVIII вв. до н. э.
Арфа из древнего Ура оказалась не единственным свидетельством периода Гильгамеша. К той же эпохе относится шумерская печать, на которой герой изображен дважды: один раз с Энкиду и небесным быком, а второй раз со львом. Другая печать, XXV в. до н. э., изображает Гильгамеша с небесным быком в лодке Ур-шанаби.
О том, что эпос продолжал жить на протяжении веков, говорят более поздние произведения изобразительного искусства. На аккадской печати XXII в. до н. э. изображены бог солнца Шамаш и гора Машу с двумя вершинами.
Древневавилонская скульптура представляет собой голову Хумбабы, а позднее появились также и статуэтки этого чудовища в полный рост.
Особенно невероятным представляется не посвященным в тайны археологии находка самого эпоса о Гильгамеше. Двенадцать глиняных таблиц с клинописным изображением всего эпоса, большинство которых находилось в дворцовой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (668—631 гг. до н. э.) в Ниневии, представляют собой, видимо, последний вариант произведения. Существовало еще по меньшей мере пять более древних письменно зафиксированных версий, а задолго до того эпос веками передавался из уст в уста. Древнейшие из дошедших до нас записей относятся к XVIII—XVI вв. до н. э.
Клинопись мертвых языков
С изменением господствующих структур в Месопотамии изменялись и языки, на которых излагались различные версии эпоса. Поначалу письменные знаки на найденных клинописных табличках ничего не говорили ученым ни о значении, ни о звучании слов. И не было возможности сравнить шумерскую клинопись с другими языками.
Начало шумерского письма восходит к рисуночному письму. Шумерская клинопись возникла на стыке IV и III тысячелетий до н. э. Письменные знаки наносились заостренной палочкой на влажные глиняные плитки, или таблички. При этом нажимали углом прямоугольной палочки на глину, и запись приобретала характер клиновидных углублений. Название этому шрифту в XVII в. дал англичанин Томас Хайд.
Впервые плитки с клинописью привез из Персеполя в Европу в 1626 г. итальянец Пьетро делла Балле. Однако долгое время никто не предпринимал попыток расшифровать их, пока в 1802 г. немецкий учитель Георг Гротефельд не высказал предположения, что таблицы содержат персидский текст и тогда в них должны содержаться имена персидских царей. И хотя персидской формы этих имен он не знал, но решил, что они должны походить на имена персидских царей, озвученные по-гречески. И действительно, он сумел расшифровать имена Дария и Ксеркса, хотя по-персидски они и звучали несколько по-другому: Дарайвауш и Хшайарша. Всего ему удалось идентифицировать десять клинописных знаков. Начало было положено.
Датские, французские, английские и немецкие исследователи взялись теперь за сложную задачу расшифровки. Наконец англичанину Х.К. Роулинсону удалось не только составить список из 50 персидских клинописных знаков, но и обнаружить в развалинах города Бехистун надпись на трех языках — персидском, эламитском и вавилонском. Теперь Роулинсон, его соотечественник У.Х. Фоке Тальбот, ирландец Э. Хинкс и француз Жюль Оппер решились на расшифровку этих языков. Когда это удалось, Оппер первым принялся и за шумерский язык.
Жизнь пять тысяч лет назад
Тем временем археологи раскопали десятки тысяч таблиц с клинописью. Но только в 1872 г. в их руки попали фрагменты эпоса о Гильгамеше. Однако почти полный, изображенный на 12 таблицах текст из библиотеки царя Ашшурбанапала нашли лишь в конце XIX в. На нескольких таблицах отсутствовали большие куски, другие таблицы местами были неразборчивы. Можно написать увлекательную книгу о том, как между 1902 и 1970 гг. одно за другим ликвидировались белые пятна и как в конце концов из сотен фрагментов на различных древнемесопотамских языках возникло единое связное повествование. Старейшие источники восходят к древним шумерским текстам. И получилось так, что о градостроении и повседневной жизни, о религии и культах, о торговле и ремесле, о войнах и взаимоотношениях правителей в древнейшей великой культуре мира мы знаем сегодня больше, чем древние греки, которых отделяло от погибшей культуры шумеров примерно на 2,5 тысячелетия меньше, чем нас. Мы получили представление об образе мыслей и чувствах людей, живших почти 5 тысячелетий назад, об испытываемом ими страхе смерти и стремлении к бессмертию своих деяний. И эпос о Гильгамеше действительно сделал бессмертным имя своего героя.
Бессмертие царя урука (окончание)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии