Александр Невский принял католичество - в этом был убежден Папа Римский Иннокентий IV. Глава католической церкви написал два послания Александру Невскому. Первое послание датировано 23 января 1248 года. В нём Папа Римский настойчиво убеждает Александра Ярославовича принять католичество и предлагает помощь в борьбе с татарами. "Потому просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих, дабы, как только это (известие) через братьев оных дойдет до нашего сведения, мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом, с помощью Божией, сим татарам мужественное сопротивление оказать". Судя по тону второго послания, которое было написано в декабре того же года, можно предполагать, что Невский-таки принял католичество. Такое ощущение возникает при первом прочтении, но ощущение это неверно. Из текста грамоты ясно видно, что восторги Папы от обращения князя в католичество породил вовсе не ответ Александра Невского на первую грамоту (никакого намёка на его ответ вообще нет), а отчёт крайне честолюбивого папского легата в Пруссии и Ливонии Альберта фон Зуербеера по поводу разрешения Александром построить католический храм во Пскове. Во-первых, такой вопрос не обязательно должен был решать сам Александр, а за него это мог сделать наместник. Сам Невский в это время мог быть в ставке Батыя или в Карокоруме, нашли ли его папские легаты - вопрос открытый.
Как отнёсся к инициативе своего наместника и псковских властей сам Александр, торжественно вернувшись в Великий Новгород с митрополитом Кириллом и епископом Ростовским в 1251 г., мы можем предполагать по тому, что археологами следов католического храма XIII в. в Пскове не найдено. А генеральный ответ князя на притязания католиков был вполне однозначен. Во второй грамоте папа просил пустить в гости своего легата и «подобающим образом принять его как выдающегося члена Церкви», отнестись к нему «благосклонно и с уважением воспринять то, что он посоветует».
Судя по Житию, Александр Невский принял папских посланцев уважительно, посоветовался в мудрыми людьми и решил, что священную историю знает не хуже католиков, а вера их Руси не подходит: «От вас учения не примем!».
В январе 1254 года Даниил Галицкий был коронован в Дрогичине, а за год до этого Иннокентий IV объявил крестовый поход против Орды. Крестовый поход против Орды был большим, но так и не осуществленным проектом. Помощь "латинян" Галицкому оказалась очень слабой: удалось освободить Луцк и часть Волыни, развернуть поход на Киев, но "в товарищах согласья не было", возникли проблемы с литовцами из-за дележа добычи - разозлившись, они опустошили окрестности не так давно освобожденного от Орды Луцка. Все эти события неоднозначно дали понять Даниилу, что его вероотступничество было неверным шагом, он порывает отношения с Папой, но оставляет для себя и своих наследников титул «Rex Russiae» и «duces totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie» («Король Руси» или «князь всей земли Русской, Галицкой и Владимирской»).
Назначенный в Константинополе Предстоятелем Русской Церкви митрополит Исидор (по происхождению - эллинизированный болгарин) был ревностным приверженцем унии с Римом, которую греки при его активном участии заключили в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе. За особое усердие в заключении унии, Исидор был возведен Папой в кардинальское звание, но, вернувшись в Россию, был арестован и заточен по приказу великого князя Василия II Темного. Позднее он бежал в Рим. Флорентийскую унию в Москве категорически отвергли и осудили на Соборе 1441 г., что явилось причиной разрыва между православной Москвой и униатским Константинополем: Русская Православная Церковь с этого времени становится автокефальной. Объединение церквей при главенстве Папы Римского, таким образом, было осуществлено только формально, по факту же флорентийская уния позволила Православной церкви усилить свои позиции.
Этот брак, как мы знаем, состоялся, но вот планы Папы Римского так и остались планами. София вместо того, чтобы склонить Русь к принятию унии, приняла православие; послы Папы Римского вынуждены были уехать ни с чем.
25 августа 1580 года Иван IV, обеспокоенный успехами польского короля Стафана Батория, решает обратиться к Папе Римскому Григорию XIII за посредничеством. Римская церковь восприняла этот призыв как возможность заключения унии. Для осуществления этой миссии в Москву был отправлен Антонио Поссевино. Убежденность папы Григория XIII в успехе миссии Поссевино была обусловлена тем обстоятельством, что еще в 1573 году во время выборов короля Речи Посполитой в сейме обсуждалась, среди прочих, и кандидатура Ивана IV, который в обмен на польскую корону пообещал признать унию.
Поссевино прибыл в Старицу к Ивану Грозному в августе 1581 года, где был встречен с большим почетом. Поначалу Иван IV не отвергал планов Папы, но только до заключения Ям-Запольского перемирия в феврале 1582 года. 14 февраля 1582 года Поссевино прибыл в Москву, где с разрешения Ивана Грозного провёл публичные диспуты о вере. В порыве ярости Иван Грозный чуть было не убил легата. Вот как отзывался об этом случае В. В. Розанов: «Известны споры Грозного с Поссевином, где он огорошил „западника“ вопросом, для чего они бреют подбородок». По возвращении из России Поссевино писал исторические сочинения о России. В частности, книгу "Московия". Поссевино был одним из авторов той версии, что Иван Грозный убил своего сына. ""Очернить" русского царя было ему на руку- своей миссии Поссевино не выполнил.
Алексей Рудевич
Свежие комментарии